Дело № 2-1768/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2018 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Музраевой В.И.,
при секретаре судебного заседания Ябанжи А.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Давыдовой А.С., представителя ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО1, представителя третьего лица ОАО «РЖД» ФИО2, представителя третьего лица Пограничного управления ФСБ России по <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Волгоградский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что Волгоградской транспортной прокуратурой по обращению начальника Пограничного управления ФСБ России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства по техническому оснащению автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Полынный».
В ходе прокурорской проверки установлено, что двусторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Полынный» не соответствует установленным законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
При этом, обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 5.6.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, возложены на Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации - Росграница.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Росграница упразднена и ее функции переданы Министерству транспорта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.5 (27).7 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Минтранс Российской Федерации осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р создано федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Росгранстрой).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 83-ФЗ, приказом Росграницы от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД тип существующего учреждения Росгранстрой изменен на федеральное государственное казенное учреждение (ФГКУ).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, Уставу, утвержденному приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № СА-78-р, ФГКУ Росгранстрой обеспечивает выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Госграницу Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны Госграницы Российской Федерации.
Минтранс в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, п. 5.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Согласно ст. 158 БК РФ, приказу Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ в перечень подведомственных Министерству распорядителей и получателей бюджетных средств входит ФГКУ Росгранстрой.
Согласно п. 2.2 Устава для достижения целей своей деятельности Росгранстрой от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде от своего имени в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.3 Устава ФГКУ Росгранстрой за счет средств федерального бюджета выполняет функции государственного заказчика, обеспечивает функционирование (эксплуатацию) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов); организует проведение работ по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, а также работ по их восстановительному и капитальному ремонту, реконструкции и техническому перевооружению; обеспечивает материально-техническое снабжение для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, деятельность по содержанию и (эксплуатации) объектов государственной границы и пунктов пропуска, закрепленных за Дирекцией на праве оперативного управления и др.
В соответствии с п. 5.6 Устава ФГКУ Росгранстрой при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Дирекции для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает Минтранс России как орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится дирекция.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данные требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Требования №), а также разработаны и утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с Росграницей утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу.
Вместе с тем, по результатам проведенной проверки установлено, что в пункте пропуска ДАПП Полынный:
отсутствует система телевизионного наблюдения с емкостью архива более 900 часов (вопреки п. 14.7 Требований №);
отсутствуют дорожные знаки, определяющие место остановки автотранспортных средств, а также ограничение скоростного режима в пункте пропуска (вопреки п. 5 Требований №, п. 42 Типовых требований от ДД.ММ.ГГГГ);
имеющиеся средства принудительной остановки автотранспорта не обеспечивают полноценное ограничение доступа автотранспортных средств (вопреки п. 43 Типовых требований от ДД.ММ.ГГГГ);
в местах досмотра транспортных средств отсутствуют оборудованные досмотровые ямы (п. 7.4.2 Требований от ДД.ММ.ГГГГ).
Выявленные нарушения подтверждаются информацией и документами, представленными Пограничным управлением ФСБ России по <адрес>, в том числе комиссионными обследованиями пункта пропуска.
Согласно представленной информации и документам Волгоградский филиал ФГКУ Росгранстрой, ФГКУ Росгранстрой информировались контролирующими органами об указанных недостатках оборудования пункта пропуска, однако в течение длительного времени и до настоящего момента мероприятия по дооснащению пунктов пропуска не проведены, нарушения не устранены, в том числе по причинам не выделения лимитов бюджетных обязательств.
Волгоградским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлялись заявки и обращения государственных контролирующих органов в ФГКУ Росгранстрой с просьбой о рассмотрении предложений филиала и выделения лимитов бюджетных средств в целях обустройства и оборудования пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Однако указанные заявки не удовлетворены, бюджетные средства не доведены.
В соответствии с пп. 2.1, 2.2, 2.3 Положения о филиалах ФГКУ Росгранстрой, утвержденного приказом ФГКУ Росгранстрой от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф, филиал в целях организации проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств осуществляет функции по организации закупок, заключению государственных контрактов, обеспечивает контроль за их исполнением.
Учитывая выявленные нарушения при содержании пункта пропуска ДАПП Полынный, длительное непринятие мер по обращениям Пограничного управления ФСБ России по <адрес>, ФГКУ Росгранстрой не исполняются в должной мере возложенные на него обязанности и функции по обеспечению функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного пограничного контроля в пункте пропуска
Неисполнение указанных обязанностей по причине необходимости реконструкции объекта не может рассматриваться как правомерное, поскольку возможность реконструкции пункта пропуска и порядок ее проведения установлены законодательством, в частности Правилами установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пп. 29, 30, 31 указанных Правил под реконструкцией понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий и помещений, необходимых для организации и осуществления видов контроля, а также проведение иных работ, в том числе направленных на изменение пропускной способности пункта пропуска.
При этом, оснащение ДАПП Полынный средствами принудительной остановки автотранспорта, системой телевизионного наблюдения, дорожными знаками и оборудованными досмотровыми ямами не повлечет изменение пропускной способности пункта пропуска, следовательно, принятие решения о реконструкции пункта пропуска в рассматриваемом случае не требуется.
Выявленные в ходе проверки несоответствия пункта пропуска указанным выше нормативным требованиям свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении деятельности пограничных органов ФСБ России и нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности на территории Российской Федерации.
Непринятие мер по надлежащему оборудованию и обеспечению функционирования пунктов пропуска не отвечает интересам Российской Федерации, поскольку указанные нарушения в содержании и оборудовании пунктов пропуска препятствуют интенсивному прохождению через них грузовых и пассажирских потоков, снижают эффективность проведения государственного контроля, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим государственной границы.
По указанным основаниям, истец просит суд с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ возложить обязанность на ФГКУ «Росгранстрой» устранить допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей нарушения требований законодательства в части обустройства и эксплуатации действующего автомобильного пункта пропуска «Полынный», расположенного по адресу: <адрес>, «Железнодорожный разъезд Полынный», ДАПП Полынный, в частности: установить систему охранного теленаблюдения, отвечающую требованиям п. 14.7 приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№, установить дорожные знаки, определяющие место остановки автотранспортных средств, а также ограничение скоростного режима в пределах пункта пропуска, установить средства принудительной остановки автотранспорта на въездах в пределы пункта пропуска «Полынный», исключающие несанкционированный проезд в пункт пропуска автотранспортных средств, оборудовать полосу движения транспортных средств в ДАПП «Полынный» досмотровой ямой с навесом для проведения досмотра автотранспортных средств, установить ответчику срок исполнения указанных обязательств в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Представитель истца - помощник Волгоградского транспортного прокурора Давыдова А.С. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО1 в судебном заседании возражала удовлетворению исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении уточненных исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства Транспорта РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражал удовлетворению исковых требований.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель третьего лица Пограничного управления ФСБ России по <адрес> ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования прокурора неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суде заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст.12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Государственной границе Российской Федерации» порядок установления, открытия, акционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309-р "О Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе РФ осуществляется исключительно в рамках федеральных целевых программ в сфере обустройства государственной границы РФ.
В настоящее время такой программой является федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации 2012-2020».
На основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ образовано Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница).
Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ (Росграница), утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, к полномочиям указанного Федерального агентства отнесено создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест ее пересечения; реализация функции государственного заказчика; выработка и реализация государственной политики; нормативно-правовое регулирование; управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ.
В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной границы РФ, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р создано ФГКУ Росгранстрой.
В соответствии с Уставом ФГКУ Росгранстрой, утвержденным приказом Росграницы от ДД.ММ.ГГГГ№, его учредителем является Правительство РФ, полномочия которого осуществляет Росграница. Собственником имущества ФГКУ Росгранстрой является Правительство РФ в лице Росграницы.
Согласно ст.13 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочия по формированию федеральных целевых программ и обеспечению их реализации возложены на Правительство РФ.
Обеспечение функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, на содержание, ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пропуска всех видов контроля осуществляется ФГКУ Росгранстрой исключительно в рамках бюджетных обязательств, которые до него доводит Росграница.
В соответствии с положениями п.29 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Состав специальных сооружений и условия расположения в пункте пропуска государственных контрольных органов, осуществляющих государственный контроль в пункте пропуска определяются техническим заданием на этапе подготовки проектной документации на строительство или реконструкцию пункта пропуска, согласованной с пограничными, таможенными и другими государственными контрольными органами, после проведения проектно-изыскательских работ и разработки архитектурно-планировочного решения объекта при соответствующем выделении бюджетных лимитов.
Согласно п.31 вышеуказанных Правил, в случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Росграницей принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны РФ, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Волгоградской транспортной прокуратурой по обращению начальника Пограничного управления ФСБ России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства по техническому оснащению автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Полынный».
Как усматривается из акта комплексной проверки состояния режима в автомобильном пункте пропуска через государственную границу РФ «Полынный» № от ДД.ММ.ГГГГ, Волгоградскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» предлагается принять меры: по установке системы телевизионного наблюдения, по установке дополнительного освещения по площадке осмотра, досмотра ТСЗС, а также по периметру пункта пропуска, по установке специальных средств принудительной остановки автотранспорта (л.д. 63-65).
Согласно акту комплексной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, Волгоградскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» необходимо принять меры: по установке системы телевизионного наблюдения, по установке специальных средств принудительной остановки автотранспорта, по установке необходимых дорожных знаков, по оборудованию досмотровой ямы (л.д. 66-68).
Как следует из акта комплексной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, Волгоградскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» в первом полугодии 2018 года провести работу по установке необходимых дорожных знаков в пункте пропуска, к исходу ДД.ММ.ГГГГ провести работу по оборудованию досмотровой ямы, в первом полугодии 2018 года направить повторное обращение в центральный аппарат ФГКУ Росгранстрой по установке системы телевизионного наблюдения и по установке специальных средств принудительной остановки автотранспорта (л.д. 69-71).
Согласно акту № комплексной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Волгоградскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» необходимо принять меры: по установке системы телевизионного наблюдения, по установке специальных средств принудительной остановки автотранспорта, по установке необходимых дорожных знаков, по оборудованию досмотровой ямы (л.д. 72-74).
Как усматривается из ответа ФГКУ Росгранстрой от ДД.ММ.ГГГГ, в условиях секвестирования финансирования, выделяемого ФГКУ Росгранстрой на содержание и эксплуатацию пунктов пропуска по государственной программе РФ №, в приоритетном порядке осуществляется обустройство пунктов пропуска с высокой фактической пропускной способностью: более 500 000 транспортных средств в год ( 1 группа приоритетности) и от 1000<адрес> транспортных средств в год (2 группа). ДАПП Полынный к таким пунктам пропуска не относится. В связи с этим его оснащение СПОА и системами видеонаблюдения в 2017 году не планируется (л.д. 90).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и ФГКУ Росгранстрой заключен договор субаренды части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения ДАПП «Полынный» на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 178-194).
Согласно сообщению ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, Приволжская железная дорога не имеет принципиального возражения против обустройства автомобильного пункта пропуска через государственную границу РФ и согласовывает устройство смотровой ямы с металлическим навесом (некапитального характера) строго в пределах границ субарендуемого земельного участка (л.д. 224).
Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Требования №), а также разработаны и утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с Росграницей утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу.
Разрешая заявленный спор на основании вышеуказанных положений закона, установив фактические обстоятельства дела, выслушав участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении обязанности на ответчика: устранить допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей нарушения требований законодательства в части обустройства и эксплуатации действующего автомобильного пункта пропуска «Полынный», расположенного по адресу: <адрес>, «Железнодорожный разъезд Полынный», ДАПП Полынный, в частности: установить систему охранного теленаблюдения, отвечающую требованиям п. 14.7 приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№, установить дорожные знаки, определяющие место остановки автотранспортных средств, а также ограничение скоростного режима в пределах пункта пропуска, установить средства принудительной остановки автотранспорта на въездах в пределы пункта пропуска «Полынный», исключающие несанкционированный проезд в пункт пропуска автотранспортных средств, оборудовать полосу движения транспортных средств в ДАПП «Полынный» досмотровой ямой с навесом для проведения досмотра автотранспортных средств, установить ответчику срок исполнения указанных обязательств в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
При этом, суд приходит к выводу, что исполнение заявленных истцом требований возможно в рамках строительства (реконструкции) пункта пропуска.
Вместе с тем, согласно п.31 вышеуказанных Правил, в случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Росграницей принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны РФ, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.
В настоящее время вышеуказанный нормативный акт в отношении ДАПП Полынный не принят, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Реконструкция и строительство пунктов пропуска осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница РФ (2012-2020 годы)», в которую мероприятия по реконструкции ДАПП «Полынный» не включены.
Федеральным законом от «О федеральном бюджете» выделение денежных средств на обустройство ДААП «Полынный» в текущем году не предусмотрено.
Довод прокурора о возможности возложения обязанности на ответчика установить на пункте пропуска указанные в иске специальные средства, судом отклоняется.
Как указано выше, для проведения реконструкции пункта пропуска требуется проведение комплекса мероприятий ответчиком, в том числе согласование нормативного правового акта с иными контролирующими ведомствами и министерствами, включение в федеральную целевую программу "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020)", соответственно, проведение проектных, сметных работ, выделение бюджетного финансирования. Ответчик указанными полномочиями не обладает, поэтому предъявляемые к нему требования нельзя признать законными и обоснованными.
Ссылку прокурора на судебную практику других судов суд отвергает, поскольку в силу статьи 61 ГПК РФ решения судов по другим делам имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела только в том случае, если при их рассмотрении участвовали те же лица.
Кроме того, суду не представлены доказательства, что мероприятия по обустройству ДАПП «Полынный» в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» включены.
Исходя из положений ст.79 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст.38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1.2. Устава ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утвержденного Приказом № от 04.02.2009г. Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, оно в соответствии с БК РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до ФГКУ лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности, а также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
В свою очередь ФГКУ Росгранстрой осуществляет свою деятельность по организации проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункты 3.1. и 3.2. Устава ФГКУ Росгранстрой ).
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
При таких обстоятельствах, поскольку решение вопросов о строительстве и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу РФ относится к полномочиям Правительства РФ, при условии отсутствия планов на реконструкцию ДАПП «Полынный» в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)», суд полагает, что предусмотренных законом оснований для возложения на заявленного в иске ответчика – обязанности устранить допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей нарушения требований законодательства в части обустройства и эксплуатации действующего автомобильного пункта пропуска «Полынный», расположенного по адресу: <адрес>, «Железнодорожный разъезд Полынный», ДАПП Полынный, в частности: установить систему охранного теленаблюдения, отвечающую требованиям п. 14.7 приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№, установить дорожные знаки, определяющие место остановки автотранспортных средств, а также ограничение скоростного режима в пределах пункта пропуска, установить средства принудительной остановки автотранспорта на въездах в пределы пункта пропуска «Полынный», исключающие несанкционированный проезд в пункт пропуска автотранспортных средств, оборудовать полосу движения транспортных средств в ДАПП «Полынный» досмотровой ямой с навесом для проведения досмотра автотранспортных средств, в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, вне рамок указанной федеральной целевой программы и без принятия компетентным органом необходимого нормативного акта об этом, не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности не подлежат удовлетворению.
Суд учитывает, что в отношении действующих пунктов пропуска правовое регулирование устанавливает, что их переоснащение и переоборудование осуществляется при реконструкции.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 231, они предназначены для использования при подготовке технических заданий и проектно-сметной документации на проектирование новых и реконструкцию действующих пунктов пропуска.
Также предназначены для использования при подготовке технических заданий и проектно-сметной документации на проектирование новых и реконструкцию действующих пунктов пропуска Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу (раздел 5), утвержденные приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенное, проведение работ по устранению недостатков обустройства пункта пропуска через государственную границу «Полынный» являются реконструкцией.
Доводы прокурора о том, что оснащение ДАПП Полынный средствами принудительной остановки автотранспорта, системой телевизионного наблюдения, дорожными знаками и оборудованными досмотровыми ямами не повлечет изменение пропускной способности пункта пропуска, следовательно, принятие решения о реконструкции пункта пропуска в рассматриваемом случае не требуется, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Суд учитывает, что предложение о проведении реконструкции пункта пропуска может вноситься федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска, или собственником (собственниками) зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска. При этом к предложению о проведении реконструкции пункта пропуска прилагается расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на реконструкцию пункта пропуска и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, в случае, если такая реконструкция осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома (п. 31 Правил).
Реконструкция и строительство пунктов пропуска осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)", в которую мероприятия по реконструкции ДАПП «Полынный» не включены.
В приведенной связи бюджетные средства на реализацию государственной политики по обустройству государственной границы, включающую в себя проведение реконструкции и строительства пункта пропуска не предусмотрены.
Доводы прокурора о том, что в случае удовлетворения иска и вступления в силу судебного решения по настоящему делу о возложении указанной в иске обязанности на ответчика, будет осуществлено выделение средств из федерального бюджета, поскольку все судебные акты в силу закона подлежат обязательному исполнению, не могут быть положены в основу решения об удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд с читает необходимым в удовлетворении исковых требований Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности - отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности устранить допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей нарушения требований законодательства в части обустройства и эксплуатации действующего автомобильного пункта пропуска «Полынный», расположенного по адресу: <адрес>, «Железнодорожный разъезд Полынный», ДАПП Полынный, в частности: установить систему охранного теленаблюдения, отвечающую требованиям п. 14.7 приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№, установить дорожные знаки, определяющие место остановки автотранспортных средств, а также ограничение скоростного режима в пределах пункта пропуска, установить средства принудительной остановки автотранспорта на въездах в пределы пункта пропуска «Полынный», исключающие несанкционированный проезд в пункт пропуска автотранспортных средств, оборудовать полосу движения транспортных средств в ДАПП «Полынный» досмотровой ямой с навесом для проведения досмотра автотранспортных средств, в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 17 сентября 2018 года.
Председательствующий В.И. Музраева