ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1768/2013 от 17.10.2013 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Гр.дело № 2-1768/2013 (Решение вступило в законную силу 17.10.2013)

Р Е Ш Е Н И Е   Именем Российской Федерации

16 сентября 2013 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Везикко Л.В.,

при секретаре Пальцевой Е.В.,

с участием прокурора Павловой И.А.

представителя ответчика Спириной А.Г.,

по иску прокурора г.Апатиты в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» об обязании организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» (далее - ООО «УК Наш дом») об обязании организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.

В обосновании своих требований указывает, что прокуратурой г. Апатиты проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности ООО «УК «Наш дом», в ходе которой в деятельности ответчика выявлен факт нарушения действующего законодательства в сфере содержания общего имущества многоквартирного дома. Как следует из п.2.2 устава ООО «УК«Наш дом» одним из видов деятельности общества является осуществление управления общим имуществом жилого дома. По состоянию на <дата> ООО «УК Наш дом» осуществляет управление <.....> жилым многоквартирным домом г.<.....> на основании договоров управления, заключенными с товариществами собственников жилья, согласно которым ТСЖ передали управляющей организации функции управления многоквартирным домом. Целью договоров является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Вместе с тем ООО «УК «Наш дом» в нарушение действующего законодательства, осуществляя содержание общего имущества многоквартирных домов на территории г.<.....>, находящихся в управлении, не организовало места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с федеральным квалификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ 02.12.2002 №786, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

Таким образом, ответчик нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и его бездействие может повлечь причинение существенного вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Просит обязать ООО «УК «Наш дом» в срок до <дата> организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Помощник прокурора г.Апатиты Пучкова А.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признала. Суду пояснила, что ООО «УК «Наука» заключило договор на размещение и утилизацию ртутьсодержащих отходов первого класса опасности с ООО «<.....>», однако он по существу не исполняется, поскольку общество не располагает средствами для организации специально оборудованного места для накопления опасных отходов. Полагает, что обязанность по организации мест для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в полном объеме лежит на Администрации г.Апатиты, которая до настоящего времени положения регулирующего указанный вопрос не приняла.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.161 ЖК Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу п.1.1 ч.1 ст.161 ЖК Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В соответствии с п.2.3 ст.161 ЖК Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу п.п. «а» п. 16. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

В соответствии с изменениями, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме дополнен подпунктом "д(1)" следующего содержания: содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Как следует из п.1 Правил их исполнение обязательно для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц.

Согласно п.4 и п.7 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.01.2003 N 4107) отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> ООО «УК «Наш дом» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории г. <.....>, по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.2.2 устава ООО «УК «Наш дом» основным видом деятельности организации является управление недвижимым имуществом (л.д. 8).

Как следует из материалов дела, по состоянию на <дата> ООО «УК Наш дом» осуществляет управление <.....> жилым многоквартирным домом г.<.....>, расположенными по адресам: <адрес> на основании типовых договоров управления многоквартирными домами, заключенными с ТСЖ (л.д.32).

Из типового договора управления многоквартирным домом следует, что целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Управляющая организация принимает на себя и осуществляет на условиях договора функции управления многоквартирным домом по оказанию услуг и выполнению работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, по предоставлению коммунальных услуг собственникам (нанимателям, арендаторам, иным законным пользователям помещений) и их членам семьи (л.д. 35-46).

Как установлено судом, прокуратурой г.Апатиты проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности ООО «УК «Наш дом», по результатам которой в деятельности общества выявлен факт нарушения действующего законодательства в сфере содержания общего имущества многоквартирных домов.

ООО «УК «Наш дом» в нарушение ст.61 ЖК Российской Федерации, п.п. «а» п. 16. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, подпункта "д(1)"п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, п.4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, не организовало места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено, что ООО «УК «Наш дом» не соблюдаются требования жилищного законодательства в сфере содержания общего имущества многоквартирных домов.

В результате неустранения нарушений требования жилищного законодательства в сфере содержания общего имущества многоквартирных домов не обеспечивается конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что может повлечь причинение существенного вреда жизни, здоровью граждан, вреда животных, растениям и окружающей среде

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Апатиты в защиту неопределенного круга лиц к ООО «УК Наш дом» об обязании организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу  в специализированные организации.

Срок для устранения указанных недостатков, а именно организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, – до <дата>, указанный прокурором г. Апатиты, суд считает разумным и достаточным.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая имущественное и финансовое положение ответчика, суд считает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, до <.....> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» об обязании организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности в отношении домов находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Наш дом», в срок до <дата>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» государственную пошлину в доход государства в размере <.....> рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Л.В. Везикко