ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1766/14 от 10.07.2014 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

  Дело № 2-1766\14

 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

 10 июля 2014 года                   г.Магнитогорск

 Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:

 председательствующего      Керопян Л.Д.

 при секретаре        Галимовой А.Д.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным бездействия Администрации г.Магнитогорска,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.Магнитогорска, ссылаясь на то, что дата они обратились в Администрацию г.Магнитогорска с заявлением о направлении межведомственной комиссии для решения вопроса о признании дома, расположенного по адресу: <адрес>, жилым, пригодным для проживания.

 дата им было отказано в направлении межведомственной комиссии со ссылкой об отсутствии нормативного акта субъекта РФ, регулирующей порядок признания дома жилым. Данный отказ считают незаконным.

 Просят признать незаконным бездействие Администрации г.Магнитогорска, выразившимся в уклонении от принятия решения по направлению межведомственной комиссии для решения вопроса о признании указанного дома жилым, пригодным для проживания; обязать Администрацию г.Магнитогорска передать их заявление в межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании дома жилым, пригодным для проживания (л.д.4-5).

 Заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие заявителей.

 Представитель заявителей - ФИО4, действующая на основании нотариально удостоверенной Доверенности от дата (л.д.11), в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске,

 2

 однако, не поддержала требований заявителей в части признания незаконным бездействия Администрации по направлению межведомственной комиссии для решения вопроса о признании дома жилым и в части передачи их заявления в межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании дома жилым.

 Представитель заинтересованного лица Администрации г.Магнитогорска Жарко Н.Г., действующая на основании Доверенности от дата (л.д.16), в судебном заседании пояснила, что заявление необоснованно, в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 года № 1848-О-О указано, что до принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции. Учитывая, что до настоящего момента отсутствует нормативный правовой акт субъекта РФ, регулирующий порядок признания садового дома жилым, это возможно установить только в судебном порядке. Кроме того, согласно ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены все вопросы, которые относятся к вопросам местного значения. В данном перечне отсутствуют полномочия органа местного самоуправления по решению вопроса о признании садового дома жилым и пригодным для постоянного проживания.

 Просит отказать в удовлетворении требований заявителей.

 Суду представлены письменные возражения Администрации г.Магнитогорска (л.д.38).

 Заслушав в судебном заседании указанных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого

 3

 строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

 Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" абз.2 ст.1 Закона N 66-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

 Таким образом, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий:

 а) располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта;

 б) быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания.

 Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.

 До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение, в том числе факта пригодности для постоянного проживания жилого помещения, расположенного на земельном участке.

 Исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ, данная норма в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного

 4

 проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации.

 В соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации гражданское законодательство требует от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (п.1 ст.263 ГК Российской Федерации), которые унифицировано регламентируют соответствующие вопросы.

 Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 принадлежит жилое строение общей площадью 20 кв. м. и земельный участок площадью 600 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>

 Право собственности зарегистрировано дата (л.д.27), выданы свидетельства о регистрации права собственности (л.д.29, 30).

 Земельный участок, на котором расположено жилое строение, относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения садоводства.

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права само жилое строение является объектом права без права регистрации проживания в нем.

 дата заявители по данному делу обратились к главе Администрации г.Магнитогорска с просьбой обследовать садовый дом и признать его жилым помещением, пригодным для постоянного проживания (л.д.9-10).

 Письмом от дата Администрация г.Магнитогорска сообщила, что вопрос может быть разрешен только в судебном порядке, учитывая, что отсутствует нормативный правовой акт субъекта РФ, регулирующий порядок признания садового дома жилым (л.д.8).

 Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 14 апреля 2008 года N 7-П, условием для регистрации гражданина по месту жительства в садовом доме является пригодность садового дома для постоянного проживания.

 В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые

 5

 установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).

 Согласно пункту 1 настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

 В пункте 2 Положения указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение распространяется, в том числе, и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

 В соответствии с пунктом 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

 Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

 В силу пункта 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении

 6

 требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.

 Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

 При этом пункт 52 указанного Положения предусматривает возможность обжалования решения соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

 В соответствии со ст.ст.14, 15 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 года N 47, главой города Магнитогорска принято Постановление от 04 марта 2013 года N 1298-П, которым утверждено положение «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д.39-43).

 В соответствии с п.1 указанного Положения межведомственная комиссия является коллегиальным органом, рассматривающим вопросы, связанные с признанием жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, обеспечивающим на территории города Магнитогорска в пределах своей компетенции согласованность действий органа местного самоуправления и надзорных органов по решению указанных вопросов.

 По смыслу пунктов 7, 8, 42, 49, 51 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006

 7

 года N 47, пункта 2.1.1 и пункта 2.1.1 Типового положения... разрешение вопроса проведения оценки соответствия жилого дома установленным требованиям на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии при территориальных органах администрации.

 Законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми межведомственными комиссиями.

 При этом доводы представителя Администрации г.Магнитогорска о том, что у созданной органом местного самоуправления г.Магнитогорска межведомственной комиссии по признанию жилых домов не пригодными для проживания отсутствуют функции по признанию строений пригодными (не пригодными) для проживания, основаны на неверном толковании вышеуказанных правовых норм.

 Поскольку из свидетельства о праве собственности следует, что ФИО1 принадлежит жилое строение, расположенное на земельном участке в черте населенного пункта г.Магнитогорска, следовательно, в компетенцию межведомственной комиссии входит решение вопроса о признании данного жилого строения пригодным (не пригодным) для постоянного проживания.

 Таким образом, требования заявителей обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.

 В ходе судебного разбирательства представителем Администрации г.Магнитогорска было заявлено ходатайство об оставлении заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 без рассмотрения ввиду наличия спора о праве.

 Данное ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку спор о праве на садовый дом либо земельный участок отсутствует, заявители обжалуют действия Администрации г.Магнитогорска.

 Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.

 8

 Признать незаконным бездействие Администрации г.Магнитогорска в уклонении от принятия решения по направлению межведомственной комиссии для признания дома, расположенного по адресу: <адрес> пригодным (не пригодным) для проживания.

 Обязать Администрацию г.Магнитогорска передать заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 в межведомственную комиссию г.Магнитогорска для разрешения вопроса о признании дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания.

 Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.

 Председательствующий: