ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1765/2021 от 09.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

09 ноября 2021 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего по делу - судьи Афонина Г.В., при секретаре судебного заседания – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» о признании незаконным начисления платы за коммунальную услугу, исходя из количества собственников жилого помещения, обязании произвести перерасчет, запрете начислений платы за коммунальную услугу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» о признании незаконным начисления платы за коммунальную услугу, исходя из количества собственников жилого помещения, обязании произвести перерасчет, запрете начислений платы за коммунальную услугу.

Исковые требования обоснованы тем, что истец и ее четверо детей (привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора) имеют в собственности комнату в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ком. 126, в которой с 2007 года никто не зарегистрирован и никто не проживает.

Истец указывает, что ответчиком с 2017 года по август 2020 года по указанному адресу (лицевой счет ) выставлялись квитанции исходя из норматива 0,18 куб.м., и одного собственника. Оплата счетов производилась в полном объеме.

В октябре 2020 года истец получила квитанцию за сентябрь 2020 года, в которой начислена сумма 13 444,38 руб. - перерасчет суммы платы за обращение с ТБО за три года исходя из пятерых собственников.

Истец считает, что ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» произвел перерасчет исходя из количества собственников в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и незаконно продолжает производить начисления в завышенном размере, при этом в нормативно правовом акте, как полагает истец, не содержится таких указаний.

Истец обращает внимание, что в настоящее время все собственники зарегистрированы в городе Иваново по иному адресу и производят оплату коммунальной услуги по вывозу ТБО.

На основании изложенного, истец в окончательной редакции заявленных требований просит суд признать незаконным начисление ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при отсутствии постоянно и временно проживающих в одной комнате в квартире по адресу: <адрес> исходя из количества собственников в связи с наличием постоянно проживающих в указанной квартире с 2009 года.

Обязать ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» производить начисление платы за коммунальную услугу с учетом количества собственников, только при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан во всей квартире по адресу: <адрес>.

Запретить ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» при начислении платы за коммунальную услугу с учетом количества собственников, при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан в квартире по адресу: <адрес>, вменять норматив накопления твердых коммунальных отходов каждому собственнику.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, в ходе рассмотрения дела поясняла, что она и четверо ее детей являются участниками общей долевой собственности наряду с другими участниками одного общего объекта недвижимости, а именно квартиры, расположенной о адресу: <адрес>, и, поскольку, в данной квартире имеются собственники, зарегистрированные по месту жительства, начисление платы за пользование коммунальными услугами в отношении ФИО2 и ее совершеннолетних детей не основаны на нормах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, истец полагает, что у ответчика не имеется основания для начисления платы за коммунальную услугу, исходя из количества пятерых собственников, ее и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО6, ФИО11.

В судебное заседание представитель ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, общество просило дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, в материалах дела представлены письменные возражения на исковое заявление (л.д. 77, 136-137), в которых ответчик указывает на правильность расчетов, исходя из количества собственников жилого помещения, которым является занимаемая истцом и третьими лицами комната с лицевым счетом , входящая в состав <адрес>, являющаяся жилым помещением.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, данному требованию корреспондирует ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, то есть уплате коммунальных платежей предусмотренных законом.

В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Согласно ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Также нормами действующего жилищного законодательства регламентированы размеры и структура платежей за содержание жилого помещения и коммунальных платежей. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым обращение с ТКО входит в состав платы за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Приведенные положения жилищного законодательства являются императивными и возлагают на собственника жилого помещения, вне зависимости от вида жилого помещения (ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), обязанность заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом, по смыслу приведенной нормы, исключается возможность заключения такого соглашения с другими гражданами или какими -либо иными организациями, помимо регионального оператора по обращению с ТКО.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 был выдан ордер на семью из 4 человек на право занятия жилого помещения размером 20,4 кв.м., состоящего из одной комнаты в изолированной коммунальной квартире по адресу: <адрес>, ком. 126, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации <адрес> (Постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности на двенадцатикомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за истцом – ФИО2, третьим лицом ФИО6 зарегистрировано по 3/100 доли в праве общей долевой собственности на данный объект недвижимости, за третьими лицами: ФИО7, ФИО8, ФИО9 зарегистрировано по 2/100 доли в праве общей долевой собственности на данную двенадцатикомнатную квартиру.

Установлено, что участниками общей долевой собственности на двенадцатикомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> являются иные граждане, указанные в представленной в материалах дела выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, часть которых зарегистрированы по месту жительства в указанной квартире по лицевым счетам, присвоенным конкретным комнатам (л.д. 119-130, 141144).

В жилом помещении – комнате 126 в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО9 до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МКУ МФЦ в городе Иванове от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ФИО10 на основании ордера была предоставлена комната в коммунальной квартире, которая находилась в их фактическом пользовании, в настоящее время в комнате с присвоенным лицевым счетом , находящейся в <адрес> никто не зарегистрирован, при этом ФИО2, ФИО6ФИО7, ФИО8, ФИО9, как собственники являются потребителями коммунальной услуги (л.д. 39).

Так же установлено, что в настоящее время ФИО2, ФИО6ФИО7, ФИО8, ФИО9 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>-А.

Истец в обоснование заявленных требований полагает об отсутствии оснований для начисления ответчиком платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку <адрес> по <адрес> является объектом общей долевой собственности, в ней имеются зарегистрированные лица, в связи с чем, по мнению истца, плата за коммунальную услугу должна начисляться по количеству зарегистрированных в двенадцатикомнатной квартире лиц.

Так же истец полагает, что законом не предусмотрено начисление платы на всех пятерых собственников объекта недвижимости, в настоящее время собственники ФИО10 зарегистрированы по другому адресу, где осуществляют оплату коммунальной услуги по вывозу ТКО, в связи с чем, истец полагает об отсутствии обязанности дважды оплачивать коммунальную услугу, считает такой подход к оплате услуги неосновательным обогащением ответчика, за счет истца.

Суд не принимает указанную позицию истца ФИО2, поскольку она противоречит вышеприведенным положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, основана на неверном понимании положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), принятие позиции истца указывало бы на фактическое освобождение лиц, имеющих право пользоваться жилым помещением, конкретной комнатой, от оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО, что законом не предусмотрено.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее по тексту допускается - Правила).

Пункт 148.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, посвященный порядку определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, призван обеспечить соблюдение баланса прав и интересов всех участников жилищных правоотношений при потреблении коммунальных услуг, в том числе собственника, обязанного вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Указанная позиция нашла отражение в пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1530-О.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливе при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 148(28) Правил).

В соответствии с пунктом 148(34) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В пункте 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу пункта 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить, перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом YIII настоящих Правил.

Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом YIII Правил.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом жилом помещении, которым является комната с лицевым счетом , находящейся в <адрес> постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется.

Неиспользование собственниками ФИО2, ФИО6ФИО7, ФИО8, ФИО9 комнаты и всего объекта недвижимости в целом для проживания (непроживание в жилом помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения указанных лиц, как собственников названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148(36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пункт 148(36) Правил был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по административному исковому заявлению К. о признании данного пункта Правил недействующим.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 отказано. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ N признал пункт Правил соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Положения пункта 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы стороны истца о том, что в соответствии с Правилами следовало рассчитывать плату за коммунальную услугу исходя из количества собственников, но при этом на одного собственника, не соответствуют пункту 148(36) Правил.

То обстоятельство, что ФИО2, ФИО6ФИО7, ФИО8, ФИО9 зарегистрированы по другому адресу, не является основанием для освобождения их от оплаты рассматриваемой коммунальной услуги, по основаниям, изложенным в вышеприведенных нормативно правовых актах и приведенного обоснования.

Иные доводы, изложенные в судебном заседании, не могут являться основаниям для удовлетворения заявленных требований.

В связи с изложенным суд полагает, что требования ФИО2 к ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» о признании незаконным начисления платы за коммунальную услугу, исходя из количества собственников жилого помещения, обязании произвести перерасчет, запрете начислений платы за коммунальную услугу не подлежат удовлетворению в полном объеме заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца после изготовления решения суда в мотивированном виде.

Председательствующий Г.В. Афонин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.