ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1767/2022 от 17.05.2022 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2- 1767/2022

УИД 86RS0007-01-2022-002568-58

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2022 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующий судья Заремба И.Н.,

при секретаре Василенковой С.М.

с участием

представителя истцов ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, ФИО6, ФИО7 к МО Нефтеюганский район в лице Департамента имущественных отношений (адрес) об обязании предоставить в налоговый орган корректирующую справку,

установил:

ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать его предоставить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 и в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре справки с номером корректировки 99 (аннулирующие).

Требования мотивированы тем, что по заявлению Межрайонной инспекции России № 10 по ХМАО-Югре в отношении истцов были вынесены судебные приказы о взыскании недоимки по налогу. Истцы подали возражения на судебные приказы, в связи с несогласием с исчисленным налогом. Налог был исчислен и направлен в налоговый орган ДИО Нефтеюганского района. Они обратились в ДИО Нефтеюганского района с заявлением о предоставлении в налоговый орган корректирующих сведений. Из справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год можно установить, что сумма налога была исчислена из дохода 742 913, 33 руб. (на каждого), как разница между рыночной стоимостью жилого помещения (квартиры) в сумме 2 335 000 руб. и оплаченной налогоплательщиками суммы в размере 106 260 руб. пропорционально долям. Истцы не согласны с суммой исчисленного дохода.

Они проживали в жилом (адрес) 3(адрес), в (адрес),10 на основании ордера от (дата). Распоряжением администрации Нефтеюганского района № 699-р от 31 мая 1999 года (адрес)(адрес) был признан ветхим. Распоряжением главы Нефтеюганского района № 6623-р от 11 мая 2006 года было принято решение о сносе жилого дома. (дата) между истцами и МО «Нефтеюганский район» был заключен договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) - , расположенной в (адрес), (адрес), согласно которому квартира была передана в долевую собственность в равных долях по 1/3 доли каждому. Решением Нефтеюганского районного суда по гражданскому делу были изменены условия договора купли-продажи жилого помещения в части оплаты (п. 2.3 договора) и было установлено, что истцы обязаны уплатить пропорционально своей доле (1/3) в праве собственности на квартиру из расчета общей площади квартиры 50,6 кв.м, по цене 14 000 руб. за 1 кв.м площади на условиях 15% от сметной стоимости жилья, что составляет в общей сумме 106 260 руб. Истцы полностью произвели оплату по договору купли-продажи. Налоговым агентом был исчислен налог. Истцы полагают, что поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Пойковский, 4-22-7 являлось муниципальной собственностью и было получено в рамках реализации Закона ХМАО от 16.11.2000 г. № 89-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ветхом жилье на территории Ханты-Мансийского автономного округа, в 2000-2009 годах», то оно не является доходом, полученным в натуральной форме, и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Так как налоговым агентом «ДИО Нефтеюганского района» были предоставлены сведения по форме 2-НДФЛ, то уменьшение суммы (освобождение от уплаты) исчисленного налога и начисленной пени, возможно после предоставления налоговым агентом корректировочной справки с номером корректировки 99 (аннулирующая). ДИО «Нефтеюганского района» рекомендовал истцам обратиться в суд с требованиями об обязании внесения корректирующей справки об исчислении налога с номером корректировки 99.

В судебное заседание истцы, представитель ответчика, и представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - не явились, о дне и месте слушания дела были надлежаще извещены. МИФНС России по ХМАО-Югре направила в суд отзыв на иск.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истцов ФИО1 исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение представителя истца, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы проживали по адресу: (адрес)

В рамках Программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ветхом жилье на территории ХМАО-Югры в 2000-2009 годах», в связи с переселением из ветхого жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения от (дата) истцам была передана в собственность квартира, расположенная по адресу: (адрес), (адрес).

Рыночная стоимость квартиры составляла 2 335 000 рублей. Покупатели должны были уплатить продавцу долю собственных средств в размере 30 % от сметной стоимости, что составляет 401 808,16 рублей.

Решением Нефтеюганского районного суда от (дата) по иску ФИО8 к МО «(адрес)» в лице МКУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» об изменении условий договора купли-продажи жилого помещения, исковые требования С-вых были удовлетворены. Изменены условия договора купли-продажи жилого помещения (квартиры), расположенного в гп.(адрес), микрорайон 4, (адрес) от (дата), заключенного между С-выми и МО «Нефтеюганский район», по которым С-вы уплачивают продавцу сумму пропорционально своей доле (1/3) в праве собственности на квартиру из расчета общей площади квартиры 50,6 кв.м. по цене 14 000 руб. за 1кв.м. площади на условиях 15 % от сметной стоимости жилья, что составляет в общей сумме 106 260 руб.

Истцы внесли по договору купли-продажи от (дата) 106 260 рублей.

Сведения о продаже квартиры истцам были поданы ответчиком ДИО Нефтеюганского района в налоговый орган.

Как следует из отзыва на исковое заявление, предоставленного МИФНС по ХМАО-Югре, согласно справкам о доходах и суммах налога физических лиц (форма 2- НДФЛ) за 2020 год от (дата), 46, 47, представленным в налоговый орган Департаментом имущественных отношений: ФИО5 получила доход в сумме (иные данные) руб., исчисленная сумма НДФЛ составила 96 579 руб., которая не удержана налоговым агентом; ФИО6 получил доход в сумме (иные данные) руб., исчисленная сумма НДФЛ составила 96 579 руб., которая не удержана налоговым агентом; ФИО2 получил доход в сумме 742 913,33 руб., исчисленная сумма НДФЛ составила 96 579 руб., которая не удержана налоговым агентом. Налоговым органом направлены налоговые уведомления: от (дата) в адрес ФИО3 посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (дата); от (дата) в адрес ФИО4 посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (дата); от (дата) в адрес ФИО2 посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (дата).

На (дата) вышеуказанная задолженность ФИО3 и ФИО4 не уплачена.

После чего МИФНС №10 обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с истцов обязательных налоговых платежей.

(дата) по возражениям истцов судебные приказы были отменены.

Письмом от 05.04.2022 года ДИО Нефтеюганского района рекомендовал истцам обратиться в суд.

Истцы полагая, что поскольку предоставленное им в рамках закона ХМАО-Югры и жилищной программы жилое помещение взамен ветхого, являлось муниципальной собственностью, то оно не является доходом, полученным в натуральной форме, и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, обратились в суд с вышеуказанным иском.

В силу п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 данного кодекса.

В силу пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации, при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав.

Организация, от которой физические лица получают такие доходы, признается в отношении них налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

В соответствии с абзацем третьим пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц доходы, полученные налогоплательщиком в собственность бесплатно в виде жилого помещения и (или) земельного участка из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом, положения указанного пункта применяются и в случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено получение налогоплательщиком в собственность жилого помещения являющегося муниципальной собственностью (Письмо Министерства финансов РФ №03-04-08/11425 от 18.02.2020 года, Определение Верховного Суда от 10.02.2016 года по делу №69-КГ15-10).

Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

При этом п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога, в соответствии с настоящей статьей, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со ст. 214.7 НК РФ), а в случаях и порядке, предусмотренных ст. 227.1 НК РФ, - также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком. Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Согласно п.5 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Согласно п.6 ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Учитывая вышеизложенные нормы закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Так согласно Договору купли-продажи жилого помещения от 15.12.2010 года, и решению Нефтеюганского районного суда от 08.02.2012 года жилое помещение, приобретённое истцами, являлось муниципальной собственностью Нефтеюганского района, и было получено в рамках реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 16.11.2000 года №89-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ветхом жилье на территории Ханты-Мансийского автономного округа, в 2000-2009 года».

Решение суда вступило в законную силу и согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, установленные им обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

При этом, в соответствии с пунктом 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, приобретенное взамен ветхого жилое помещение для истцов не является доходом, полученным в натуральной форме, и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, поскольку оно было получено в собственность из муниципальной собственности в рамках Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 16.11.2000 года №89-оз.

Тот факт, что квартира предоставлена истцам на основании договора купли-продажи с условием оплаты 15 % процентов ее стоимости, о получении ими облагаемого налогом дохода в натуральной форме в виде 85 % ее стоимости с учетом безвозмездной передачи квартиры с неблагоприятными экологическими характеристиками в муниципальную собственность свидетельствовать не может.

Данные выводы изложены в письме Министерства финансов РФ №03-04-08/11425 от 18.02.2020 года, а также отражены в позиции Верховного Суда, выраженной в Определении от 10.02.2016 года по делу №69-КГ15-10.

Учитывая вышеизложенное, поскольку приобретение истцами квартиры по договору-купли продажи жилого помещения из муниципальной собственности не является доходом, облагаемым налогом, то сведения, о полученном истцами доходе поданные в налоговый орган подлежат корректировке.

Так как исчисление налога производилось налоговым агентом – ДИО Нефтеюганского района, предоставившим сведения по форме 2-НДФЛ о полученном истцами доходе в 2020 году в размере 742 913,33 рублей на каждого, и сумме неудержанного налога по 96 579 рублей на каждого, то именно на налоговом агенте - ДИО Нефтеюганского района лежит обязанность предоставления в ИФНС №7 и в ИФНС №10 справок с номером корректировки 99 (аннулирующая).

Руководствуясь статьями 194, 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО5, ФИО6, ФИО7 к МО Нефтеюганский район в лице Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района об обязании предоставить в налоговый орган корректирующую справку, удовлетворить.

Возложить на Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района обязанность предоставить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 и в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре корректирующие справки об исчисленном налоге с номером корректировки 99 (аннулирующая).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.