Дело № 2-1765/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Прокопчик И.А.,
помощника судьи Ткачевой М.Ю.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителей ответчиков ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным и отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО1 обратился в суд к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным и отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, в обоснование заявленных требований указав, что ему было объявлено дисциплинарное взыскание - замечание за ненадлежащее исполнение полномочий начальника органа дознания, повлекшее неисполнение пунктов 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 4.1.6, 4.2.67 должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ. На его заявление о предоставлении заверенных копий материалов служебных проверок (рапорт от ДД.ММ.ГГГГ) ему были предоставлены лишь сами заключения, включая заключение от ДД.ММ.ГГГГ по результатам служебной проверки в отношении его. С материалами служебных проверок его не ознакомили, равно как ему не были предоставлены их копии. Его должностные обязанности регулируются должностной инструкцией заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО. Пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 4.1.6 и 4.2.67 должностной инструкции установлено, что заместитель начальника отдела должен соблюдать требования к служебному поведению и исполнять обязанности сотрудника органов принудительного исполнения, предусмотренные статьями 12, 13 Федерального закона № 328-ФЗ, в том числе, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п. 4.1.1); исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и положениями иных документов, определяющих его права и служебные обязанности (п. 4.1.2); соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (п. 4.1.4); поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей (п. 4.1.6); реализовывать по отношению к дознавателям отдела полномочия начальника органа дознания, предусмотренные статьей 40.2 УПК РФ (п. 4.2.67). В силу части 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен: поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке; продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении; проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий; рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение; поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении; принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава; выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов; возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления; утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом. Полномочия начальника органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса, установлены ст. 40.1 УПК РФ. В заключении от ДД.ММ.ГГГГ указано: «Доводы, изложенные в объяснении ФИО1, комиссией не могут быть расценены как обосновывающие уважительность причин неисполнения им требований приказа ФССП России № 232 от 10.04.2015 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов», поскольку согласно п. 4.1.6. Инструкции заместитель начальника отдела ФИО1 должен поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей. Вместе с тем в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ он указывал на то, что ходатайство перед прокурором о продлении срока расследования было вынесено дознавателем законно, мотивированно и своевременно ДД.ММ.ГГГГ, за 5 суток (при сроке дознания по делу ДД.ММ.ГГГГ), причины продления дознания были объективными. За 10 суток до истечения срока дознания продления по делу не планировалось, поскольку очная ставка была назначена на ДД.ММ.ГГГГ, а проведение очной ставки потребовала прокуратура Железнодорожного района г. Хабаровска. Таким образом, при вынесении заключения от ДД.ММ.ГГГГ и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ указанным выше двум доводам оценка дана не была, ему лишь было указано на необходимость поддерживать уровень квалификации для надлежащего исполнения служебных обязанностей. В отношении нарушения требований пунктов 2.1.1, 2.1.8, 2.1.10 приказа ФССП России № 232 от 10.04.2015 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» при составлении заключения от ДД.ММ.ГГГГ не учтено, что с указанным приказом он ознакомлен не был вплоть до получения требования о даче объяснений - до сих пор нигде нет копии данного приказа с отметкой о его ознакомлении с ним. При вынесении заключения от ДД.ММ.ГГГГ это обстоятельство не было учтено. Кроме того, из п. 2.1 Приказа следует, что полномочия начальника органа дознания реализуются в первую очередь начальником отдела - старшим судебным приставом. Это же следует из должностной инструкции начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО (пункты 4.2.86, 4.2.88 и 4.2.89). Приказом № 65 от 30 марта 2020 года утвержден Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации. В силу пп. 2 п. 4 Порядка при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению вины сотрудника. Согласно п. 8 Порядка решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее четырнадцати дней с момента получения руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) информации, являющейся основанием для ее проведения. В заключении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проверка проведена в соответствии с приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ№. Заключение от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности должен был быть датирован не позднее, чем ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать незаконным и отменить приказ УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, указав, что дознание затянулось не по его вине, он никак не мог повлиять на ход расследования, и не мог знать, что прокурор возвратит дело для проведения очной ставки. Очная ставка откладывалась по причине невозможности известить защитника по назначению. По телефону ему сообщалось о датах проведения очной ставки, но адвокат впоследствии сообщал, что не может явиться, в связи с чем, он направил дознавателя в коллегию адвокатов для вручения повестки, однако там отказались ее принять. Срок дознания продлевался в установленном законом порядке по объективным причинам. В настоящее время дело уже рассмотрено судом, прокурором был утвержден обвинительный акт. Работодателем не учтено, что в должности начальника органа дознания он находится с июня 2020 года. Дознавателю им давались устные указания по уголовному делу. С приказом ФССП России № 232 от 10.04.2015 под роспись он ознакомлен не был, следовательно, ссылки на его нарушения, нельзя признать обоснованными.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, указав, что при проведении служебной проверки отсутствует анализ вины истца в затягивании срока дознания. Дознаватель отказала в удовлетворении ходатайства о проведении очной ставки, однако прокурор с этим не согласился и возвратил дело. Впоследствии проведение очной ставки было затруднено из-за действий адвоката, с которым сначала была согласована дата ее проведения, а затем очная ставка не была проведена по причине убытия адвоката. Продление срока дознания не планировалось, но в дальнейшем по причине такого поведения адвоката появились объективные причины для этого, которые предугадать никто не мог. Не дана оценка тому факту, что истец вступил в занимаемую им должность ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент дознание длилось уже три месяца. Поэтому в данном случае вины истца в волоките нет. Просит исковые требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве, указав, что истец обязан знать и соблюдать Конституцию РФ, иные нормативные правовые акты РФ в сфере деятельности органов принудительного исполнения, а также обязан знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и обязанности. Приказ ФССП России № 232 от 10.04.2015 является основополагающим документом, который обязаны знать все сотрудники ФССП. Он находится в открытом доступе, опубликован, и ознакомление с ним осуществляется всеми сотрудниками ФССП самостоятельно. Все нарушения, допущенные истцом, отражены в заключении служебной проверки, в ходе которой установлено, что письменные указания дознавателю, как это предусмотрено приказом, не давались, контроль не обеспечен.. Истцом не произведены никакие действия, направленные на скорейшее окончание дознания. Такими действиями подрывается имидж службы. Никаких мер по замене защитника принято не было. На оперативных совещаниях неоднократно обсуждался вопрос о сроках дознания, поскольку уголовных дел не так много, за ними осуществляется особый контроль. Считает, что проверка была проведена полно, всесторонне, учтены все обстоятельства, оценена тяжесть проступка. Срок издания приказа соблюден с учетом нахождения истца в отпуске, а также периода временной нетрудоспособности. Просит в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 исковые требования также не признал по основаниям, указанным выше.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, письменный отзыв, суд приходит к следующему.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских служащих.
К государственным гражданским служащим предъявляются особые требования к личным, деловым качествам, на них возлагаются особые обязанности, обусловленные задачами и принципами организации и функционирования государственных органов.
Правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы, предметом регулирования которого в соответствии со статьей 2 являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника. Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа принудительного исполнения и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 46 и 48 настоящего Федерального закона.
Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
В силу ст. 47 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарного устава органов принудительного исполнения, правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в органах принудительного исполнения.
Порядок наложения на сотрудников дисциплинарного взыскания регламентирован ст. 50 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, согласно которой дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудника прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа принудительного исполнения, за исключением увольнения со службы в органах принудительного исполнения сотрудника, замещающего должность в органах принудительного исполнения, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона.
О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
В приказе о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, ФИО1 приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ№ назначен на должность заместителя начальника отдела по Железнодорожному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО – заместителя старшего судебного пристава с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом руководителя УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ№ назначено проведение служебной проверки в отношении заместителя начальника отдела судебных приставов – заместителя старшего судного пристава отдела по Железнодорожному району г. Хабаровска ФИО1 по факту нарушения требований приказа ФССП России от 10.04.2015 № 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов», утвержден состав комиссии по проведению служебной проверки.
Порядок проведения служебных проверок установлен ст. 52 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, в соответствии с которой служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения.
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения.
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: а) представлять заявления, ходатайства и иные документы; б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.
В заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) установленные факты и обстоятельства; 2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
В связи с проведением служебной проверки у ФИО1 запрошено объяснение по факту нарушения п.п. 2.1.1. и 2.1.8 приказа ФССП России № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившемся в отсутствии упреждающего процессуального контроля за производством дознания по уголовному делу №, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, в отношении ФИО8, находящегося в производстве дознавателя отдела ФИО12, отсутствии проверки законности, мотивированности и своевременности принятого дознавателем ФИО12 решения о возбуждении ходатайства перед прокурором о продлении срока расследования, непринятии всех необходимых мер для окончания дознания в установленный ч. 3 ст. 233 УПК РФ срок, не превышающий 30 суток, а также по факту нарушения требований п. 2.1.10 Приказа при возбуждении ходатайства о продлении срока дознания, выразившегося в непредоставлении за 5 суток до истечения срока на имя руководителя Управления посредством электронной почты либо факсимильной связи копий всех предыдущих постановлений о возбуждении ходатайства о продлении сроков расследования, письменных указаний по уголовному делу, планов расследования и справок о ходе их исполнения, протоколов оперативных совещаний об обоснованности каждого продления, заключения об обоснованности принятого решения, в котором сообщается о личной проверке им материалов уголовного дела, установлении (неустановлении) факта волокиты в ходе его расследования и принимаемых в связи с этим мерах.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен рапорт, согласно которому п. 2.1.1 нарушен не был, нарушения конституционных прав и свобод граждан не допущено. По п. 2.1.8 ходатайств перед прокурором о продлении срока расследования вынесено дознавателем законно, мотивировано и своевременно ДД.ММ.ГГГГ за 5 суток. Срок дознания по делу – ДД.ММ.ГГГГ. Причины продления дознания были объективные. П. 2.1.10 за 10 суток до истечения срока дознания продление срока по делу не планировалось, так как очная ставка была назначена ДД.ММ.ГГГГ, за 5 суток. Срок дознания по делу ДД.ММ.ГГГГ. Причины продления дознания были объективными. П. 2.1.10 – за 10 суток до истечения срока дознания продление срока не планировалось, так как очная ставка была назначена ДД.ММ.ГГГГ (проведение очной ставки – требование прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска). О необходимости предоставления в отдел ОДАП протокола оперативного совещания и других перечисленных документов в п. 2.1.20 он не знал, так как в должностную инструкцию организация дознания входит в его обязанности с ДД.ММ.ГГГГ, и ранее организацией дознания он не занимался. Не все нормативные документы по дознанию изучил, а по ранее вынесенному ходатайству о продлении в отдел ОДАП были предоставлены спецдонесение и постановление, как и в этом случае, и отдел ОДАП других документов не требовал.
По результатам проведения служебной проверки в отношении ФИО1 руководителем УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО9 утверждено заключение в нарушение требований ст. 40.2 УПК РФ заместителем начальника Отдела ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как уголовное дело с письменными указаниями было возвращено прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска для производства дополнительного расследования и находилось в производстве у дознавателя ФИО10, материалы уголовного дела на предмет исполнения письменных указаний прокурора не проверялись, письменные указания дознавателю ФИО10 о направлении расследования и производстве процессуальных действий даны не были. В момент вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления об изъятии и передаче уголовного дела от дознавателя ФИО10 дознавателю ФИО12 письменные указания дознавателю ФИО12 о направлении расследования и производстве процессуальных действий также даны не были. Кроме того, в нарушение требований п.п. 2.1.1. и 2.1.8. Приказа заместителем начальника Отдела ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечен упреждающий процессуальный контроль за производством дознания по уголовному делу; ДД.ММ.ГГГГ не проверена законность, мотивированность и своевременность принятого дознавателем ФИО12 решения о возбуждении ходатайства перед прокурором о продлении срока расследования, не приняты все необходимые меры для окончания дознания в установленный ч. 3 ст. 223 УПК РФ срок, не превышающий 30 суток. Помимо этого, в нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГ. Приказа при возбуждении ходатайства о продлении срока дознания за 5 суток до истечения срока заместителем начальника Отдела ФИО1 на имя руководителя Управления посредством электронной почты либо факсимильной связи не представлены копии всех предыдущих постановлений о возбуждении ходатайства о продлении сроков расследования, письменных указаний по уголовному делу, планов расследования и справок о ходе их исполнения, протоколов оперативных совещаний об обоснованности каждого продления, включение об обоснованности принятого решения, в котором он сообщает о личной проверке им материалов уголовного дела, установлении (неустановлении) факта волокиты в ходе его расследования и принимаемых в связи с этим мерах.
В заключении служебной проверки выводы комиссии мотивированы ссылками на соответствующие нормативные документы, оценена тяжесть нарушения и отношение сотрудника к исполнению служебных обязанностей.
С выводами заключения служебной проверки согласился руководитель, о чем имеется его резолюция на заключении.
Приказом руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 – заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении в ненадлежащем исполнении полномочий начальника органа дознания, повлекшем неисполнение пунктов 4.1.11, 4.1.2., 4.1.6., 4.2.6.7. должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ознакомлен с приказом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его собственноручной подписью об ознакомлении.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ сотрудник обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности органов принудительного исполнения, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование.
В соответствии с п. 4.1. Инструкции, утвержденной руководителем Управления ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция), заместитель начальника отдела должен исполнять обязанности сотрудника органов принудительного исполнения, предусмотренные ст.ст. 12,13 Закона, в том числе:
п. 4.1.1. - соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
п. 4.1.2. - исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, положениями иных документов, определяющих его права и служебные обязанности;
п. 4.1.4. - соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
п. 4.1.6. - поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей;
п. 4.2.67. - реализовывать по отношению к дознавателям отдела полномочия начальника органа дознания, предусмотренные статьей 40.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен: поручать производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу; проверять материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий; осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.
Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов.
В силу ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
В соответствии с п.п. 2.1., 2.1.1, 2.1.8. Приказа ФССП России № 232 от 10.04.2015 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» (далее - Приказ) заместитель начальника отдела, курирующий организацию дознания обязан обеспечить упреждающий процессуальный контроль за производством дознания по уголовному делу, не позднее 5 суток до истечения срока дознания проверять законность, мотивированность и своевременность принятого дознавателем решения о возбуждении ходатайства перед прокурором о продлении срока расследования, принимать все необходимые меры для окончания дознания в установленный ч. 3 ст. 223 УПК РФ срок, не превышающий 30 суток.
В силу п. 2.1.10. Приказа при возбуждении ходатайства о продлении срока дознания за 10 суток до истечения срока на имя руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации посредством электронной почты либо факсимильной связи, помимо донесения и копии постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока дознания, представляются копии всех предыдущих постановлений о возбуждении ходатайств о продлении сроков расследования, письменных указаний по уголовному делу, планов расследования и справок о ходе их исполнения, протоколов оперативных совещаний об обоснованности каждого продления, заключений служебных проверок и приказов о наказании виновных лиц. Указанные материалы представляются с заключением об обоснованности принятого решения начальника отдела - старшего судебного пристава, в котором он сообщает о личной проверке им материалов уголовного дела, установлении (неустановлении) факта волокиты в ходе его расследования и принимаемыми в связи с этим мерами (приложение № 3).
Согласно п. 8.1.1. Приказа при возбуждении ходатайства о продлении срока дознания свыше четырех месяцев (установления прокурором дополнительного срока дознания свыше четырех месяцев) руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (лицо, исполняющее его обязанности) в течение 3 суток после принятия данного процессуального решения представляет в УОД донесение с приложением заключения об обоснованности продления срока дознания (установления прокурором дополнительного срока дознания), в котором излагается хронология расследования по делу, а также копии постановлений о возбуждении ходатайств по всем фактам продления сроков дознания (копии процессуальных решений, подтверждающих установление дополнительного срока дознания) и копии протоколов оперативных совещаний, планов расследования, письменных указаний по уголовному делу.
Из материалов дела, а также заключения служебной проверки следует, и не оспаривалось истцом, что в Управление поступило специальное донесение заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава ФИО1 о продлении срока дознания по уголовному делу №, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ дознавателем отела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска ФИО10 возбуждено и принято к производству уголовное дело №, в отношении ФИО8 по факту совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ дознание по уголовному делу окончено. По результатам дознания ДД.ММ.ГГГГ данное уголовное дело направлено в прокуратуру Железнодорожного района г. Хабаровска с обвинительным актом. ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело возвращено и.о. прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска для производства дополнительного дознания. ДД.ММ.ГГГГ срок дознания по уголовному делу продлен прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска до 30 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ срок дознания по уголовному делу продлен прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска до 30 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Причина продления срока дознания – проведение очной ставки между подозреваемыми и законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего, проживающим в г. Биробиджане.
К донесению приложено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока дознания с отсутствием указания на его согласование прокурором.
При этом прокурором продлен срок дознания ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как указано в донесении, до ДД.ММ.ГГГГ, а всего до 3 месяцев 20 суток.
Учитывая содержание п. 8.1.1. Приказа, представление данного донесения, по мнению суда, не являлось обязательным, поскольку срок дознания не превышал 4 месяца. При этом истцу не вменяется нарушение п. 8.1.1. Приказа.
Согласно протоколу оперативного совещания при начальнике отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска по вопросу продления срока дознания по уголовному делу № от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии начальника отдела ФИО11, зам. начальника отдела ФИО1, дознавателей ФИО12, ФИО10 совещание решило проверить уголовные дела, находящиеся в производстве дознавателей на предмет своевременности проведения следственных и процессуальных действий, вынести решение ходатайствовать перед прокурором района о продлении срока дознания по уголовному делу №. Предупредить дознавателя ФИО12 о том, что продление срока дознания допускается только в исключительных случаях; дополнительно изучить с дознавателями отдела информационное письмо заместителя Директора ФССП России ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О причинах продления сроков дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России», обзор отдела организации дознания «О причинах возвращения прокурорами уголовных дел для производства дополнительного дознания и пересоставления обвинительного акта от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вместе с тем требования п.п. 2.1.10. Приказа ФССП России № 232 от 10.04.2015 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» истцом не исполнены, кроме того, в нарушение ст. 40.2 УПК РФ истцом не давались письменные указания дознавателю ФИО12, что не отрицалось им в ходе рассмотрения дела.
Из заключения служебной проверки следует и истцом не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ФИО12 очная ставка между ФИО8 и ФИО13 проведена не была.
Согласно пояснениям истца ФИО8 отказалась от участия в очной ставке в отсутствие защитника, защитник, будучи извещенным о времени проведения очной ставки телефонограммой, впоследствии сообщил о невозможности на нее явиться. Истцом дознаватель был направлен в коллегию адвокатов для вручения повестки, однако там отказались ее принять.
Однако указанные доводы, по мнению суда, не свидетельствуют об осуществлении упреждающего процессуального контроля за производством дознания по уголовному делу.
Причины продления срока дознания прокурором в данном случае правового значения не имеют, поскольку истец привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных п.п. 4.1.1, 4.1.2., 4.1.4., 4.1.6., 4.2.67. должностной инструкции, а также требований п.п. 2.1.1., 2.1.8., 2.1.10. Приказа, содержание которых приведено выше.
Доводы истца о том, что он не был ознакомлен с приказом ФССП России № 232 от 10.04.2015 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов», следовательно, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за невыполнение указанных выше пунктов Приказа, судом не принимаются во внимание, поскольку указанный Приказ размещен в открытом доступе, доступен для всеобщего сведения.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, опровергающих выводы комиссии об отсутствии упреждающего процессуального контроля со стороны истца за производством дознания по уголовному делу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отсутствии проверки законности, мотивированности и своевременности принятого дознавателем ФИО12 решения о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока расследования, непринятии необходимых мер для окончания дознания в установленный ч. 3 ст. 223 УПК РФ срок, не превышающий 30 суток, непредставлении в установленный п. 2.1.10. Приказа срок копий всех предыдущих постановлений о продлении сроков дознания, письменных указаний по уголовному делу, планов расследования, справок о ходе их исполнения, протоколов оперативных совещаний об обоснованности каждого продления, заключения об обоснованности решения с сообщением о личной проверке материалов уголовного дела, с учетом тяжести совершенного проступка, а также обстоятельств, при которых проступок был совершен, ФИО1 обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, которое является наименее строгим видом дисциплинарных взысканий, предусмотренных Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ.
Служебная проверка была проведена в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, в ходе проверки у истца отобрано объяснение, нарушений в принятом заключении комиссии судом не усматривается.
При проведении служебной проверки комиссией рассмотрены и установлены: факт совершения проступка, вина, причины проступка, обстоятельства, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, деловые, личностные качества, а также, что допущенные нарушения должностной инструкции, Приказа повлекли за собой нарушения ст.ст. 6.1, 40.2 УПК РФ.
Таким образом, учитывая, что в соответствии в силу ст. 47 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ нарушение сотрудником должностной инструкции является нарушением служебной дисциплины, у ответчика имелись основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания.
Доводы истца о том, что он не был ознакомлен с материалами служебной проверки, ему была предоставлена лишь копия заключения, поскольку в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Согласно п. 19 Приказ Минюста России от 30.03.2020 № 65 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации» председатель и члены Комиссии, проводящие служебную проверку, обязаны знакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его письменного обращения с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.
Таким образом, на ответчика не возложена обязанность ознакомления сотрудника с материалами служебной проверки и предоставления их копий.
Рассматривая доводы истца о том, что он привлечен к дисциплинарной ответственности с нарушением установленного законом срока, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 50 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу.
Приказ о проведении служебной проверки в отношении ФИО1 утвержден ДД.ММ.ГГГГ. В данном приказе указано о проведении служебной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение от ДД.ММ.ГГГГ по результатам служебной проверки утверждено руководителем Управления ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела приказам, листкам нетрудоспособности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в очередном оплачиваемом отпуске. Кроме того в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был временно нетрудоспособен.
Таким образом, срок наложения дисциплинарного взыскания на ФИО1 начинает исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента нахождения ФИО1 на рабочем месте.
Иные доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, являются несостоятельными, необоснованными, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным и отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 24.05.2021.
Судья И.А. Прокопчик