ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1766/19 от 01.08.2019 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1766/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2019 года

г.Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи

ФИО1-Е.В.,

при секретаре судебного заседания

ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Федеральной таможенной службе Уральское таможенное управление «Челябинская таможня», Уральскому таможенному управлению о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, сохранении оклада по ранее занимаемой должности при переводе на должность с меньшим окладом, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе Уральское таможенное управление «Челябинская таможня», Уральскому таможенному управлению о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 6 284 руб. 51 коп., признании незаконным перевода на нижестоящую должность заместителя начальника Миасского таможенного поста без сохранения должностного оклада по ранее занимаемой должности начальника Восточного таможенного поста, возложении обязанности о перерасчете заработной платы за период с 20 апреля 2017 года по 01 февраля 2019 года, пенсии со 02 февраля 2019 года.

Требования мотивированы тем, что он (истец) проходил службу в таможенных органах с 14 февраля 2000 года по 01 февраля 2019 года. В связи с проведением организационно-штатных мероприятий, согласно приказа ФТС России от 29 декабря 2016 года №2457 «О ликвидации таможенных органов, расположенных в Уральском Федеральном округе, и о внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 21 июля 2015 года №1455», приказами Уральского таможенного управления от 11 января 2017 года №4 «Об организационно-штатных мероприятиях в Уральском таможенном управлении», Челябинской таможни от 12 января 2017 года №7 «О внесении изменений в штатное расписание Челябинской таможни», Челябинской таможни от ДАТАНОМЕР-к «О назначении ФИО3» он был назначен в порядке перевода по службе на должность заместителя начальника Миасского таможенного поста с ДАТА. При этом перевод в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с должности начальника Восточного таможенного поста на указанную должность был произведен без сохранения оклада по вышестоящей должности, в этой связи с 20 апреля 2017 года по 01 февраля 2019 года начисление заработной платы истцу осуществлялось не в полном размере, а также размер начисленной пенсии с 02 февраля 2019 года выплачивается в меньшем размере, что является нарушением его трудовых прав. Помимо этого, истец работал сверхурочно ДАТА с ... мин. до ... мин. и в выходные дни ДАТА с ... мин. до ... мин. и ДАТА с ... мин. до ... мин. на основании приказов ответчика, согласно которым ему должны были быть предоставлены дополнительные дни отдыха, однако, в связи с освобождением его от должности заместителя начальника таможенного поста с ДАТА и последующим его увольнением со службы в таможенных органах, дополнительные дни отдыха ему не были предоставлены. Полагает, что данное время должно быть оплачено денежной компенсацией за неиспользованный отпуск за три дня в сумме 6 284 руб. 51 коп.

Определением суда от 11 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Уральского таможенное управление (т.2 л.д.75-77).

В судебном заседании истец ФИО3 поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям указанным в нем и дополнительным письменным пояснениям, представленным в суд, возражал против применения судом к заявленным требованиям заявления ответчиков о пропуске им срока для обращения в суд за защитой своих прав.

Представители ответчика Федеральной таможенной службы Уральское таможенное управление «Челябинская таможня» - ФИО4, ответчиков Федеральной таможенной службы Уральское таможенное управление «Челябинская таможня», Уральского таможенного управления – ФИО6 возражали против удовлетворения исковых требований, полагали их необоснованными и неподлежащими удовлетворению, представили письменные возражения на иск, заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав, в части не сохранения оклада по вышестоящей должности.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Служба в таможенных органах в силу ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов и организаций Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы), входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Как следует из ст. 3 названного Федерального закона, должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

В силу части седьмой ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 в соответствии с Федеральным законом №114-ФЗ от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», проходил службу в Челябинской таможне в период с ДАТА года по ДАТА на следующих должностях: с ДАТА по ДАТА – начальник Восточного таможенного поста, с ДАТА по ДАТА – заместитель начальника Миасского таможенного поста, с ДАТА на основании приказа Челябинской таможни от ДАТАНОМЕР-к зачислен в распоряжение Челябинской таможни, ДАТА уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 5 п.2 ст.48 Федерального закона №114-ФЗ (проведение организационно-штатных мероприятий) (т.1 л.д. 205-214).

Разрешая требования истца о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 6 284 рубля 51 копейки за работу сверхурочно ДАТА с ... мин. до ... мин. и в выходные дни ДАТА с ... мин. до ... мин. и ДАТА с ... мин. до ... мин., суд приходит к следующему.

Служба в таможенных органах - это особый вид государственной службы, направленный на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, особых обязанностей, обусловленных задачами, принципами организации и функционирования таможенных органов, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

По смыслу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ во взаимосвязи с частью 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, поступая на службу в таможенные органы, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязательств по службе сотрудники таможенного органа могут привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.

В соответствии с пунктами 4, 10 Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Приказом ФТС России от 18 сентября 2006 года № 892, действующих с 1 декабря 2006 года, нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудники приказом по таможенному органу могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа.

На основании докладной записки Миасского таможенного поста от ДАТАНОМЕР «О работе в сверхурочное время» был издан приказ Челябинской области от той же даты НОМЕР-км «о сверхурочной работе ФИО3, ФИО5» о работе сверхурочно ДАТА с ... мин. до ... мин., с указанием о предоставлении ФИО3 дополнительного времени отдыха за исполнение обязанностей сверхурочно (т.1 л.д. 232-233).

В соответствии с докладной запиской Миасского таможенного поста от ДАТАНОМЕР «О работе в выходной день» был издан приказ Челябинской таможни от ДАТАНОМЕР-км «О работе в выходные дни должностных лиц Миасского таможенного поста», в соответствии с которым ФИО3 исполнял должностные обязанности в выходные дни - ДАТА с ... мин. до ... мин. и ДАТА с ... мин. до ... мин. (т. 1 л.д. 234-235).

В пункте 3 приказа Челябинской таможни от ДАТАНОМЕР-км предусмотрено, что ФИО3 предоставляется дополнительный день отдыха за работу в выходной день.

С учетом особого правового статуса сотрудника ФИО3, ознакомления его с правилами трудового распорядка в таможенных органах, факта того, что он заявлений на имя начальника таможни о компенсации за работу сверхурочно и выходные дни, дополнительными днями отдыха, не обращался, а действующее специальное законодательство выплату денежной компенсации не предусматривает, нормы Трудового кодекса РФ на правоотношения сторон в данном случае не распространяются, оснований для удовлетворения в указанной части требований истца у суда не имеется.

Статьей 127 Трудового кодекса РФ предусматривается компенсация только за неиспользованный отпуск. Подобная норма в отношении компенсации иного вида времени отдыха в действующем законодательстве отсутствует.

Понятия «дни отдыха» и «отпуск» не тождественны между собой, что следует из содержания глав 18 и 19 Трудового кодекса РФ.

При этом, суд учитывает, что реализация сотрудником таможенного органа права на использование дополнительных дней отдыха носит заявительный характер. Отсутствие же выражения такого волеизъявления не может быть поставлено в вину ответчику.

Разрешая требования истца в части признания незаконным перевода на нижестоящую должность заместителя начальника Миасского таможенного поста без сохранения должностного оклада по ранее занимаемой должности начальника Восточного таможенного поста, суд исходит из следующего.

Приказом ФТС России от 29 декабря 2016 года №2457 «О ликвидации таможенных органов, расположенных в Уральском Федеральном округе, и о внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 21 июля 2015 года №1455» были проведены мероприятия по ликвидации одиннадцати таможенных постов, в том числе Восточного таможенного поста Челябинской области (т.1 л.д. 180-181).

ДАТА года истцу было вручено уведомление от имени ФТС России о сокращении занимаемой им должности начальника Восточного таможенного поста Челябинской области (т.1 л.д. 205).

После проведенной ДАТА с ФИО3, на основании Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от 24 апреля 2014 года №777, беседы, ФИО3 было дано согласие на его перевод и поданы им в тот же день заявления на имя руководителя ФТС России об освобождении от занимаемой должности в связи с последующим назначением в порядке перевода по службе, на имя начальника таможни о назначении в порядке перевода по службе на должность заместителя начальника Миасского таможенного поста (т.1 л.д. 206-208).

Приказом ФТС России от ДАТАНОМЕР-к «Об освобождении от занимаемой должности ФИО3», последний освобожден от занимаемой должности начальника Восточного таможенного поста Челябинской таможни (т.1 л.д. 210).

Приказом Челябинской таможни от ДАТАНОМЕР-к ФИО3 назначен на должность заместителя начальника Миасского таможенного поста с установлением должностного оклада в размере 22 500 руб. в месяц, соответствующий на дату назначения окладу по должности заместителя начальника поста), оклада по специальному званию, ежемесячных надбавок и поощрительных выплат (т.1 л.д. 211).

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 10 октября 2000 года № 759 «О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации» в целях социальной защиты сотрудников таможенных органов Российской Федерации председателю Государственного таможенного комитета Российской Федерации разрешено сохранять за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации на должности с меньшими окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности.

Как видно из материалов дела, данное право руководителем таможенной службы Российской Федерации не было реализовано при издании приказа от 29 декабря 2016 года №2457 «О ликвидации таможенных органов, расположенных в Уральском Федеральном округе, и о внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 21 июля 2015 года №1455» (т.1 л.д. 180-181). Из содержания данного приказа не следует, что мероприятия по ликвидации таможенных постов отнесены к реформированию таможенных органов, а также не имеется указания о сохранении за сотрудниками ликвидируемых постов окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, поскольку процедура его перевода на иную должность соблюдена, что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, а в силу положений Федерального закона №114-ФЗ, постановления Правительства РФ от 10 октября 2000 года № 759 «О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации», приказа ФТС России от 29 декабря 2016 года №2457 «О ликвидации таможенных органов, расположенных в Уральском Федеральном округе, и о внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 21 июля 2015 года №1455» сохранение за истцом ликвидируемого поста оклада по ранее занимаемой им должности при переводе его на должность с меньшим окладом не предусматривалась.

Таким образом, суд приходит и к выводу и об отказе в удовлетворении иска, в части возложения на ответчиков обязанности о перерасчете заработной платы за период с 20 апреля 2017 года по 01 февраля 2019 года, пенсии со 02 февраля 2019 года.

Разрешая заявления ответчиков о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав, в вышеназванной части по переводу на другую должность с меньшим окладом, суд приходит к следующим выводам.

Законодательство Российской Федерации о труде применяется к отношениям, возникшим в связи с прохождением службы в таможенных органах, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти отношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

С учетом того, что правоотношения, касающиеся срока подачи в суд сотрудниками таможенных органов требований о защите своих прав, в том числе о получении предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» социальных гарантий, специальными законами не урегулированы, в данном случае подлежат применению положения Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Как усматривается из материалов дела и сторонами в ходе судебного заседания не оспаривалось, что ФИО3 стало известно о несоответствии окладов после издания, подписания, а также ознакомления его с приказом Челябинской области от ДАТАНОМЕР-к о назначении истца на должность заместителя начальника Миасского таможенного поста с установлением должностного оклада в размере 22 500 руб. в месяц, соответствующий на дату назначения окладу по должности заместителя начальника поста), оклада по специальному званию, ежемесячных надбавок и поощрительных выплат, соответственно, при выплате денежного довольствия за апрель - май 2017 года истец мог и должен был знать о нарушении, по его мнению, его законных интересов и прав.

С настоящим исковым заявлением истец обратилась только 07 июня 2019 года, то есть со значительным пропуском установленного законом трехмесячного срока.

При пропуске по уважительным причинам срока, установленного ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, он может быть восстановлен судом.

Приведенные истцом доводы о том, что нормы трудового законодательства в указанной части не применяются, судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства. При этом, обращение истца для защиты своих прав в прокуратуру также произошло только после увольнения со службы, что не может быть расценено судом в качестве уважительной причины, объективно препятствующей истцу в подаче иска, иных доводов уважительности причин пропуска срока истцом суду не заявлено и доказательств в обоснование своей позиции не представлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении всех исковых требований ФИО3 к Федеральной таможенной службе Уральское таможенное управление «Челябинская таможня», Уральскому таможенному управлению о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 6 284 рубля 51 копейки, признании незаконным перевод на нижестоящую должность заместителя начальника Миасского таможенного поста без сохранения должностного оклада по ранее занимаемой должности начальника Восточного таможенного поста, возложении обязанности о перерасчете заработной платы за период с 20 апреля 2017 года по 01 февраля 2019 года, пенсии со 02 февраля 2019 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: И.-ФИО7

Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2019 года