ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1769/20 от 13.07.2020 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-1769/2020

УИД: 61RS0008-01-2020-002176-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Капитанюк О.В.,

при секретаре Кукаевой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов-14» об обязании устранить нарушения законов об охране окружающей среды, третье лицо: Администрация <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности ООО «КСМ-14» установлены нарушения законов об охране окружающей среды, выразившихся в неприведении программы производственного экологического контроля в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, в непроведении инвентаризации неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в сбросе сточных вод в имеющуюся на территории северо- западной промзоны бесхозяйную канализацию.

Основным видом деятельности ООО «КСМ-14» является строительство жилых и нежилых зданий. Производственная площадка предприятия расположена по адресу: <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами: , находящихся в собственности общества. Предприятием эксплуатируются 39 стационарных источников (котлы паровые, станки, машины по резке плит, сварочный аппарат и другие), посредством которых в атмосферный воздух выбрасываются 12 веществ (диЖелезо триоксид (Железа оксид), Марганец и его соединения (в перерасчете на марганца (IV) оксид, углерод (Сажа), углерод оксид, бенз/а/пирен, керосин, эмульсол и другие).

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «КСМ-14» в течение 2018 года эксплуатировались стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, вместе с этим, программа производственного экологического контроля утверждена генеральным директором общества только ДД.ММ.ГГГГ. При этом программа производственного экологического контроля предприятия не содержит план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, j: периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля загрязняющих веществ в источниках выбросов, а также перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха. Установлено, что отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2018 год предприятия утвержден генеральным директором общества ДД.ММ.ГГГГ и в нарушение ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» представлен в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с информацией ООО «КСМ-14» на участках по производству газобетонных блоков и переработке шлака проведены пусконаладочные работы, производится технологическое апробирование с корректировкой технологических операций и осуществлялись производственные процессы. Однако, расположенные на участках изготовления газоблоков и размельчения шлака стационарные источники и выбросы от них в действующих инвентаризации источников выбросов и в проекте нормативов ПДВ в нарушение ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ не учтены. Также, не учтены установки очистки газа на двух растворно-бетонных узлах.

Согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. В нарушение ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ ООО «КСМ-14» сброс образовавшихся сточных вод осуществляет в имеющуюся на территории северо-западной промзоны бесхозяйную канализацию, сточные воды которой поступают без очистки в федеральный водный объект балку Чалтырьская, впадающую в <адрес> (приток рукава <адрес>), что не способствует обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и в условиях презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В связи с изложенным, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд: обязать ООО «КСМ-14» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов об охране окружающей среды, выразившиеся в неприведении программы производственного экологического контроля в соответствие с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»; устранить нарушения законов об охране окружающей среды, выразившиеся в непроведении инвентаризации неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; устранить нарушения законов об охране окружающей среды, выразившиеся в сбросе сточных вод в имеющуюся на территории северо- западной промзоны бесхозяйную канализацию, сточные воды которой поступают без очистки в водный объект балку Чалтырьская.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Пикалева А.Е. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Пономарев В.Б., действующий по доверенности, иск признал частично, представил письменные возражения, в которых указал, что ООО «КСМ-14» не имеет реальной возможности устранить недостатки в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для этого потребуется шесть месяцев.

Представитель третьего лица Администрация г. Ростова-на-Дону Гахаев Е.И. по доверенности считал, что требования прокуратуры законны и обоснованы, подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (п.1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (п. 4).

Согласно ст.1 ФЗ №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Пунктом 1 ст.12 Федерального закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выброса таких веществ - технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

В соответствии со ст.30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что ООО «КСМ-14» является юридическим лицом и основным видом деятельности предприятия является производство изделий из бетона для использования в строительстве.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка ООО «КСМ-14», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, проверкой установлено, что производственная площадка предприятия расположена по адресу: <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами: , находящихся в собственности общества. Предприятием эксплуатируются 39 стационарных источников (котлы паровые, станки, машины по резке плит, сварочный аппарат и другие), посредством которых в атмосферный воздух выбрасываются 12 веществ (диЖелезо триоксид (Железа оксид), Марганец и его соединения (в перерасчете на марганца (IV) оксид, углерод (Сажа), углерод оксид, бенз/а/пирен, керосин, эмульсол и другие).

Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производственной площадке ООО «КСМ- 14» присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду, о чем выдано свидетельство (л.д.).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Данный приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ у ООО «КСМ-14», как юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на объектах III категорий негативного воздействия на окружающую среду, возникла обязанность по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля. Вместе с тем, указанная программа утверждена генеральным директором общества только ДД.ММ.ГГГГ, в то время как в течение ДД.ММ.ГГГГ эксплуатировались стационарные источники выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

В нарушение п. 3 приложения приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Общие требования» программы вместо адресов: <адрес> указано, что объекты негативного воздействия на окружающую среду находится в комнате <адрес> расположенном по адресу: <адрес>.

Вопреки п. 9 приложения приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ программа производственного экологического контроля предприятия не содержит план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов, а также перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

Кроме этого, в графе 8 таблицы «Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля» отчета неверно отражен адрес производственной площадки предприятия, отсутствует адрес: ДД.ММ.ГГГГ

На участках по производству газобетонных блоков и переработке шлака проведены пусконаладочные работы, производится технологическое опробирование с корректировкой технологических операций. На указанных производственных участках осуществлялись производственные процессы. Однако расположенные на участках изготовления газоблоков и размельчения шлака стационарные источники и выбросы от них в действующих инвентаризации источников выбросов и в проекте нормативов ПДВ в нарушение ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ не учтены. Также, не учтены установки очистки газа на 2 растворно-бетонных узлах (оборудование «Циклон», фильтр вибрационный).

В силу ч.1 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Согласно ч. 11 ст. 20 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.

Судом установлено, что между МУП «ПО Водоканал» (правопреемник - АО «Ростовводоканал») и ООО «КСМ-14» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод , который в настоящее время является действующим (л.д.).

В соответствии с п. 2.1 данного договора АО «Ростовводоканал» предоставляет обществу услуги по водоснабжению. Вместе с этим, централизованная система водоотведения, предназначенная для транспортирования и очистки сточных вод, в месте размещения объекта отсутствует. Согласно данным сливных станций <адрес> сведения о принятых объемах сточных вод от ООО «КПД-14» с момента заключения договора по настоящее время отсутствуют (л.д.).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «Ростовводоканал» абоненту ООО «КСМ-14» поставлено 2430 куб. м воды, следовательно, объем сточных вод, образовавшихся в ООО «КСМ-14» за указанный период равен 2430 куб. м. (л.д.).

Вместе с тем, вопреки требованиям ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ ООО «КСМ-14» осуществляет сброс образовавшихся сточных вод в имеющуюся на территории северо-западной промышленной зоны бесхозяйную канализацию, сточные воды которой поступают без очистки в федеральный водный объект балку Чалтырьская, впадающую в <адрес> (приток рукава <адрес> Донца), что не способствует обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и в условиях презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Факт имеющихся нарушений представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается.

За нарушение природоохранного законодательства ООО «КСМ-14» и должностное лицо ООО «ГКС» привлечены постановлением Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов РО к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ (л.д.).

Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п.2 ст.1065 ГК РФ).

Настоящее исковое заявление подано в пределах полномочий, определенных в ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и ч.1 ст.45 ГПК РФ.

Осуществление ответчиком хозяйственной деятельности в отсутствие инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод без очистки в бесхозяйную канализацию, которые затем поступают в балку Чалтырьская противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Поэтому, с учетом указанных обстоятельств иск прокурора является обоснованным.

Учитывая, положения п.2 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из объема и сроков получения разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, предусмотренных п.8.1 Регламента, суд полагает возможным установить срок для выполнения обязанности по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на получение утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в течение 6-месяцев после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «КСМ-14» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем выполнения следующих действий: привести программу производственного экологического контроля в соответствие с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»; провести инвентаризацию неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; прекратить сброс сточных вод в имеющуюся на территории северо-западной промышленной зоны бесхозяйную канализацию, сточные воды которой поступают без очистки в водный объект балку Чалтырьская.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.В. Капитанюк

Текст мотивированного решения изготовлен 17 июля 2020 года.