ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1769/2015 от 08.12.2015 Первомайского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-1769/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2015 года г. Новосибирск

Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Бариновой Т.В.,

При секретаре Рахмановой Т.Ю.,

С участием представителя истца Шашковой Е.Д., представителя ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Желдорреммаш», ОАО «Сибпромжелдортранс» о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта ОАО «Сибпромжелдортранс» и Новосибирского электровозоремонтного завода – филиала ОАО «Желдорреммаш» установлены следующие нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ Новосибирский электровозоремонтный завод осуществил ремонт и полное освидетельствование колесной пары локомотива ТЭМ-7 , о чем имеется соответствующая отметка в паспорте колесной пары. Указанная колесная пара принадлежит ОАО «Сибпрожелдортранс».

Однако, у Новосибирского электровозоремонтного завода не имелось разрешения на производство полного освидетельствования указанной колесной пары, поскольку в соответствии с сертификатом №ССЖТ RU.OO04.И.00259 и приложением к нему, указанная организация имеет право проводить полное освидетельствование только колесных пар ЧС-2т, ЭП-2к, ЭП-1, ЭП-1П, ЧС-2к, ЧС-2, ВЛ/ВИ. Кроме того, в ходе проведения проверки установлено отсутствие у Новосибирского электровозоремонтного завода обязательного минимума оборудования, приспособлений, средств изменений и контроля, указанного в п. 2.4 Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм (увт. Приказом МПС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТ-329) и приложении и 2 данной Инструкции. Отсутствие указанного минимального перечня оборудования влечет нарушение технологии ремонта колесных пар поступающих на завод.

Кроме этого, установлено отсутствие комплекта конструкторско-технической документации для осуществления ремонта вышеуказанной колесной пары.

В соответствии с положениями п. 2.12 вышеуказанной Инструкции, запрещается подкатывать под ТПС и эксплуатировать колесные пары, не отвечающие требованиям данной инструкции. Следовательно, эксплуатация спорной колесной пары не отвечает требованиям безопасности и создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте, может повлечь тяжкие последствия, а также нарушает трудовые права работников ОАО «Сибпромжелдортранс».

Учитывая данные обстоятельства и предусмотренное ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ право предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц, истец просит признать незаконными действия Новосибирского электровозоремонтного завода – филиала ОАО «Желдорреммаш», выразившиеся в осуществлении ремонта и полного освидетельствования колесной пары локомотива ТЭМ-7 при отсутствии необходимого оборудования, технической документации и клейма на полное освидетельствование колесной пары. Признать недействительным проведенное Новосибирским электровозоремонтным заводом – филиал ОАО «Желдорреммаш» полное освидетельствование колесной пары локомотива ТЭМ-7 проведенное ДД.ММ.ГГГГ. Запретить ОАО «Сибпромжелдортранс» эксплуатацию колесной пары локомотива ТЭМ-7, до момента проведения полного освидетельствования в соответствии с требованиями Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесный пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм, утвержденной приказом МПС России от ДД.ММ.ГГГГ №ЦТ-329 (л.д. 3-9).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шашкова Е.Д., доводы и требования иска поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Желдорреммаш» в лице филиала Новосибирского электровозоремонтного завода - по доверенности ФИО1 (л.д. 51), в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что производство ремонта колесных пар регламентируется Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТ-329, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту ЦТ-329); Колесные пары тягового подвижного состава (ТПС) железных дорог колеи 1520 мм Руководство по эксплуатации, Техническому обслуживанию и ремонту КМБШ.667120.001РЭ, утвержденного Вице-президентом ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, которое разработано специализированным ПКТБ по локомотивам на основе ЦТ-329 и согласовано с ФГУП ВНИИЖТМПС РФ. В соответствии с п. 2.4. ЦТ-329 полное освидетельствование и освидетельствование с выпрессовкой оси должны производиться на заводах и в локомотивных депо, имеющих разрешение МПС и обязательный минимум оборудования, приспособлений, измерительного и поверочного инструмента согласно приложениям 1,2. Указанное в иске свидетельство № ССЖТ RU.OO04.И.00259 является сертификатом соответствия ГОСТу ISO 9001-2011 системы менеджмента качества применительно к ремонту электровозов и их составных частей, полученной в рамках добровольной сертификации для основного заказчика продукции – ОАО «РЖД». Указанный сертификат предоставляет право на маркировку титульных листов документов системы менеджмента качества, применение знака соответствия в деловой переписке и рекламных целях. Кроме того, указанный сертификат был выдан ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после проведения ремонта спорной колесной пары, и не имеет ничего общего с разрешением, которое указано в ЦТ-329. Указанное разрешение МПС на право проведения полного освидетельствования завод имеет на основании прямого указания в Приложении ЦТ-329 о присвоении Новосибирскому электровозоремонтному заводу номера клеймения колесных пар «209». Указанный номер был внесен в информационные базы ИВЦ ЖА и используется заводом при клеймении ремонтной продукции в соответствии с нормативными документами. Таким образом, вывод об отсутствии у завода разрешения МПС на производство полного освидетельствования колесных пар не соответствует действительности.

Несостоятельны доводы иска об отсутствии у завода необходимого минимума оборудования, указанного в Приложении ЦТ-329, поскольку данный перечень примерный и применяется при всех видах ремонта и освидетельствования, включая обыкновенное освидетельствование колесных пар при эксплуатации в депо и охватывает спектр всех типов колесных пар. Между тем, завод производит полное освидетельствование, устанавливает новые бандажи, где большая часть инструмента не применяется. Кроме того, Инструкция ЦТ-329 принята в 1995 году, указанное в ней оборудование и его наименование соответствует уровню технического развития на тот момент. В настоящее время заводом используется новое оборудование - многофункциональные станки, которые могут выполнять не одну, а несколько операций. При этом прокурором не проводилась проверка возможностей оборудования завода производить тот или иной вид ремонта. Завод регулярно проходит международную аттестацию и ежегодный аудит, имеет международный сертификат соответствия в отношении производимого оборудования, освидетельствования железнодорожного транспорта и его составных частей, а также его ремонта. Кроме того, профильные государственные органы проводят проверки как самой деятельности, так и имеющегося на предприятии оборудования, и никто не указывал на отсутствие у завода необходимого инструмента и оборудования для осуществления своей уставной деятельности.

Также ответчик не согласен с доводами иска о том, что ремонт спорной колесной пары произведен в отсутствие технической документации, влекущей недействительность произведенного ремонта. ОАО «Сибпромжелдортранс» предоставило на ремонт спорные колесные пары без локомотива, то есть одиночные колесные пары. В соответствии с п. 6.1.2 Инструкции ЦТ-329 одиночные колесные пары ТПС, направляемые на завод или в депо, имеющих право проводить полное освидетельствование, должны подвергаться полному освидетельствованию с проставлением установленных клейм. Замененные элементы таких колесных пар должны удовлетворять требованиям настоящей инструкции по допускам полного освидетельствования. Указанное требование инструкции заводом исполнено.

Кроме того, прокурором не представлено доказательств нарушения технологии ремонта спорной колесной пары, ее несоответствие установленным стандартам или наличие дефектов препятствующих ее эксплуатацию. После произведенного ремонта, колесные пары эксплуатируются ОАО «Сибпромжелдортранс» и никаких претензий от данного юридического лица относительно качества ремонта не поступало. В связи с изложенным, просит в иске отказать (л.д. 54-56).

Представитель ОАО «Сибпромжелдортранс» - по доверенности ФИО2 (л.д. 50) в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы возражений представителя ОАО «Желдорреммаш» в лице Новосибирского электровозоремонтного завода. Дополнительно указал, что спорная колесная пара принадлежит на праве собственности ОАО «Сибпромжелдортранс», используется на железнодорожных путях внутреннего пользования ТЭЦ-5 для поставки угля, маневровая скорость тепловозов, на которых установлены указанные колесные пары не превышает 10 км/ч. С момента проведения ремонта и до настоящего времени никаких претензий по качеству проведенного ремонта у них не имеется. За все время эксплуатации, дефектов на спорной колесной паре не обнаружено и аварийных ситуаций не возникало. Все колесные пары, прошедшие ремонт и полное освидетельствование в Новосибирском электровозоремонтном заводе филиале ОАО «Желдорреммаш» имеют номер клеймения «209», что подтверждает соответствие выполненного ремонта и полного освидетельствования всем нормативным требованиям. Выводы прокурора о наличии потенциальной опасности в использовании колесной пары не подтверждены какими-либо доказательствами. От проведения освидетельствования колесной пары комиссией экспертов на месте и без снятия колесных пар, он отказался. Таким образом, не имеется оснований для признания незаконным произведенного ремонта и полного освидетельствования спорной колесной пары, а также о запрещении эксплуатации данной колесной пары. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель привлеченного к участию в деле в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Сибирского управления госжелдорнадзора, в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия (л.д. 77-78).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 68 Гражданского процессуального кодекса РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Судебным разбирательством установлено, что колесная пара локомотива ТЭМ-7 принадлежит ОАО «Сибпромжелдортранс».

ДД.ММ.ГГГГ Новосибирским электровозоремонтным заводом филиалом ОАО «Желдорреммаш» был произведен ремонт и полное освидетельствование указанной колесной пары, что подтверждается проставлением клейма завода в техническом паспорте изделия (л.д.15).

Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, а также подтверждается представленной справкой ОАО «Сибпромжелдортранс» и письмами директора Новосибирского электровозоремонтного завода филиала ОАО «Желдорреммаш» (л.д. 13, 36).

После ремонта и полного освидетельствования, колесная пара была подкачена под тепловоз ТЭМ-7 в марте 2012 года и эксплуатируется до настоящего времени (л.д. 82).

Как указывает Новосибирский транспортный прокурор, произведенный ремонт и полное освидетельствование вышеназванной колесной пары не соответствует требованиям действующего законодательства, произведен ответчиком - Новосибирский электровозоремонтный завод филиал ОАО «Желдорреммаш», в отсутствие необходимого разрешения МПС. Указанные выводы сделаны прокурором в результате проверки документации, представленной ответчиком по запросу Новосибирской транспортной прокуратуры при расследовании уголовного дела .

В частности, к ответу от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ был приложен сертификат №ССЖТ RU.OO04.И.00259 и таблица о распространении действия указанного сертификата на колесные пары ЧС-2т, ЭП-2к, ЭП-1, ЭП-1П, ЧС-2к, ЧС-2, ВЛ/ВИ (л.д. 33-34).

Новосибирский транспортный прокурор полагает, что данный сертификат является разрешением на проведение полного освидетельствования и проставления номера клеймения, указанного в пункте 2.4. Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТ-329, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту ЦТ-329).

Данные выводы являются ошибочными.

В соответствии с положениями п. 2.2-2.4 ЦТ-329 каждая колесная пара должна иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования, полного освидетельствования и клейма о приемке ее при формировании и полном освидетельствовании. Элементы колесной пары должны иметь знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями и настоящей Инструкцией. После ремонта в странах СНГ и Латвии допускается эксплуатация колесных пар и их отдельных элементов без клейма «Серп и молот» при наличии остальных предусмотренных клейм (раздел 8).

Колесные пары должны подвергаться осмотру под ТПС, обыкновенному и полному освидетельствованию, в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией.

Полное освидетельствование должно производиться на заводах и в локомотивных депо, имеющих разрешение МПС и обязательный минимум оборудования, приспособлений, средств измерений и контроля согласно приложениям 1 и 2.

Согласно п. 4.1, 4.6 ЦТ-329, колесные пары за время своей работы, помимо осмотров под ТПС, должны подвергаться обыкновенному и полному освидетельствованию.

Полное освидетельствование колесных пар ТПС производится:

при ремонте на заводах и в депо, выполняющих ремонт колесных пар ТПС со сменой элементов (хотя бы одного элемента);

при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования;

при наличии повреждений колесной пары после крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов, а также любых видимых повреждений, выявленных при внешнем осмотре, кроме отклонений, выявленных на профиле бандажа, которые могут быть устранены обточкой.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Новосибирского электровозоремонтного завода филиала ОАО «Желдорреммаш» и как следует из текста сертификата №ССЖТ RU.OO04.И.00259, данный документ является удостоверением соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 от ДД.ММ.ГГГГСК/17077СК. Выдан этот документ ДД.ММ.ГГГГ и не имеет ничего общего с понятием «разрешение МПС на производство полного освидетельствования колесных пар», указанного в п. 2.1.-2.4 Инструкции ЦТ-329. Приложение к письму директора Новосибирского электровозоремонтного завода ОАО «Желдорреммаш» (л.д. 34) является таблицей, составленной исполнителем ответа на запрос Новосибирского транспортного прокурора и не является официальным документом, либо приложением к вышеуказанному сертификату, а также не свидетельствует о пределах действия номера клеймения присвоенного Новосибирскому электровозоремонтному заводу.

Суд с указанными доводами ответчика соглашается, поскольку прямое указание на присвоение Министерством путей и сообщений (МПС) Новосибирскому электровозоремонтному заводу номера клеймения колесных пар ТПС и их элементов содержится в приложении Инструкции ЦТ-329, согласно которого Новосибирскому электровозоремонтному заводу присвоен номер клеймения «209».

В соответствии с ответом Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) никаких работ по изменению области действия номера клеймения «209» присвоенного Новосибирскому электровозоремонтному заводу не осуществлялось, сведениями о разрешенных видах работ по данному номеру Росжелдор не располагает. Ремонт колесных пар локомотивов осуществляется в соответствии с Инструкцией ЦТ -329 «Инструкция по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520мм, утвержденной указанием МПС России от ДД.ММ.ГГГГ №К-2273у (л.д.79).

Указанный номер клеймения подлежит проставлению при формировании, ремонте и освидетельствовании колесных пар (п. 8.1 Инструкции ЦТ-329), что и было сделано Новосибирским электровозоремотным заводом после ремонта спорной колесной пары.

Представленный в материалы дела сертификат №ССЖТ RU.OO04.И.00259 никакого отношения к клеймению спорной колесной пары не имеет, более того, получен он был уже после проведения ремонта этой колесной пары.

Доказательств нарушения порядка и технологии проведения ремонта, либо несоответствия произведенного ремонта спорной колесной пары требованиям Инструкции ЦТ-329, а также требованиям ГОСТов указанных в приложении к названной инструкции, истец суду не представил. От проведения комиссионного освидетельствования в порядке, предусмотренном п. 4.8 Инструкции ЦТ-329 истец отказался.

Представленные суду сведения о привлечении директора Новосибирского электровозоремонтного завода к административной ответственности, исходя из положений ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, не являются для суда обязательными и не освобождают сторону истца от доказывания изложенных выше обстоятельств.

Также не нашли своего подтверждения доводы истца об отсутствии у Новосибирского электровозоремонтного завода перечня оборудования, указанного в приложении и приложении к Инструкции ЦТ-329.

В материалы дела не представлено результатов выездной проверки Новосибирской транспортной прокуратуры либо иного документа, указывающего на то, какое именно оборудование имеется на заводе, какое отсутствует и какие операции по ремонту спорной колесной пары не могли быть произведены в отсутствие этого оборудования.

Все выводы истца об отсутствии оборудования и инструментов, необходимых для ремонта спорной колесной пары, строятся на ответе директора Новосибирского электровозоремонтного завода филиала ОАО «Желдорреммаш» по запросу Новосибирского транспортного прокурора (л.д. л.д. 32-41).

Однако, исходя из положений Инструкции ЦТ-329, в приложении к ней указан перечень основного измерительного инструмента, без прямого требования об использовании данного измерительного инструмента для ремонта колесных пар.

Такой перечень оборудования содержится в приложении и к Инструкции ЦТ-329, которое исходя из представленных сведений Новосибирского электровозоремонтного завода филиала ОАО «Желдорреммаш» у него имеется либо в том наименовании, которое указано в приложении и , либо иное оборудование, обеспечивающее выполнение аналогичных операций и функций (л.д. 26-31).

Доказательств обратного, истец суду не представил.

При этом ответчиком также были представлены сертификаты соответствия производственных процессов Новосибирского электровозоремонтного завода – филиала ОАО «Желдорреммаш» по ремонту и производству подвижного состава и составных частей железнодорожного транспорта нормативным требованиям международных стандартов ISO 9001:2008 (л.д. 80-81).

По сообщению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора, проверок относительно спорной колесной пары ими не проводилось.

Никаких иных доказательств свидетельствующих об отсутствии либо несоответствии оборудования у Новосибирского электровозоремонтного завода требованиям Инструкции ЦТ-329 и приложениям 1-3, суду не представлено.

В соответствии с пояснениями представителя ОАО «Сибпромжелдортранс», спорная колесная пара эксплуатируется до настоящего времени, никаких дефектов ремонта не выявлено, претензий по качеству ремонта не имеется, аварийных ситуаций не возникало.

Также несостоятельны доводы истца о том, что отсутствие необходимого комплекта конструкторско-технической документации влечет недействительность произведенного ремонта и полного освидетельствования спорной колесной пары.

В соответствии с положениями п. 6.1.2 Инструкции ЦТ-329, одиночные колесные пары ТПС, направляемые для смены или ремонта отдельных элементов на завод или в депо, имеющие право на производство полного освидетельствования, должны подвергаться полному освидетельствованию с постановкой установленных клейм. Замененные элементы таких колесных пар должны удовлетворять требованиям настоящей Инструкции по допускам полного освидетельствования.

Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что для производства ремонта и полного освидетельствования одиночных колесных пар ТПС не требуется обязательного составления (разработки) конструкторско-технической документации, поскольку все необходимые требования к ремонту изложены в Инструкции ЦТ-329, в том числе, указаны технические параметры производства каждого вида ремонта.

Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что эксплуатация спорной колесной пары не отвечает требованиям безопасности и создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте, может повлечь тяжкие последствия, а также нарушает трудовые права работников ОАО «Сибпромжелдортранс».

При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для удовлетворения исковых требований Новосибирского транспортного прокурора, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Желдорреммаш», ОАО «Сибпромжелдортранс» о признании действий незаконными, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с момента его изготовления в мотивированном виде, с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес>.

Дата изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ года

Председательствующий по делу- Т.В. Баринова