ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1768/2021 от 24.02.2022 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-246/2022 (2-1768/2021)

УИД 65RS0017-01-2021-002334-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2022 года г. Холмск Сахалинской области

Холмский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Бакулина П.В.,

при помощнике судьи Смоляковой Ю.Г.,

с участием прокурора Губенко Н.А.,

представителя МБДОУ детский сад «Сказка» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад «Золотой ключик» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Холмский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к МБДОУ детский сад «Золотой ключик» о возложении обязанности оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указал, что детский сад относится к третей категории опасности. Рабочее место охранника организовано посредством размещения в углу раздевалки второй младшей группы на первом этаже здания. Вместе с тем, согласно п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, должно помещение для охраны должно быть оборудовано отдельно.

В судебном заседании прокурор Губенко Н.А. доводы иска поддержала. Дополнительно указала, что согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение представляет собой часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями. У ответчика данное помещение находится на 1-м этаже, в раздевалке, куда имеется свободный доступ любому лицу, что противоречит антитеррористической безопасности.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Золотой ключик» ФИО1 возражала против заявленных требований. Пояснила, что в детском саду оборудовано место для охраны в раздевалке, где установлено необходимое оборудование. Оно не огорожено, поскольку будут нарушаться противопожарные требования, будут препятствия в эвакуации людей. НА данном месте постоянно находится сотрудник, никого не допускает. В раздевалку имеют доступ коридорная, родители, дети, младший воспитатель. Проход свободный. Также здание детского сада является старым, на него не распространяются требования, которые заявлены прокурором. Кроме того, в Стандарте не указаны требования к помещениям для охраны. В детском саду отсутствуют помещения, которые можно оборудовать под требования прокурора. Детский сад относится к 3 категории опасности.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации, Департамента образования администрации в судебное заседание не явились, извещены. Суд рассматривает дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2). Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч. 3.1 ст. 5).

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2) и создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15).

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 данного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 (далее - Требования), установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п. 18 Требований). Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается, в том числе, путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств (п. 19 Требований). Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) (п. 20 Требований).

В силу п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что детскому саду «Золотой ключик», расположенному по адресу: <адрес>, присвоена третья категория опасности объекта.

Здание учреждения 1985 года постройки, согласно техническому паспорту здания.

В ходе проверки прокурором выявлено, что рабочее место охранника, где установлены системы видеонаблюдения, охранная сигнализация и средство передачи тревожных сообщений расположено в помещении раздевалки второй младшей группы на первом этаже здания. Данный факт не оспаривался ответчиком.

Вместе с тем, согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение представляет собой часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями.

В п. 3.10 ГОСТ Р 58485-2019 «Национальный стандарт российской федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» указано, что стационарный пост охраны (рабочее место охранника): основная рабочая зона (локальная часть поста охраны), где охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) исполняет большую часть своей трудовой функции (технический мониторинг уровня угроз и осуществление пропускного режима), где могут быть расположены индикаторы технических средств охраны и постовая документация.

В силу изложенного, помещение под указанные средства должно являться обособленным от остальных ввиду того, что раздевалка, как помещение, носит иной целевой характер.

Так, оно предназначено для переодевания людей, размещения верхней (иной) одежды и обуви.

При этом суд учитывает, что место расположения технических устройств находится непосредственно в раздевалке, не отделено конструктивно от нее, к ней имеется доступ со стороны посторонних лиц, которые не являются охранниками, сотрудниками детского сада.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушена антитеррористическая защищенность объекта, где расположены технические средства охраны.

Таким образом, суд считает обоснованными требования прокурора о необходимости оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской федерации.

Поэтому исковое заявление подлежит удовлетворению.

При установлении срока исполнения решения суда суд исходит из характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, наличия у детского сада необходимой аппаратуры, учитывает необходимость соблюдения требований антитеррористической безопасности и защищенности объекта социальной инфраструктуры.

Поэтому суд находит установление срока исполнения решения суда в в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разумным.

Доводы ответчика о том, что ГОСТ Р 58485-2019 не распространяет свое действие на здание, построенное до введения его в действие, суд считает необоснованными, поскольку в силу п. 1.1 ГОСТа настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Доводы ответчика о том, что в детском суда имеется оборудованное место охранника с системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средством передачи тревожных сообщений, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку, как указывалось ранее, помещение под указанные средства должно быть отделено от иных, являться обособленным, не располагаться совместно с иными.

Кроме того, отсутствие помещения для размещения охранных устройств в здании детского сада не препятствует возложению указанной обязанности на учреждение.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Золотой ключик» муниципального образования «Холмский городской округ» оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 03.03.2022г.

Председательствующий Бакулин П.В.