ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1767/20 от 18.03.2021 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-20/2021

УИД: 27RS0006-01-2020-002128-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск «18» марта 2021 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Велицкой Н.В.,

с участием:

представителя истца: помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Ковальчук В.В., представившего удостоверение ТО от 08.04.2020 г.;

представителя ответчика: ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, - Сироткина А.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя ответчика: Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, - Козлова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

третье лицо: Администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, - в судебное заседание не явилось;

представителя третьего лица: МУП «Новатор», - Маликова Э.А., действующего на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя третьего лица: Министерства Обороны Российской Федерации, - Ергиной С.В.., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя третьего лица: Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, - Кирсановой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя третьего лица: КУМИ Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, - Кирсановой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» министерства обороны России, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по жалобам гр. Токмаковой Н.Ю., руководителя регионального исполкома Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Рошка Ю.А., о загрязнении земель мазутом при эксплуатации котельной в <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ из федеральной собственности в собственность Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района переданы объекты, включая котельную, общей площадью 358,4 м2, инв. , литера А, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, и земельный участок с кадастровым , общей площадью 3 677 344 кв.м.

Передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, главой Ракитненского сельского поселения Хабаровского края вышеуказанное имущество принято в собственность.

Согласно п.п. 1, 1.1, 1.2 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ), акту приема-передачи к Приказу о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ комитетом Муниципальному унитарному предприятию «Новатор» (далее - МУП «Новатор») в лице Данилевича В. Л., действующего на основании Устава, передано муниципальное имущество: котельная, общей площадью 658,4 м2, инв. , литер А, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, а также оборудование, необходимое для эксплуатации объекта, согласно перечню.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр территории земельного участка по адресу: <адрес>, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым , площадью 658,4 м2, имеется котельная, в которой находятся 2 (два) паровых котла и 6 (шесть) водогрейных котлов, а также оборудование для их эксплуатации. В качестве топлива используется мазут.

На указанном земельном участке находится 5 емкостей недействующего топливного склада, территория около емкостей спланирована и отсыпана песчано-гравийной смесью, подземный мазутоприемник емкостью 20 м3. Также на территории имеется 8 действующих емкостей объемом 54 м3, частично заполненных мазутом в объеме около 80 тонн.

На территории котельной после демонтажа недействующего топливного склада произведена отсыпка грунтом на освобожденной от емкостей территории.

Указанный участок входит в единое землепользование с кадастровым , категории земель - земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения объектов, предназначенных для обороны и безопасности, общей площадью 3 677 344 кв.м; предоставлен в постоянное бессрочное пользование федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Между тем, при осмотре территории котельной, установлено, что в месте установки контейнеров имеются следы разлива мазута примерной площадью 2 м2.

При осмотре территории котельной, установлено, что с территории земельного участка, на котором расположена котельная, и далее, от забора, в большом количестве обнаружены следы черной маслянистой жидкости, смешанные с почвой, ведущие к водоему, расположенному приблизительно в 300 метрах на северо-запад от здания котельной. Общая площадь загрязнения составляет около 585 м2.

На всей поверхности водоема имеется пленка черного цвета.

При проведении осмотра КГКУ «Управление по обеспечению мероприятий ГЗ» Краевым центром экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, взяты пробы воды для проведения лабораторного анализа на наличие нефтепродуктов. По результатам проведенного лабораторного исследования (протокол -КЦЭМП от ДД.ММ.ГГГГ) наличие нефтепродуктов в воде подтверждено.

Далее, в ходе осмотра территории возле котельной, по направлению на северо-запад от забора котельной, обнаружены углубления в почве, заполненные черным вязким веществом. Глубина слоя мазута примерно 0,7 м.

Для определения наличия нефтепродуктов КГКУ КЦМП взяты пробы почвы. По результатам проведенного лабораторного исследования (протокол -КЦЭМП от ДД.ММ.ГГГГ) наличие нефтепродуктов в почве подтверждено.

Кроме того, проверкой установлено, что загрязнение территории, прилегающей к Котельной, выявлено ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу (в настоящее время - Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора). По данному факту Департаментом принято решение о вынесении постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении эксплуатирующей организации ФГБУ ЦЖКУ, производство по которому прекращено решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГU9, по причине недоказанности вины эксплуатирующей организации в разливе мазута.

При этом мазутная котельная в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района принята ДД.ММ.ГГГГ.

Комиссионное обследование, в ходе которого установлено, что как территория котельной, так и территория за пределами котельной загрязнена нефтепродуктам (мазутом), загрязнена мазутом и общая площадь загрязнения составила 998,75 м2 (713,75 м2 на территории котельной, 285 м2 - за пределами котельной), проведено специалистами администрации района совместно с МУП «Новатор» ДД.ММ.ГГГГ.

Так же согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю, обособленный земельный участок с кадастровым входит в состав единого землепользования , местоположение - <адрес>, разрешенное использование - для государственных нужд обороны; в постоянном бессрочном пользовании - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, номер государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, по настоящее время не установлена принадлежность 8 резервуаров для хранения мазута, которые возможно явились источником разлива мазута.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из положений ч.4 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Загрязнение водного объекта и земель мазутом приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

В связи с изложенным, ответчикам надлежит разработать проект рекультивации в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, а также провести работы по рекультивации земель, загрязненных мазутом. Кроме того, необходимо исполнить требования водного законодательства, и провести работы по очистке расположенного на прилегающей территории водного объекта, также загрязненного мазутом.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.

На основании вышеизложенного, просил суд обязать администрацию Ракитненского сельского поселения, МУП «Новатор», Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» министерства обороны России, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», солидарно обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных частей земельного участка с кадастровым , площадью 658,4 м., в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; провести мероприятия по рекультивации нарушенных частей земельного участка с кадастровым площадью 658,4 м2 в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель, в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу; провести мероприятия по очистке водоема, расположенного на земельном участке с кадастровым , в 300 м. на северо-запад от котельной, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; по результатам проведенных работ по очистке указанных выше земельного участка и водоема, с привлечением аккредитованных организаций провести обследование на предмет наличия нефтесодержащих продуктов (мазута) в почве и воде в срок до 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного разбирательства истец Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, уточнил заявленные исковые требования, просил обязать федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по восточному военному округу солидарно: обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных частей земельного участка с кадастровым площадью 658,4 м2 в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; провести мероприятия по рекультивации нарушенных частей земельного участка с кадастровым площадью 658,4 м2 в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель, в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу; провести мероприятия по очистке водоема, расположенного на земельном участке с кадастровым , в 300 м на северо-запад от котельной, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; по результатам проведенных работ по очистке указанных выше земельного участка и водоема с привлечением аккредитованных организаций провести обследование на предмет наличия нефтесодержащих продуктов (мазута) в почве и воде в срок до 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

По ходатайству истца определением суда изменён процессуальный статус ответчиков Администрацию Ракитненского сельского поселения, МУП «Новатор» на третьи лица не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора.

Свои уточнённые исковые требования истец мотивировал следующим.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по жалобам Токмаковой Н.Ю., руководителя регионального исполкома Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Рошка Ю.А. о загрязнении земель мазутом при эксплуатации котельной в <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

В силу требований ст. 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Статьей 46 Закона № 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, согласно которым при эксплуатации объектов хранения продуктов переработки нефти должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 56 Водного кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

Таким образом, лица, осуществляющие использование водных объектов, обязаны принимать меры для недопущения их загрязнения и засорения, а в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций принять меры по ликвидации их последствий.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800) дано понятие рекультивации земель, согласно которому это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с ч. 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п.5. постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Пунктами 8, 13 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно- эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - главное управление) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр территории земельного участка по адресу: <адрес>, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым площадью 658,4 м2 имеется котельная, в которой находятся 2 (два) паровых котла и 6 (шесть) водогрейных котлов, а также оборудование для их эксплуатации. В качестве топлива используется мазут.

На указанном земельном участке находится 5 емкостей недействующего топливного склада, территория около емкостей спланирована и отсыпана песчано-гравийной смесью, подземный мазутоприемник емкостью 20 м3. Также на территории имеется 8 действующих емкостей объемом 54 м3, частично заполненных мазутом в объеме около 80 тонн.

На территории котельной после демонтажа недействующего топливного склада произведена отсыпка грунтом на освобожденной от емкостей территории.

Указанный участок входит в единое землепользование с кадастровым , категории земель - земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения объектов, предназначенных для обороны и безопасности, общей площадью 3 677 344 кв.м; предоставлен в постоянное бессрочное пользование федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ДТУИО» МО РФ) (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

При осмотре территории котельной, установлено, что с территории земельного участка, на котором расположена котельная, и далее, от забора, в большом количестве обнаружены следы черной маслянистой жидкости, смешанные с почвой, ведущие к водоему, расположенному приблизительно в 300 метрах на северо-запад от здания котельной. Общая площадь загрязнения составляет около 585 м2.

На всей поверхности водоема имеется пленка черного цвета.

При проведении осмотра КГКУ «Управление по обеспечению мероприятий ГЗ» Краевым центром экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее - КГКУ КЦМП) взяты пробы воды для проведения лабораторного анализа на наличие нефтепродуктов. По результатам проведенного лабораторного исследования (протокол -КЦЭМП от ДД.ММ.ГГГГ) наличие нефтепродуктов в воде подтверждено.

Далее, в ходе осмотра территории возле котельной, по направлению на северо-запад от забора котельной, обнаружены углубления в почве, заполненные черным вязким веществом. Глубина слоя мазута примерно 0,7м.

Для определения наличия нефтепродуктов КГКУ КЦМП взяты пробы почвы. По результатам проведенного лабораторного исследования (протокол -КЦЭМП от ДД.ММ.ГГГГ) наличие нефтепродуктов в почве подтверждено.

Согласно акту осмотра МУП «Новатор» от ДД.ММ.ГГГГ на момент передачи котельной <адрес> от Министерства Обороны РФ в муниципальную собственность территория котельной была с загрязнениями мазутом. Общая площадь загрязнения территории котельной составляет около 714 м2, площадь загрязнения территории за ограждением котельной составляет 285 м2.

В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Новатор» направила акт обследования территории котельной <адрес> в адрес заместителя главы администрации района - председателю Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского каря.

Согласно письму администрации Хабаровского муниципального района (далее - Администрация) от ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора департамента имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации загрязнение допущено юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию котельной до момента принятия её в муниципальную собственность - филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по восточному военному округу (далее - ФГБУ «ЦЖКУ»).

Кроме того, согласно письму Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о начальника департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу земельный участок с кадастровым , на котором расположена мазутная котельная и прилегающая к ней территория, является федеральной собственной, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации и не относится к землям сельскохозяйственного назначения, так же Администрация заявляет о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» никаких мер по рекультивации загрязненных мазутом земель в месте расположения котельной <адрес> принято не было.

В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГКУ «ЦЖКУ» в адрес директора МУП «Новатор», начальник ЖКС филиала ФГКУ «ЦЖКУ» просил назначить представителя для проведения совместного комиссионного осмотра загрязненной мазутом территории котельной инв. .

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу составлен протокол осмотра , в котором указано, что при визуальном осмотре территории топливного склада котельной военного городка у мазутнонасосной станции зафиксированы 8 цистерн общим объемом 54 м3, рядом с ними обнаружен разлив мазута площадью 8 м2. Рядом с разливом лежит земля, под тяжестью проваливается. Имеется насыпь земли у забора. За территорией огражденной забором видны черные следы мазута, также земля проваливается под тяжестью. С левой стороны обнаружена полуразрушенная цистерна с мазутом, близлежащая территория черная от мазута.

Согласно письму МУП «Новатор» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», Минобороны на территории котельной расположен недействующий топливный склад, который не был передан в муниципальную собственность, и в составе имущества, переданного с котельной согласно акту приема-передачи к приказу от ДД.ММ.ГГГГ, не значится. В связи с чем, МУП «Новатор» просит демонтировать недействующий топливный склад территории котельной инв. в <адрес>.

В соответствии с письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в адрес командира войсковой части 10253, в непосредственной близости от здания котельной под землей расположены мазутные емкости, не задействованные в технологическом процессе и не используемые более 5 лет, по имеющейся информации Администрации данные мазутные емкости числятся на балансе войсковой части в службе ГСМ.

Согласно письму Врио командира войсковой части 10253 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации организация работ по демонтажу мазутных емкостей и рекультивации земельного участка в соответствии с планом хозяйственной деятельности воинской части и климатическими условиями, будет организована в летнее время 2019 года.

В соответствии с письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в адрес командира войсковой части 10253 и начальника ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России следует, что выполненных работ по демонтажу мазутных емкостей в летнее время 2019 не произведены, после чего Администрация повторно просит организовать работы по демонтажу мазутных ёмкостей, расположенных в непосредственной близости от здания котельной, а также рекультивировать земельный участок.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым не является объектом учета, т.к. представляет собой обособленный земельный участок и входит в состав единого землепользования с кадастровым .

Обособленные и условные земельные участки входят в состав единого землепользования, и именно в отношении единого землепользования (а не составляющих его участков) выдается кадастровый паспорт (кадастровая выписка) земельного участка.Единое землепользование имеет следующие характеристики: один правообладатель земельного участка; единое использование объектов недвижимости; единый правовой режим земельного участка (категория земель и разрешенное использование для всех входящих земельных участков должны быть одинаковыми).

Обособленный или условный участок не может быть объектом сделки, так как объектом прав может выступать только единое землепользование, такие участки не являются самостоятельными в юридическом смысле.

Согласно сведениям ЕГРН единое землепользование с кадастровым находится в собственности Российской Федерации и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесена запись регистрации .

Учитывая, что в силу ст. 42, ч.5 ст. 13 Земельного кодекса РФ ФГКУ «ДТУИО» МО РФ», являющейся собственником земельного участка, в соответствии с записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ФГБУ «ЦЖКУ» деятельность которых привела к ухудшению качества земель, что не отрицается исходя из письма от ДД.ММ.ГГГГ/, надлежит разработать проект рекультивации в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также провести работы по рекультивации земель, загрязненных мазутом. Кроме того необходимо исполнить требования водного законодательства и провести работы по очистке расположенного на прилегающей территории водного объекта, также загрязненного мазутом.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В судебном заседании представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры настаивал на удовлетворении уточнённых исковых требований по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика ФГКУ «ДВ ТУИО» Минобороны России в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении, поскольку ФГКУ «ДВ ТУИО» Минобороны России является лишь правообладателем земельного участка на котором установлено загрязнение мазутом, указанный земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании, ответчик причинителем вреда не является, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по устранению загрязнения земельного участка и проведении рекультивации. Загрязнённый земельный участок находится в муниципальной собственности, в настоящее время загрязнённая территория и котельная находится в пользовании МУП «Новатор», площадь загрязнения и локализация загрязнения, установленная актами в 2018 г. и 2020 г. изменяется в сторону увеличения, что свидетельствует о том, что загрязнение земельного участка продолжается в результате хозяйственной деятельности МУП «Новатор».

Представитель ответчика филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, по тем основаниям, что согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ котельная и сопутствующее ей оборудование в <адрес> были переданы на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района, после чего ДД.ММ.ГГГГ переданы в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Таким образом, передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ подписан главой Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района, без каких либо возражений и замечаний, относительно передаваемого имущества.

Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором на момент выявления ДД.ММ.ГГГГ недостатков в эксплуатации котельной <адрес> данная котельная длительное время находилась в собственности Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района, и эксплуатирующей организации МУП «Новатор».

Железнодорожным районным судом (дело ) ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено административное дело о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7. Согласно вышеуказанного решения установлено отсутствие вины ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в результате разлива мазута. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо объективных свидетельств тому, что разлив мазута произошёл в результате ненадлежащего осуществления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанностей по содержанию имущества, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, в материалах дела не имеется.

Таким образом, Администрации Ракитненского сельского поселения, являющейся собственником объекта, и МУП «Новатор» эксплуатирующий указанный объект, надлежит разработать проект рекультивации в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также провести работы по рекультивации земель, загрязненных мазутом

Представитель третьего лица Министерства Обороны РФ в судебном заседании поддержал доводы изложенные представителями ответчика, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель третьих лиц Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, КУМИ Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебном заседании полагал необходимым заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению за счёт причинителя вреда, коими Администрация Хабаровского муниципального района и Администрация Ракитненского СП, не являются.

Представитель третьего лица МУП «Новатор» в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание своего представителя не направило, представило мотивированный отзыв, согласно которого указало, что администрация СП не является собственником земельного участка, где обнаружено загрязнение, а так же не является собственником здания котельной.

Суд, с учётом мнения сторон, не возражавших по рассмотрению дела в отсутствии третьего лица Администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, находит необходимым рассмотреть настоящее дело в отсутствии последнего, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по жалобам гр. Токмаковой Н.Ю., руководителя регионального исполкома Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Рошка Ю.А., о загрязнении земель мазутом при эксплуатации котельной в <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ из федеральной собственности в собственность Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района переданы объекты, включая котельную, общей площадью 358,4 м2, инв. , литера А, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, и земельный участок с кадастровым , общей площадью 3 677 344 кв.м.

Передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, главой Ракитненского сельского поселения Хабаровского края вышеуказанное имущество принято в собственность.

Согласно п.п. 1, 1.1, 1.2 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ), акту приема-передачи к Приказу о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ комитетом Муниципальному унитарному предприятию «Новатор» (далее - МУП «Новатор») в лице Данилевича В. Л., действующего на основании Устава, передано муниципальное имущество: котельная, общей площадью 658,4 м2, инв. , литер А, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, а также оборудование, необходимое для эксплуатации объекта, согласно перечню.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр территории земельного участка по адресу: <адрес>, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым , площадью 658,4 м2, имеется котельная, в которой находятся 2 (два) паровых котла и 6 (шесть) водогрейных котлов, а также оборудование для их эксплуатации. В качестве топлива используется мазут.

На указанном земельном участке находится 5 емкостей недействующего топливного склада, территория около емкостей спланирована и отсыпана песчано-гравийной смесью, подземный мазутоприемник емкостью 20 м3. Также на территории имеется 8 действующих емкостей объемом 54 м3, частично заполненных мазутом в объеме около 80 тонн.

На территории котельной после демонтажа недействующего топливного склада произведена отсыпка грунтом на освобожденной от емкостей территории.

Указанный участок входит в единое землепользование с кадастровым , категории земель - земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения объектов, предназначенных для обороны и безопасности, общей площадью 3 677 344 кв.м; предоставлен в постоянное бессрочное пользование федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Между тем, при осмотре территории котельной, установлено, что в месте установки контейнеров имеются следы разлива мазута примерной площадью 2 м2.

При осмотре территории котельной, установлено, что с территории земельного участка, на котором расположена котельная, и далее, от забора, в большом количестве обнаружены следы черной маслянистой жидкости, смешанные с почвой, ведущие к водоему, расположенному приблизительно в 300 метрах на северо-запад от здания котельной. Общая площадь загрязнения составляет около 585 м2.

На всей поверхности водоема имеется пленка черного цвета.

При проведении осмотра КГКУ «Управление по обеспечению мероприятий ГЗ» Краевым центром экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, взяты пробы воды для проведения лабораторного анализа на наличие нефтепродуктов. По результатам проведенного лабораторного исследования (протокол -КЦЭМП от ДД.ММ.ГГГГ) наличие нефтепродуктов в воде подтверждено.

Далее, в ходе осмотра территории возле котельной, по направлению на северо-запад от забора котельной, обнаружены углубления в почве, заполненные черным вязким веществом. Глубина слоя мазута примерно 0,7 м.

Для определения наличия нефтепродуктов КГКУ КЦМП взяты пробы почвы. По результатам проведенного лабораторного исследования (протокол -КЦЭМП от ДД.ММ.ГГГГ) наличие нефтепродуктов в почве подтверждено.

Кроме того, проверкой установлено, что загрязнение территории, прилегающей к Котельной, выявлено ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу (в настоящее время - Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора).

По данному факту Департаментом принято решение о вынесении постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении эксплуатирующей организации ФГБУ ЦЖКУ, производство по которому прекращено решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГU9, по причине недоказанности вины эксплуатирующей организации в разливе мазута.

В соответствии с ч.ч. 2,4 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

При этом мазутная котельная в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района принята ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Хабаровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу признано право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: Мазутная станция, кадастровый , адрес: <адрес>.

Комиссионное обследование, в ходе которого установлено, что как территория котельной, так и территория за пределами котельной загрязнена нефтепродуктам (мазутом), загрязнена мазутом и общая площадь загрязнения составила 998,75 м2 (713,75 м2 на территории котельной, 285 м2 - за пределами котельной), проведено специалистами администрации района совместно с МУП «Новатор» ДД.ММ.ГГГГ.

Так же согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю, обособленный земельный участок с кадастровым входит в состав единого землепользования , местоположение - <адрес> разрешенное использование - для государственных нужд обороны; в постоянном бессрочном пользовании - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, номер государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, по настоящее время не установлена принадлежность 8 резервуаров для хранения мазута, которые возможно явились источником разлива мазута.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В силу требований ст.34 Закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Статьей 46 Закона № 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, согласно которым при эксплуатации объектов хранения продуктов переработки нефти должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 56 Водного кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

Таким образом, лица, осуществляющие использование водных объектов, обязаны принимать меры для недопущения их загрязнения и засорения, а в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций принять меры по ликвидации их последствий.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», дано понятие рекультивации земель, согласно которому это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с ч. 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Пунктами 8, 13 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно- эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из положений ч.4 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Загрязнение водного объекта и земель мазутом приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Таким образом, из системного анализа вышеуказанных норм, обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных частей земельного участка и проведению мероприятий по рекультивации нарушенных частей земельного участка и очистки водного объекта, лежит на причинителе вреда, либо на лице деятельность которых привела к возникновению негативного воздействия на окружающую среду включая водный объект и земельный участок.

Истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств того, что выявленный в ходе проведения проверки ущерб окружающей среде причинён в результате действий (бездействия) ответчиков, и последние являются причинителями вреда.

Кроме того, относительно заявленных исковых требований к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу положений статьи 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Как следует из материалов дела, истцом заявлен иск к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», который является обособленным (структурным) подразделением ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, и юридическим лицом не является. Следовательно, не имеет правоспособности юридического лица, в связи с чем, указанное лицо не может нести гражданские права и обязанности.

В соответствии с требованиями статьи 41 ГПК РФ, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

В случае заблуждения истца относительно того, кто должен быть ответчиком по заявленным им требованиям, суд вправе в соответствии с части 1 названной статьи по собственной инициативе допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим, однако такая замена производится только с согласия истца.

Судом, в соответствии с вышеуказанными нормами гражданского процессуального законодательства истцу было предложено произвести замену ненадлежащего ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» на надлежащего - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, однако истцом такого ходатайства не заявлялось, исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не сформулировал.

В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 41 ГПК РФ суд рассматривает дело по предъявленному иску и при подтверждении в судебном заседании факта предъявления исковых требований к ненадлежащему ответчику выносит решение об отказе в иске.

Таким образом, суд приходит к выводу о предъявлении истцом требований к ненадлежащему ответчику, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению за счёт ответчиков Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167, 194 – 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» министерства обороны России, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», о понуждении к совершению определенных действий, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Судья (подпись) О.Ю. Акимцов

Мотивированное решение изготовлено «18» марта 2021 г.

Копия верна: ____________________________________ Судья О.Ю. Акимцов