Дело № 2-1766/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Элиста 4 августа 2017 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Ванькаевой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете,
у с т а н о в и л :
ФИО7 обратился в суд с указанным иском к Министерству внутренних дел по РК, мотивируя следующим.
Во время прохождения службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Калмыкия он ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., после упразднения органов налоговой полиции, проходил службы в органах наркоконтроля Республики Калмыкия. ДД.ММ.ГГГГ. уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 упразднена Федеральная службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, её правопреемником является Министерство внутренних дел РФ, и он является пенсионером МВД по Республике Калмыкия.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением МВД РФ по Астраханской области его учетное дело было передано по месту пенсионного обеспечения в МВД по Республике Калмыкия.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республике Калмыкия уведомило его о том, что решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Калмыкия ему отказано в принятии на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Калмыкия.
Считает данное решение незаконным, поскольку при вынесении решения жилищно-бытовой комиссией не принято во внимание, что по настоящее время он собственного жилья не имеет, количественный состав его семьи увеличился, в связи с рождением сына ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ он со своей семьей проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, площадь которой не соответствует учетной норме <данные изъяты> кв.м. Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрировано <данные изъяты> человек, жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м., следовательно обеспеченность составляет <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> кв.м. : <данные изъяты>
Просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Калмыкия об отказе в принятии на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД по Республики Калмыкия принять истца на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Калмыкия с даты постановки на учет в органах наркоконтроля.
Истец ФИО7 и его представитель ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержали, пояснив в качестве дополнительного основания исковых требований, что ФИО7 вместе с семьей вселялся в квартиру ФИО9 не в качестве члена её семьи. Вселение было временным, без приобретения ФИО7 и членами его семьи права самостоятельного пользования жилым помещением. ФИО7 и члены его семьи в собственности жилое помещение не имели и не имеют по настоящее время. Просят удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО10 возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что Комиссией МВД по Республике Калмыкия правомерно отказано ФИО7 в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Калмыкия.
ФИО1 привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2ФИО3 пояснила суду о том, что исковые требования находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Свидетель ФИО4 - отец истца, показал суду следующее. Квартиру № <данные изъяты> дома <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в <данные изъяты> г. для своей супруги – ФИО5 поскольку в тот момент между ними были очень сложные отношения. Их сын – ФИО7, был вселен ими в указанную квартиру временно, до той поры, пока он не решит свой жилищный вопрос.
Свидетель ФИО6 – сестра истца, показала суду о том, что ФИО7 и члены его семьи жили в квартире матери как квартиранты.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу ст. 6 Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в указанной части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца на жилищный учет и утратившего силу с 1 января 2005 года), нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Аналогичные положения были закреплены в пункте 7 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (далее Правила). Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляется по месту работы (пункты 10,11 Правил).
Во исполнение нормативно-правовых актов Постановлением Совета Министров
Калмыцкой АССР и Президиумом областного совета профсоюзов от 24 июня 1985
года №175 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калмыцкой АССР,
пунктом 1а раздела II которого, нуждающимися в улучшении жилищных условий
признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена
семьи ниже 6 кв. м.
Жилищный кодекс РФ, введенный в действие с 1 марта 2005 г., сохранил право предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев - внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).
По нормам Жилищного кодекса РСФСР граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать их внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР. Члены семьи собственника жилого дома, квартиры (ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР) проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период службы в органах наркоконтроля, ФИО7 и члены его семьи: супруга ФИО1 дочь ФИО2 зарегистрированные по адресу: <адрес>, поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Письмом МВД по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ. № <данные изъяты> уведомило ФИО7 о том, что Комиссией рассматривалась законность постановки истца и членов его семьи на учет в Управлении Госнаркоконтроля РФ по Республике Калмыкия в ДД.ММ.ГГГГ. В ходе изучения материалов учетного дела установлено, что на момент постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и члены семьи были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в жилом помещении площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности ФИО5 являющейся членом его семьи в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ. На момент постановки ФИО7 и члены его семьи были обеспечены жилым помещением (<данные изъяты> кв.м. : <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м. на одного члена семьи). Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Калмыкия отказано в принятии на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Калмыкия.
Доводы представителя ответчика, ссылающегося в обоснование своих возражений на ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР суд находит ошибочной, поскольку положения приведенной нормы права, по мнению суда, применимы при наличии спора о признании граждан членом семьи собственника, нанимателя жилого помещения, и решения вопроса о возникновении у них соответствующих прав.
Наличие регистрации ФИО7 и членов его семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери, само по себе не свидетельствует об обеспеченности его жилым помещением. Из пояснений ФИО7, данных суду, следует, что членом семьи своей матери он не является. Пояснений ФИО7 подтверждаются и показаниями свидетелей.
Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, исходя из того, что он и его семья членами семьи ФИО9 не являются, в указанную квартиру в качестве члена семьи собственника не вселялись. Факт регистрации по вышеуказанному адресу в квартире матери истца не свидетельствует о возникновение у них прав на данное жилое помещение, доказательств обратного суду не представлено. Доказательств того, что ФИО7 признан членом семьи ФИО9, вселен ею в квартиру в данном качестве, не установлено.
Истец, принятый в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет свое право состоять на учете впредь до получения жилого помещения.
В этой связи у комиссии не имелось оснований для отказа в принятии ФИО7 на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, и оспариваемое решение не может быть признано законным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление ФИО7 удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республики Калмыкия об отказе в принятии ФИО7 на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерстве внутренних дел по Республики Калмыкия.
Обязать Министерство внутренних дел по Республики Калмыкия принять ФИО7 на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республики Калмыкия, с даты постановки на учет в Управлении Госнаркоконтроля РФ по Республике Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Г.З. Оляхинова