УИД: 23RS0042-01-2019-002235-50
Дело № 2-1769/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 16 июля 2019 г.
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Рукавишникова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Безугловой И.А.,
с участием представителей истца ФИО1, ФИО2 по доверенности,
представителя ответчика ФИО3 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Новороссийске о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения от 10.09.2018г. об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска указано, что ФИО4 обратился в ГУ Управление ПФР в г. Новороссийске с заявлением об установлении ему досрочной льготной пенсии, как проработавшему в районе Крайнего севера более 10 лет, сославшись на ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. Решением ответчика от 10.09.2018г. и решением от 07.11.2018г. (измененным) ему было отказано в удовлетворении его требований, ввиду отсутствия законных оснований, т.к. ответчик не включил в его страховой стаж с территориальными условиями Района Крайнего Севера периоды сверхсрочной военной службы с 16.12.1982г. по 15.03.1988г. Отказ был мотивирован отсутствием в действующем на тот период времени законодательстве норм, позволяющих включение в стаж работ в Районах Крайнего Севера периодов прохождения сверхсрочной военной службы.
Истец с указанным решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в спорный период времени действовал Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях». Согласно ст. 52 данного Закона, пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров СССР. Лицам, указанным в настоящей статье, если они при увольнении не приобрели права на получение пенсии, установленной для военнослужащих соответствующих категорий, а также установленных для рабочих, служащих и их семей, независимо от того, работали ли эти лица ранее в качестве рабочих и служащих». Истец полагает, что если он не приобрел право на получении пенсии, установленной для военнослужащих, то на него распространяется действие вышеуказанного Закона на снованиях, установленных для рабочих и служащих, т.е. истец приравнен в своих правах к работающим гражданам. Истец предоставил ответчику документы о работе в последующем периоде по трудовому договору с войсковой частью № 90124, расположенной в Районе Крайнего Севера, включение периодов данной работы в специальный стаж составляет с 03.05.1988г. по 03.04.1992 г. (03г.,11м.,11д.), и он ответчиком не оспаривается, соответственно и период предыдущей работы должен быть включен в льготный страховой стаж с территориальными условиями Районов Крайнего Севера.
Истец просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в г.Новороссийске включить период его работы с 16.12.1982г. по 15.03.1988г. в составе Вооруженных Сил СССР в специальный страховой стаж с территориальными условиями работы в Районе Крайнего Севера; установить ему, ФИО4 досрочную трудовую пенсию с 11.11.2018 г., а также взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО3 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, предоставила письменные возражения на иск. Пояснила, что 29.08.2018г. ФИО4 действительно обратился к ним с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400- ФЗ (далее Закон № 400-ФЗ). Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Ими не засчитан в специальный стаж период с 01.01.1983г. по 15.03.1988г., т.е. сверхсрочная военная служба истца, так как исходя из буквального трактования нормы п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, к работе на Крайнем Севере приравнивается только трудовая деятельность. Отношения в свере пенсионного обеспечения регулировались Законом ССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», Законом от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", иными законами, принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, которыми также не предусматривалась возможность включения периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях. Также пояснила, что Министерством труда и социального развития Российской Федерации неоднократно давались разъяснения о не включении периода военной службы в подсчет специального стажа при установлении пенсии за работу в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях. Считает ссылку представителя истца на Постановление Совета Министров СССР № 286 от 04.04.1961г. «Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поступившим на работу в этих районах и местностях», Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, несостоятельной, поскольку данные правовые акты регулируют отношения в области трудового права, а не в области пенсионного обеспечения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новороссийске № 180000051754/3220 от 10.09.2018г. ФИО4, обратившемуся с заявлением о назначении досрочной льготной пенсии в соответствии с положениями ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» было в назначении досрочной льготной пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа, т.к. на момент обращения к ответчику истец не имел требуемого стажа работы, т.к. период с 01.01.1983г. по 15.03.1988г. – период сверхсрочной военной службы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа, в целях определения права на страховую пенсию, периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В судебном заседании представитель ответчика, как квалифицированный специалист в области пенсионного законодательства, со ссылками на правовые акты, пояснила, что правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015 не предусматривается возможность включения периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях.
Период прохождения истцом военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с вышеназванными нормами законодательства.
Доводы истца о том, что он проходил сверхсрочную военную службу в войсковой части № 90124 в районах Крайнего Севера, а потому эта служба должна быть засчитана в период работы для определения страховой пенсии, являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, подлежащих к применению в данным правоотношениям. К тому же, сверхсрочная военная служба не является трудовой деятельностью, поэтому не может быть включена в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В период службы истца в армии и сверхсрочной военной службы действовал Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", который не предусматривал включение данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера. Также, в указанные период действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590. В соответствии с указанным Положением, период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Однако оснований включать в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется, однако данное Положение фактически утратило свою силу, в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, по ранее действующему на спорный период службы истца пенсионному законодательству сверхсрочная военная служба в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась.
Также, с учетом представленных документов и пояснений представителя ответчика установлено, что Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение льготной пенсии, не предусмотрено право на включение в стаж работы периода прохождения воинской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таких обстоятельствах, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения иска ФИО4, в части включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения сверхсрочной военной службы с 01.01.1983г. по 15.03.1988г. (05 лет 02 месяца 15 дней), т.к. на момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии он не имел необходимого стажа работы, который по сведениям, представленным ответчиком, наступит 11.11.2012г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Новороссийске о признании незаконным решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Приморского районного суда
г. Новороссийска Д.В. Рукавишников
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.07.2019г.