РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе судьи Котельникова Е.Н., при секретаре Соколовой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области 13 октября 2015 года гражданское дело № по исковому заявлению Администрации города Шадринска Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области - Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Шадринска Курганской области обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области - Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ... года по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора. Мотивируя требования тем, что Решением № от ... года. Шадринский районный суд обязал Администрацию города Шадринска предоставить "НВ" по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска, и обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения. На основании ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» за неисполнение вынесенного решения суда судебный пристав-исполнитель Шадринского МРО СП УФССП России по Курганской области вынес постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ... года в размере 50000 руб. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального чакона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, должник не может быть подвергнут взысканию в виде исполнительского сбора. Администрация города Шадринска не имела возможности исполнить требования исполнительного документа в 5-дневный срок. В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник в праве в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению. Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Курганской области, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ. В Администрации города Шадринска по состоянию на ... года имеется ... решений суда по обязанию предоставить жилое помещение по договорам специализированного найма. Законом Курганской области № 615 от 25.11.2014г. «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в бюджете Курганской области предусмотрены субвенции городу Шадринску по статье «однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... рублей.
На основании Постановления Администрации города Шадринска от ... года№ «О приобретении квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2014 году» КУМИ Администрации города Шадринска приобретает квартиры для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на первичном рынке у застройщика, исходя из общей площади жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 33 кв.м., стоимостью 1 кв.м. общей площади жилья не более ... рублей. Из этого следует, что выделенных средств из федерального бюджета ... рублей достаточно для приобретения лишь ... квартир для детей-сирот. В 2015 году Администрацией города Шадринска приобретено ... квартир по муниципальному контракту от ... года на сумму ... рублей, чем исполнено ... решений суда, ... квартир по муниципальному контракту от ... года на сумму ... рублей, чем исполнено ... решений суда, ... квартиры на вторичном рынке по муниципальным контрактам от ... года на сумму ... рублей ... коп. и от ... года на сумму ... рублей, чем исполнено ... решения суда.
Однако указанной суммы не достаточно для исполнения всех решений суда по обязанию Администрации города Шадринска обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, из их числа. Для исполнения решений суда Администрацией города Шадринска неоднократно направлялись письма начальнику Главного управления образования Курганской области о необходимости выделения денежных средств на приобретения жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе денежные средства, необходимые для исполнения решений Шадринского районного суда по предоставлению жилья. С учетом увеличения количества исков от Шадринской межрайонной прокуратуры, поданных в интересах указанной категории лиц.
Администрация города Шадринска имеет объективную возможность приобрести квартиры в новых домах у частных застройщиков для обеспечения жильем детей-сирот, но из-за недостаточного финансирования сделать этого не может. Администрация города считает, что Закон Курганской области №615 от 25.11.2014г. «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период на 2016 и 2017 годов» не соответствует пункту 3 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункту 7 статье 19 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же пункту 4 статьи 19 Закона Курганской области от 28 декабря 2007г. №326 «О бюджетном процессе в Курганской области», подпункту 1 пункта 2 статьи 6 Закона Курганской области от 05.10.2007 №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству». Результаты переписки свидетельствуют о том, что решение суда не было исполнено добровольно в связи с обстоятельствами, не зависящими от Администрации города Шадринска, так как, Администрация города Шадринска не имеет полного правового статуса в правоотношениях по предоставлению детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма, вытекает из пункта 4 статьи 20 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации недопустимо. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законов или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (ст. 401 ГК РФ). Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины Администрации города Шадринска, которая до настоящего времени не имеет возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед взыскателем по независящим от неё причинам.
В судебное заседание представитель истца Администрации г. Шадринска ФИО1 не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассматривать данное гражданское дело без её участия. Также в заявлении указала, что Администрация города Шадринска поддерживает исковые требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Шадринского межрайонного отдела УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьих лиц Управления Федерального Казначейства по Курганской области и Министерства финансов Российской Федерации ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, ранее представил отзыв, в котором указал, что согласно материалов рассматриваемого дела, на принудительном исполнении в Шадринском межрайонном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области находятся исполнительные документы, выданные Шадринским районным судом Курганской области на основании решения № от ... года о возложении на Администрацию города Шадринска обязанности по предоставлению по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения на территории города Шадринска, и об обязании Правительства Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения "НВ". Судебным приставом-исполнителем Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику направлено требование об исполнении решения суда в 5-дневный срок, решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнено не было. Постановлением от ... года с должника - Администрации города Шадринска взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007, законные требования судебного пристава исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежит неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он принимает меры, предусмотренные Федеральным законом 229-ФЗ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Взимание исполнительского сбора предусмотрено ст. 112 Федерального закона 229-ФЗ, сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Согласно ч.2 ст. 112 Федерального закона 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным - приставом исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В соответствии с ч.3 ст. 112 Федерального закона 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере 50000 рублей. Так, как в представленных документах, нет никаких данных о том, представлял ли должник судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судить об обоснованности или необоснованности действий судебного пристава - исполнителя, а также факта наличия таких доказательств они не могут, так как из представленных документов обратное не явствует. На основании вышеизложенного, оставляют решение вопроса об удовлетворении исковых требований Администрации города Шадринска к ШМО СП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, на усмотрение суда.
Суд, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что иск Администрации г. Шадринска Курганской области обоснован и подлежит удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от ... года удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах "НВ" к Правительству Курганской области и Администрации города Шадринска Курганской области о предоставлении жилья, об обязании Администрации г. Шадринска Курганской области предоставить "НВ" по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г. Шадринска, обязании Правительства Курганской области по финансированию расходов Администрации г. Шадринска Курганской области на предоставление жилого помещения "НВ"
Апелляционным определением от 23 июня 2015 года решение Шадринского районного суда Курганской области от ... года оставлено без изменения.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России от ... года на основании исполнительного листа, выданного по решению Шадринского районного суда Курганской области, вступившему в законную силу 23.06.2015 года, было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Администрации города Шадринска в пользу взыскателя "НВ" о предоставлении жилого помещения "НВ", должнику Администрации г. Шадринска Курганской области установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области "СП" от ... года с должника Администрации г. Шадринска Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Из переписки Администрации г. Шадринска с Главным Управлением образования Курганской области усматривается, что Администрация г. Шадринска неоднократно обращалась о необходимости выделения денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которые даны ответы об исчерпании лимитов денежных средств, предусмотренных для муниципального образования - город Шадринск на данные цели.
Согласно справке финансового отдела Администрации города Шадринска Курганской области № от ... года решением Шадринской городской Думы от ... года№ «О бюджете города Шадринска на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» в бюджете города предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... рублей. ... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений. ... года заключен контракт на приобретение ... жилых помещений, на сумму ... руб. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступили в бюджет города Шадринска ... года в сумме ... руб., данные средства освоены в полном объеме. ... года. состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений. ... года заключен контракт на приобретение жилых помещений на сумму ... рублей. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением № в сумме ... руб., данные средства освоены в полном объеме. ... года поданы заявки на размещение муниципального заказа на приобретение ... жилых помещений на вторичном рынке, на общую сумму ... руб. ... года заключен контракт № на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму 851514, 30 руб. ... года заключен контракт № на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму ... руб. Средства из областного бюджета «Однократное предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением № в сумме ... руб. Данные средства перечислены Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Шадринска ... года в полном объеме.
Указанные обстоятельства подтверждают письменные материалы дела: копия постановления ШМРО СП УФССП России по Курганской области о взыскании исполнительского сбора от ... года. о взыскании с должника Администрации г. Шадринска исполнительского сбора в сумме 50000 рублей (л.д. ...) копия постановления ШМРО СП УФССП России по Курганской области от ... года о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Администрации г. Шадринска (л.д....) копия справки финансового отдела Администрации г. Шадринска (л.д...) копия письма Администрации г. Шадринска на имя начальника Главного Управления образования Курганской области (л.д. ...) копия письма Главного Управления образования Курганской области Главе г. Шадринска (л.д. ...).
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В силу п. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленных для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 1, 2 ст. 112 Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подл. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что Администрация города Шадринска Курганской области решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, не исполнила.
В связи с пропуском срока для добровольного исполнения исполнительного документа и не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный 5-дневный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации города Шадринска Курганской области исполнительского сбора от ... года в размере 50000 рублей.
Между тем, как следует из представленных материалов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Исполнение решения Администрацией города Шадринска Курганской области возможно только после выделения необходимых денежных средств из федерального бюджета на приобретение жилых помещений.
Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от Администрации города Шадринска Курганской области, и вина должника в исполнительном производстве как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.
Судом установлено, что Администрацией г. Шадринска все денежные средства, выделенные из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» были освоены в полном объеме и иных средств для приобретения жилья не направлялось.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии уважительных причин, не позволивших Администрации г. Шадринска Курганской области исполнить требования указанного исполнительного документа в пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, предоставленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ... года, и необходимости освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации города Шадринска Курганской области, об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Шадринска Курганской области удовлетворить.
Освободить Администрацию города Шадринска Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ... года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья Е.Н.Котельников