Дело № 2-1768/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 27 сентября 2013 год
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе
судьи Байрамаловой А.Н.
при секретаре Невзоровой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куприковой (Хаджикеримоглы) ОВ об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком,
установил:
Заявитель Куприкова (Хаджикеримоглы) О.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка об отказе Куприковой О.В. ежемесячное пособие по уходу за ребенком а года рождения до достижения им полутора лет с . г; взыскать с Управления социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка в пользу Куприковой О.В. судебные расходы в виде расходов по оплате услуг представителя в сумме . руб.
Свои требования мотивирует тем, что, она является гражданской Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина РФ серии ., выданным . Заводским РОВД Новокузнецкого УВД Кемеровской области.
. она вступила в брак с гражданином Турции ха, что подтверждается свидетельством о браке, выданным Управлением бракосочетания мэрии Менемен Турецкой Республики ..
В связи с заключением брака она временно проживала по месту жительства мужа в Турецкой Республике в .... Там . года у нее родился ребенок -а
Решением Посольства РФ в Турции ее ребенок а принят в гражданство РФ.
В 2013 году она и ребенок возвратились к постоянному месту ее жительства и регистрации в РФ. По прибытии в РФ ребенок был зарегистрирован по месту жительства в РФ по адресу: ..., о чем . Отделением УФМС РФ по Кемеровской области в Заводском районе г. Новокузнецка выдано свидетельство о регистрации но месту жительства ***
Таким образом, и она и ребенок а . года рождения являются гражданами РФ, зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают на территории РФ.
В связи с изложенными обстоятельствами . она обратилась по своему месту жительства в Управление социальной зашиты Заводского района г. Новокузнецка с требованием о назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком а до достижения им возраста 1,5 лет. На личном приеме . специалистом Управления социальной защиты в назначения пособия ей в устной форме было отказано. В связи с тем, что отказ не был оформлен в письменной форме. . она обратилась в Управление социальной защиты с письменной претензией с приложением требуемых для назначения пособия документов, в которой просила муниципальный орган социальной зашиты повторно рассмотреть вопрос о назначении ей пособия и письменно сообщить ей о принятом решении.
Письмом Управления социальной защиты исх. *** от . в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет отказано на основании ст. 1 Федерального закона от. 19.05.1995 г. № 81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п/п «а» п.3, п/п «в» п.4 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009г. №1012н. и разъяснениями Государственного учреждения Кузбасского Регионального Отделения Фонда социального страхования РФ, (вх.№01-25/1534 от 19.07.2013г.) в связи с тем, что гражданам РФ, постоянно проживающим: за её пределами пособие не назначается.
Считает решение Управления социальной защиты Заводского района г. Новокузнецка об отказе в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком незаконным и необоснованным в связи со следующим.
В соответствии со ст. 1 федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона « О государственных пособиях гражданам имеющих детей» от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ право на получение пособия по уходу за ребенком имеют матери, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона « О государственных пособиях гражданам имеющих детей» от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ лицам, указанным в указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
Она является гражданкой Российской Федерации.
Согласно Справке о составе семьи от . ребенок а зарегистрирован и проживает совместно с ней по адресу: ....
В соответствии со ст. 14 федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 годаК1 81-ФЗ лицам, указанным в абзацах втором-пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
На момент ее обращения в Управление социальной защиты ребенок а года рождения возраста полутора лет не достиг.
Согласно записям в ее трудовой книжке она не имеет места работы с 2010 года, и согласно справке ГКУ СЗН г. Новокузнецка она на учете в службе занятости не состоит и пособия по безработице не получает.
В соответствии с п/п в) п. 45 пп. Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009г. №1012н ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "д" п. 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Таким образом, вопрос о назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен разрешаться органом социальной защиты по месту ее жительства, а именно Управлением социальной защиты Заводского района г, Новокузнецка.
В соответствии с и. 54 Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются: заявление о назначении пособия;
свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства;
- копия документа, удостоверяющего личность
копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке. с предъявлением документа, удостоверяющего личность. - для лиц, указанных в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждения
документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим.
Все перечисленные в приведенном выше п. 54 Порядка были представлены Управлению социальной защиты для разрешения вопроса о назначении ей пособия, что подтверждается разделом «Приложение» претензии от ..
В частности среди прочих документов ею была представлена Справка о составе семьи от ., согласно которой ребенок а зарегистрирован и проживает совместно с ней по адресу: ..., т.е. документ подтверждающий совместное проживание ее и ребенка на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах имелись все условия для назначения ей Управлением социальной защиты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Ни правовых,ни фактических оснований для вывода о том, что она выехала на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации не имелось.
Она никогда не выезжала на постоянное место жительства за пределы РФ, что бесспорно подтверждается документально:
согласно отметки в ее паспорте гражданина РФ она зарегистрирована по месту жительства по адресу ... . и по настоящее время. С регистрации по месту жительства в указанный период она не снималась, т.е. места жительства на территории РФ не меняла.
согласно Свидетельству о государственной регистрации права собственности серии *** от ., ей на праве собственности принадлежит ? доля в жилом помещении- квартире, расположенной по адресу ..., где зарегистрированы и проживаем она и ребенок.
Кроме того, то обстоятельство, что она никогда не имела намерения и не выезжала за пределы РФ на постоянное место жительства, а также что она фактически постоянно совместно с ребенком проживаю на территории РФ, может быть подтвержден свидетельскими показаниями
Установленный п. 54 Порядка перечень документов, представляемых для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком является исчерпывающим, а потому Управление социальной защиты не вправе было требовать представления иных документов, кроме перечисленных в нем. Следовательно, при представлении всех перечисленных в п. 54 Порядка документов при надлежащем их оформлении и отсутствии в них данных, исключающих согласно п. 4 Порядка возможность назначения пособия, орган социальной защиты обязан принять решение о назначении пособия.
В данном случае ею были представлены все надлежащим образом оформленные документы. необходимые для назначения ей ежемесячного пособия по уходу заребенком - в том числен документы безусловно подтверждающие ее совместное проживание с ребенком на территории РФ - справка о составе семьи от ., свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства, отметка в ее паспорте о регистрации по месту жительства.
Документально подтвержденный факт регистрации ее и ребенка на территории РФ по месту жительства уже является достаточным подтверждением постоянного проживания на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и. обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации, по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.07.1995 года №713 и многих других, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
То обстоятельство, что в связи с вступлением в брак с гражданином Турции выезжала за пределы РФ никакого правого значения не имеет в силу прямого указания на это закона.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года "N114-03 гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для: него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, отказ в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком противоречит приведенным выше нормам законодательства РФ и тем самым существенно нарушает гарантированные права заявителя на получение пособия.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В связи с необходимостью судебной защиты своего права нарушенного решением Управления социальной защиты, я вынуждена была обратиться за юридической помощью к специалистам. С этой целью . мной был заключен договор об оказании юридических услуг с ООО «ТК».
По данному договору за представление моих интересов по настоящему делу мной было уплачено вознаграждение в сумме 15 000 рублей. Учитывая сложность дела, полагает, что данная сумма вознаграждения, является разумной.
Данные расходы подтверждаются договором на оказание юридических услуг от ., квитанцией к приходному кассовому ордеру.
Заявитель в предварительном судебном заседании изменила свои требования, окончательно просит признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка в назначении Куприковой (Хаджикеримоглы) ОВ ежемесячного пособия по уходу за ребенком а до достижения полутора лет; обязать Управление социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка назначить Куприковой(Хаджикеримоглы) ОВ ежемесячное пособие по уходу за ребенком а, до достижения им полутора лет с .; взыскать с Управления социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка за счет казны муниципального образования « Новокузнецкий городской округ» в пользу Куприковой (Хаджикеримоглы) ОВ судебные расходы в виде расходов по оплате услуг представителя в сумме . рублей и уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в сумме . рублей, а всего . рублей.
В судебном заседании заявитель на измененных требованиях настаивала, дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении, дополнив, что после рождения ребенка и по настоящее время она с сыном проживает в ... До . года работала в г. Новокузнецке, затем уволилась по собственному желанию и временно выехала в Турцию для заключения брака, затем не могла сразу вернуться в РФ, поскольку не могла выносить ребенка, было два выкидыша, затем была тяжелая беременность, после рождения ребенка вернулась в Россию с ребенком.
Заинтересованное лицо Управление социальной защиты населения Заводского района в лице представителя Савченко Н.В., действующая по доверенности, заявленные требования не признала и суду пояснила, что 03.07.2013 года заявительница обратилась к ним за консультацией, в ходе беседы с ней было выяснено, что она не проживает на территории РФ, а проживает в Турции, приехала в г. Новокузнецк в связи с обследованием ребенка. Заявительнице была дана консультация о том, что она не имеет право на пособие, поскольку не проживает на территории РФ. Затем заявительница обратилась к ним с претензией и ей был дан ответ, что она не имеет право на назначение ей пособия, поскольку не проживает на территории РФ и что представлены не все документы, в частности паспорт был представлен еще на добрачную фамилию.
Заинтересованное лицо Комитет социальной защиты Администрации г. Новокузнецка, привлеченное судом определением, в лице представителя Мосиец И.Ю., действующая по доверенности, заявленные требования не признала, поддержала доводы представителя Управления социальной защиты населения Заводского района.
Заинтересованное лицо ГУ – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, привлеченное определением, в лице представителя Кузьменко Ю.С., действующая по доверенности, заявленные требования не признала и суду пояснила, что в их адрес не были представлены все документы для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. В частности не была представлена справка с места жительства заявительницы, свидетельство о праве собственности на жилое помещение, в связи с чем был дан ответ Управлению социальной защиты населения Заводского района, что заявительница не имеет право на получения пособия по уходу за ребенком до полутора лет, поскольку не проживает на территории РФ. В настоящее время при предъявлении всех документов заявительнице будет назначено пособие по уходу за ребенком.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод ; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативно правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия(бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
Согласно ст. 1 ФЗ "О государственных пособиях граждан имеющих детей" от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ, действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
На основании статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и пункта 5.2.100.30 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, принят Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г., в пункте 4 которого отдельно перечислены категории лиц, которым пособия не назначаются: а) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
б) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
в) гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.
При этом Законом N 81-ФЗ от 19 мая 1995 года не разъясняется, что понимать под проживанием на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Закон N 5242-1 вводит также понятие места пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Таким образом, под проживанием на территории РФ понимается наличие постоянного (преимущественного) места жительства на территории РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что действие Закона N 81-ФЗ от 19 мая 1995 года распространяется на граждан РФ, постоянное (преимущественное) место жительства которых находится на территории Российской Федерации.
В Постановлении от 02.02.1998 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.
Согласно подп.9 п.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г № 1012-4, далее по тексту Порядок, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, опекуны фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно подп. в п.45 указанного выше Порядка ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается : лицам, указанным в подп. д-ж п.39настоящего Порядка, в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.
Согласно подп. в п. 46 Порядка выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется лицам, указанным в подп. д п.39 настоящего Порядка –со дня рождения ребенка по день исполнения ребенка полутора лет.
Согласно п 54.Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:
заявление о назначении пособия;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;
копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для лиц, указанных в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях), а также для лиц, указанных в подпункте "ж" пункта 39 настоящего Порядка;
копия документа, удостоверяющая личность;
справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице - для лиц, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 39 настоящего Порядка, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 39 настоящего Порядка;
справка с места работы отца(матери)ребенка о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособия. А в случае если отец(мать) не работает. справку из органов социальной защиты населения по месту жительства отца.(матери)ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно п 12. Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утв. Постановлением правительства от 08.07.1997 г. замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения;
изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения;
изменение пола;
непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.15 указанных положений документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения.
Судом установлено, что . Куприкова(Хаджикеримоглы) О.В. обратилась в Управление социальной защиты населения Заводского района г. Новокузнецка за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ей было устно отказано, что следует из объяснений заявителя и что не оспаривается представителем заинтересованного лица Управлением социальной защиты населения Заводского района.
. Куприкова(Хаджикеримоглы) О.В. с письменной претензией обратилась в Управление социальной защиты населения Заводского района г. Новокузнецка о назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с приложением копий следующих документов : паспорта Куприковой О.В.; паспорта а; справки с места жительства а ; решения о присвоение гражданства РФ а; формы А к решению о присвоение гражданства РФ а; трудовой книжки с информацией о последнем месте работы; свидетельства о браке; справки с места жительства, подтверждающая совместную регистрацию по месту жительства а; справки из ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка; страхового свидетельства Куприковой О.В.(л.д.14).
В ответ на данную претензию Управление социальной защиты населения Заводского района г. Новокузнецка исх. *** от . отказало в назначении Куприковой (Хаджикеримоглы) О.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на основании ст. 1 Федерального закона от. 19.05.1995 г. № 81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п/п «а» п.3, п/п «в» п.4 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009г. №1012н. и разъяснениями Государственного учреждения Кузбасского Регионального Отделения Фонда социального страхования РФ, (вх.№01-25/1534 от 19.07.2013г.) в связи с тем, что гражданам РФ постоянно проживающим за её пределами пособие не назначается. Представленные копии документов не являются основанием для назначения пособия по уходу ребенком (л.д.15). В судебном заседании было пояснено представителем, что не был представлен паспорт с новой фамилией заявительницы.
Кроме того, судом установлено, что Куприкова (Хаджикеримоглы) О.В. является гражданкой Российской Федерации и имеет регистрацию в г. Новокузнецке по адресу: ... с .. Куприкова О.В. является собственником ? доли данной квартиры с . (л.д.18,19,22).
. Куприкова О.В. заключила брак с гражданином Турции а в .... Ей была присвоена фамилия Хаджикеримоглы (л.д. 8-9).
. в ... Куприкова (Хаджкеримоглы) О.В. родила сына а (л.д.10).
По заявлению от . от Куприковой (Хаджикеримоглы) О.В. Посольство РФ в Турецкой республики приняло в гражданство РФ а, проживающего в Турции, ..., район Менемен, квартал Мермерли, ... (л.д.12).
. а был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... (л.д.13,18).
Согласно трудовой книжки Куприкова (Хаджикеримоглы )О. В. была уволена с последнего места работы ...», находящееся в г. Новокузнецке, . (л.д16).
Согласно справки ГКУЦЗН г. Новокузнецка Куприкова О.В. не зарегистрирована в качестве безработной и не получает пособие по безработице с . ( с даты рождения ребенка) (л.д.17).
Паспорт на фамилию Хаджикеримоглы Куприковой О.В. был выдан . Отделением в Заводском районе ОУФМС России по КО (л.д.37).
В настоящее время заявительница с сыном проживает по адресу: ... что следует из объяснений заявительнице и не оспорено заинтересованными лицами.
Из объяснений заявительницы также следует, что она вынуждено находилась в Турции, ,*,*,* после рождения ребенка она с ребенком вернулась в РФ для проживания. Данные объяснения заинтересованными лицами не оспорены, не представлены доказательства опровергающие их.
Суд, учитывая не длительное, вынужденное пребывание заявительницы в Турции, наличие постоянного места жительства в РФ, рождение ребенка и приобретение им гражданства России, регистрацию ребенка по месту жительства в РФ, фактическое проживание заявительницы с ребенком в настоящее время в РФ, приходит к выводу о том, что заявительница проживает на территории Российской Федерации и фактически не выехала на постоянное место жительство в Турцию.
Проживание истицы в период заключения брака с иностранцем и рождения ребенка в Турции, по мнению суда не свидетельствует о том, что заявительница выехала на постоянное место жительство за пределы РФ, поскольку заявительница имеет постоянное место жительство на территории РФ, в настоящее время проживает с несовершеннолетним сыном на территории РФ.
Кроме того, судом установлено, что заявительница представила в Управление социальной защиты населения Заводского района необходимые документы для назначения ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5лет, что следует из копии претензии (л.д.14) и не оспорено заинтересованными лицами.
В нарушении ст. 249ГПК РФ Управление социальной защиты населения Заводского района г. Новокузнецка не представило суду бесспорных доказательств обстоятельств, послуживших основанием для отказа Куприковой (Хаджикеримоглы) О.В. в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, а именно, что заявительница выехала на постоянное место жительство за пределы РФ, что представленные копии документов не являются основанием для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Доводы представителя о том, что из личной беседы с заявительницей, она узнала, что заявительница постоянно проживает в Турции, в РФ приехала временно для обследования ребенка, суд не принимает, поскольку данные обстоятельства должны быть подтверждены допустимыми доказательствами.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что был также представлен заявительницей не надлежащей документ- паспорт, поскольку не был заменен в связи со сменой фамилии заявительницы, суд не принимает, поскольку из анализа действующего законодательства о паспорте не следует, что паспорт является недействительным, т.к. не произведена его замена в связи со сменой фамилии.
Судом установлено, что указанным отказом нарушены права заявительницы на назначения ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ Управления социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка в назначении Куприковой (Хаджикеримоглы) О.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком а, является незаконным.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку отказ Управления социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка является незаконным, а заявление – обоснованным, в силу действующего законодательства ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается со дня рождения ребенка, то суд обязывает Управление социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка назначить Куприковой (Хаджикеримоглы) О.В. ежемесячное пособие по уходу за ребенком а со дня его рождения -..
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанная в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований в которой истцу отказано.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расход подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействия) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия) принятого или совершенного: структурным подразделением этого органа, и являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе.
Судом установлено, что заявительница за оказанием ей юридической помощи обратилась к ООО « ТК». . между заявительницей и ООО «ТК» заключен договор об оказание юридических услуг (л.д.40,41). По данному договору заявительница произвела оплату 15000 рублей (л.д.39).Также заявительница при подаче иска произвела оплату госпошлины в сумме 200 рублей (л.д.7).
С учетом удовлетворения заявленных требований заявителя, сложности дела, объема выполненной работы представителем, разумности и справедливости, суд считает подлежащем взысканию расходы на представителя в сумме 10000 рублей. Данная сумма подлежит взысканию с Комитета социальной защиты населения Администрации ..., поскольку Управление социальной защиты населения Заводского района является структурным подразделением Комитета социальной защиты населения администрации г. Новокузнецка, не являющимся юридическим лицом.
Поскольку Комитет социальной защиты населения Администрации г. Новокузнецка в силу ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то требования заявительницы о взыскании госпошлины в размере 200 рублей не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка в назначении Куприковой (Хаджикеримоглы) ОВ ежемесячного пособия по уходу за ребенком а, до достижения полутора лет.
Обязать Управление социальной защиты населения Заводского района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка назначить Куприковой (Хаджикеримоглы) ОВ ежемесячное пособие по уходу за ребенком а, до достижения им полутора лет с ..
Взыскать с Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка в пользу Куприковой (Хаджикеримоглы) ОВ судебные расходы в сумме 10000 рублей.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2013 года.
Судья /подпись/ А.Н. Байрамалова
Верно. Судья А.Н. Байрамалова