ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/19 от 13.05.2019 Уренского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-176/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урень 13 мая 2019 года

Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зорина А.П.

при секретаре Малинкиной Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афоньшиной С. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Уренском районе Нижегородской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей,

УСТАНОВИЛ:

Афоньшина С.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Уренском районе Нижегородской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, указывая, что 22 ноября 2018 г. истец обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, специальный стаж, которого составляет 25 лет.

23.01.2019 г. ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии, засчитав в специальный трудовой стаж только 22 лет 03 месяца 20 дней. Пенсионный фонд не включил в специальный стаж, ее работу старшей пионервожатой в Краснобаковской вспомогательной школе-интернате с 23.08.1989 г. по 06.08.1990 г., т.е. 11 мес. 17 дней, мотивируя тем, что Постановление Совета Министров от 17.12.1959 г. №1397 на период после 01.01.1992 г. и 01.10.1993 г. не применялось, период учебы в институте с01.09.1990 г. по 23.06.1995 г. т.к. ему непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность, а также учебные отпуска и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

С данным решением Пенсионного фонда истец не согласна по следующим основаниям:

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент ее обращения 22 ноября 2018 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Начало педагогической деятельности истца было с 23.08.1989 г. в должности старшей пионервожатой Краснобаковской вспомогательной школы - интернат. Данная должность предусмотрена п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397.

Следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959г. №1397, утратившего силу с 01 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе в качестве штатных пионервожатых, могут применяться для учета периодов педагогической деятельности при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение.

При этом 2/3 стажа такой работы (16 лет и 8 месяцев) должно приходиться на дату обращения лица за пенсией, а не на дату действия указанного Положения. Указанная правовая позиции отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года. На день обращения, то есть на 22.11.2018 года пенсионный фонд признал, что специальный стаж составил 22 г. 03 мес. 20 дней.

Кроме этого, ответчик не включил ей в льготный стаж период ее учебы в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсеева с 01.09.1990 г. по 23.06.1995 г. по тем основаниям, что данному периоду учебы не предшествовала педагогическая деятельность.

Истец полагает, что данное решение не соответствует законодательству. В силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397 время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, засчитывается в стаж работы учителей и других работников просвещения, если ему непосредственно предшествовали и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Непосредственно перед поступлением в педагогический вуз, истец работала старшей пионервожатой в Краснобаковской вспомогательной школе-интернате. Данная должность была предусмотрена п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением МС СССР от 17.12.1959 г. №1397, поэтому предшествовала поступлению истца в педагогический вуз. Более того, в данный педагогический вуз она была направлена как педагогический работник, на основании приказа №40 от 30.07.1990 года. Указанный период учебы в институте включен в трудовую книжку истца за №03 в разделе «Сведения о приеме на работу и об увольнении». Через семь дней после окончания Мордовского государственного педагогического института им. Евсеева истец была принята на должность воспитателя Краснобаковского детского дома – школы (впоследствии переименованной в МКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ VIII вид), затем переведена учителем в этой же школе, где и работает до настоящего времени. То есть, непосредственно после окончания учебы в педагогическом учебном заведении, последовала педагогическая деятельность.

Статьей 187 ТК РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.

Исходя из указанной нормы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Согласно справки МКОУ «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида» как за время нахождения ее в учебных отпусках, так и на курсах повышения квалификации производились отчисления в Пенсионный фонд.

На основании вышеизложенного, истец просит суд:

Признать за истцом право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей с 22 ноября 2018 года.

Обязать ответчика включить истцу в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью:

- период работы с 23.08.1989 г. по 06.08.1990 г., всего 11 месяцев 17 дней старшей пионервожатой в Краснобаковской вспомогательной школе - интернат;

- период обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева с 01.09.1990 г. по 23.06.1995 г., всего 4 года 9 мес. 23 дня;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.01.2004 г. по 10.01.2004 г. (5 дн.); с 31.05.2010 г. по 11.06.2010 г. (12 дн.), с 21.11.2011 г. по 25.11.2011 г. (5 дн.); с 07.04.2014 г. по 12.04.2014 г. (6 дн.); с 10.11.2014 г. по 22.11.2014 г. (13 дн.); с 18.01.2016 г. по 22.01.2016 г. (5 дн.); с 19.09.2016 г. по 30.09.2016 г. (12 дн.), а всего 1 месяц 28 дней, а всего 5 лет 11 месяцев 08 дней.

В судебном заседании истец Афоньшина С.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что 22 ноября 2018 г. она обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Краснобаковсому району с заявлением о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, специальный стаж которого составляет 25 лет. Пенсионный фонд отказал ей в этом, так как посчитал, что её льготный стаж не достаточен, т.е. он составлял на момент обращения 22 года 03 месяца 20 дней. Но с решением пенсионного фонда она не согласна, так как они утверждают, что должности старшей пионервожатой в списках, которые дают право на досрочное назначение пенсии нет. На момент работы в должности старшей пионервожатой в школе-интернате данная должность была закреплена документами правительства п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, который как раз и предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения в стаж работы засчитывается работа в качестве старшей пионервожатой, а так же это постановление применяется для учета периода педагогической деятельности при решении вопроса о признании права на досрочное обеспечение. А также от 16 июля 2014 года Постановлением правительства № 665 п.1. также предусмотрен этот вопрос о признании права на досрочное назначение пенсии лицам, работающим в должности пионер вожатой. Должностные обязанности, которые выполняла она в качестве старшей пионервожатой на тот момент были закреплены не в должностных инструкциях, а приказом министерства СССР об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих педагогических работников учреждений просвещения от 20.02.1978 года, в которых было прописано, что старший пионервожатый непосредственно занимался воспитанием детского коллектива, а значит он осуществлял целенаправленную деятельность по выработке у детей системы личностных качеств, непосредственно работал в тесном контакте со всеми учителями, воспитателями и заместителями директора по воспитательной работе. Поэтому считает, что данный период работы в качестве пионервожатой это непосредственная педагогическая деятельность. В связи с этим, что вывод ответчика о том, что старший пионервожатый не является педагогической деятельностью, не обоснован. Кроме того, пенсионный фонд, не засчитал ей в стаж работы и учебу в педагогическом ВУЗЕ, в который она была направлена из коррекционной школы, по направлению ОБЛОНО. Изучая приказы, она увидела, что было совмещение педагогических часов, это и замещение учителя математики, когда она находилась в отпуске, а так же учителя отсутствовали по каким то причинам. Поэтому считает, что годы учебы они тоже должны включаться в льготный стаж. Так же ответчик не обосновано не засчитал ей в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, так как в ст. 187 ТК РФ установлено, что при направлении работника на повышение квалификации за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, значит в этот период были отчисления в пенсионный фонд работодателем. На основании вышеизложенного, просит её иск удовлетворить полностью.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уренском районе Нижегородской области Басова О.В., действующая на основании доверенности от 18.12.2018 г., с заявленными исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что списки профессий, которые учитываются при льготном назначении пенсии утверждаются постановлением правительства. Перечень расширенному толкованию не подлежит. В нем есть перечень должностей, которые дают право на льготный стаж при назначении пенсии, в том числе и педагогическим работникам. Курсы повышения квалификации списками и правилами не предусмотрены, поэтому они их не включают. Согласно п.2 списка № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы указанной в п.1 настоящего положения засчитывается работа в школах, пионерлагерях, в качестве штатных пионервожатых, кроме работы указанной в п.1, т.е. должно быть штатное занятие должности педагогическим работником. В период трудовой деятельности истца по вышеуказанному постановлению не было стажа в должности учителя. Те документы что предоставляются сейчас истцом приказы на совмещение, она видит впервые, истец их не предоставляла. Должно быть занятие штатной должности учителя. Штатная должность в этот период у истца была должность старшая пионервожатая. Периодов обучения в институте, засчитывается, если ему предшествовала и за ним осуществлялась педагогическая деятельность. Считаем, что не выполняется не первое, не второе условие. Соответственно, они были вынуждены отказать истцу в назначении пенсии.

Представитель третьего лица - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа интернат VIII вида» Смирнова З.И., действующая на основании доверенности от 08.05.2019 г., исковые требования поддержала. Пояснила, что должность старшей пионервожатой является педагогической, непосредственно с детьми истец работала, так же как учитель, так же как воспитатель, только во внеурочное время. Должность пионервожатой всегда входила в трудовой стаж для льготной пенсии.

Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсия» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 вышеуказанного закона за некоторыми работниками сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем закон сохраняет с 01.01.2015 г. право педагогических работников на досрочной назначение страховой пенсии:

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

22.11.2018 года Афоньшина С.А. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Уренском районе Нижегородской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением Управления Пенсионного фонда в Уренском районе от 23 января 2019 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что по расчётам Управления специальный стаж Афоньшиной С.А. на дату обращения – 22.11.2018 года составляет 22 года 3 месяца 20 дней, при требуемом 25 лет, в который не были включены, в том числе, периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

С данными выводами ответчика суд не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Ст.112 КЗоТ РФ, действующая до 01.02.2002 года, а также действующая в настоящее время ст.187 ТК РФ, устанавливают, что при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства, трудовые отношения с ними не прекращаются, за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Установлено, что с 06.01.2004 г. по 10.01.2004 г., с 31.05.2010 г. по 11.06.2010 г., с 21.11.2011 г. по 25.11.2011 г., с 07.04.2014 г. по 12.04.2014 г., с 10.11.2014 г. по 22.11.2014 г., с 18.01.2016 г. по 22.01.2016 г., с 19.09.2016 г. по 30.09.2016 г. Афоньшина С.А. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы. В указанные периоды за ней сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в ПФР.

Исходя из указанного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцу.

На основании изложенного, требования Афоньшиной С.А. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению.

Кроме того, решением Управления Пенсионного фонда в Уренском районе от 23 января 2019 года истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не были включены период работы с 23.08.1989 г. по 06.08.1990 г. в должности старшей пионервожатой в Краснобаковской вспомогательной школе – интернат и период обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева с 01.09.1990 г. по 23.06.1995 г.

С данными выводами ответчика суд соглашается по следующим основаниям.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалась, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Согласно абзацу 5 пункта 2 данного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионер вожатый" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Как следует из материалов дела, приказом РОНО от 21.08.1989 г. Афоньшина С.А. 23.08.1989 г. принята на должность старшей пионервожатой Краснобаковской вспомогательной школы-интерната.

Приказом РОНО от 30.07.1990 г. Афоньшина С.А. 06.08.1990 г. уволена с должности старшей пионервожатой Краснобаковской вспомогательной школы-интерната.

01.09.1990 г. Афоньшина С.А. зачислена на 1-ый курс дневного отделения Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева.

23.06.1995 г. Афоньшина С.А. закончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.

Приказом от 27.06.1995 г. Афоньшина С.А. 01.07.1995 г. принята на должность воспитателя Краснобаковского детского дома-школы (ранее Краснобаковская вспомогательная школа-интернат).

Приказом от 27.08.1995 г. Афоньшина С.А. 30.08.1995 г. переведена на должность учителя социально-бытовой ориентировки Краснобаковского детского дома-школы.

Приказом от 14.10.1995 г. Афоньшина С.А. 17.10.1995 г. переведена на должность учителя начальных классов Краснобаковского детского дома-школы.

В период, когда истец работала в должности старшей пионервожатой, действовало утвержденное Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет.

В указанном Списке отсутствует должность старшей пионервожатой.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования п. 4 Положения, согласно которого период работы в должности "старшая пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет, в данном случае не соблюдены.

На момент обращения за назначением пенсии истец не имела требуемого педагогического стажа работы, в связи с чем, период ее работы в должности старшей пионервожатой не может быть включен в льготный стаж, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяется только для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевших место до 1 января 1992 г.

Истец в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, то есть до 01.10.1993 года, не занимала должность учителя или воспитателя и не выполняла другую работу, указанную в пункте 1 Положения, утвержденного Постановлением N 1397 от 17.12.1959 г., с наличием которой законодатель связывал возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности пионервожатой и учебы в педагогическом учебном заведении.

Согласно трудовой книжке истца на должность воспитателя она была принята только с 01.07.1995 года. Более того, у истца на момент утраты силу указанного Постановления отсутствовали необходимые 2/3 специального стажа, необходимого для назначения пенсии.

Соответственно у истца в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 не возникло право на включение в специальный стаж периодов работы в качестве старшей пионервожатой, так как до даты отмены указанного постановления она не приступила к работе в должности учителя или к выполнению другой работы, указанной в пункте 1 Положения, утвержденного Постановлением № 1397 от 17.12.1959 г.

Представленные истцом выписки из приказов Краснобаковской вспомогательной школы-интерната и Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, утвержденные приказом Министерства Просвещения СССР от 20.02.1978 г. № 24 не являются доказательством наличия у истца 2/3 специального стажа, необходимых для назначения пенсии по старости как педагогическому работнику.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 23.08.1989 г. по 06.08.1990 г. в должности старшей пионервожатой в Краснобаковской вспомогательной школе – интернат, не подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу, что период работы истца с 23.08.1989 г. по 06.08.1990 г. в должности старшей пионервожатой в Краснобаковской вспомогательной школе – интернат не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, то учитывая положения абзаца 5 пункта 2 данного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, не подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и период обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева, поскольку ему непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева с 01.09.1990 г. по 23.06.1995 г., не подлежат удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, льготный стаж истца составлял менее 25 лет, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании за ним права на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей с 22 ноября 2018 года, не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Афоньшиной С. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Уренском районе Нижегородской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Уренском районе Нижегородской области включить в специальный стаж Афоньшиной С. А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации 06.01.2004 г. по 10.01.2004 г., с 31.05.2010 г. по 11.06.2010 г., с 21.11.2011 г. по 25.11.2011 г., с 07.04.2014 г. по 12.04.2014 г., с 10.11.2014 г. по 22.11.2014 г., с 18.01.2016 г. по 22.01.2016 г., с 19.09.2016 г. по 30.09.2016 г.

В удовлетворении исковых требований Афоньшиной С. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Уренском районе Нижегородской области о признании за Афоньшиной С. А. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 22 ноября 2018 года, - отказать.

В удовлетворении исковых требований Афоньшиной С. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Уренском районе Нижегородской области об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уренском районе Нижегородской области включить Афоньшиной С. А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с 23.08.1989 г. по 06.08.1990 г. в должности старшей пионервожатой в Краснобаковской вспомогательной школе – интернате и периода обучения в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева с 01.09.1990 г. по 23.06.1995 г., - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Уренский районный суд Нижегородской области.

Судья: А.П. Зорин

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года

Судья: подпись

Копия верна.

Судья: А.П. Зорин