ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/20 от 03.07.2020 Алексеевского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-176/2020

УИД 16RS0004-01-2019-000451-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт. Алексеевское 3 июля 2020 года

Республика Татарстан

Алексеевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Н.Ю. Мишаниной, при секретаре судебного заседания А.А. Зверевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.Ю. к МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» об отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

О.Ю. обратился в суд с иском к МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» об отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что с ... он работал в должности директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения Алексеевская средняя общеобразовательная школа ... им. Г.С. Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. Приказом МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» от ......... трудовой договор с ним был расторгнут по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. С данным приказом истец не согласен, усчитает увольнение незаконным и необоснованным. ... прокуратурой ... Республики Татарстан в адрес МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» было вынесено представление ... «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции». ... он получил уведомление от работодателя о предоставлении объяснений по нарушениям, указанным в данном представлении. ... он представил письменное объяснение о принятии им как должностным лицом всех необходимых мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. ... ответчик выдал ему новое уведомление, назвав его «о предоставлении письменного объяснения» по поводу конфликта интересов, хотя в тексте уведомления работодатель требовал от него принять меры по устранению возникшего конфликта интересов, который якобы усмотрен из его первого объяснения. ... он вновь представил работодателю письменное объяснение, в котором указал, что конфликт интересов в МБОУ Алексеевская средняя общеобразовательная школа ... им. Г.С. Алексеевского МР РТ отсутствует. Истец указывает, что каких-либо нарушений, которые могли бы являться основанием для его увольнения, не было. Увольнение по п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ относится к дисциплинарным взысканиям, и при вынесении приказа ...... от ... работодателем была нарушена процедура применения дисциплинарного взыскания: в приказе не указано основание применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, не указано какие факты непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов им были допущены, когда они совершены и что именно явилось основанием для применения к нему данного дисциплинарного взыскания. Представление прокуратуры на заседании комиссии по противодействию коррупции по МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» не рассматривалось, каких-либо решений комиссия не принимала, решение о его увольнении было принято единолично начальником отдела образования. При применении дисциплинарного взыскания не было учтено предшествующее его поведение, его отношение к труду и заслуги. В связи с незаконным увольнением он утратил заработок, а также неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере 30 000 рублей. Истец просит признать незаконным и отменить приказ от ......-ЛС; восстановить его в прежней должности; взыскать с МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» заработную плату за время вынужденного прогула за период с ... по день рассмотрения дела судом и компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

В судебном заседании истец О.Ю. и его представитель Э.Р. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика И.И. иск не признал, указав, что О.Ю. является директором муниципального учреждения – школы, а его жена А.А. и родная сестра Н.Ю. занимают должности заместителей директора школы и находятся в прямом подчинении. Конфликт интересов возник и не был устранен именно по супруге и родной сестре. В связи с прямой подчиненностью одного близкого родственника к другому имеется потенциальный риск того, что соответствующие должностные лица могут создавать условия для действий, подпадающих под понятие «конфликт интересов». Данное обстоятельство создало не обоснованное преимущество в работе близких родственников, лояльное к ним отношение, к недочетам в работе, необоснованного стимулирования данных лиц. Доказательством того является проверка, проведенная контрольно-счетной палатой ..., которая выявила необоснованное распределение ставок, часов нагрузки. Вопрос о работе родственников О.Ю. рассматривался на заседании Комиссии по служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Алексеевском муниципальном районе в 2018 году, и уже тогда было установлено, что при исполнении должностных обязанностей директора МБОУ АСОШ ... личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» было принято решение об увольнении О.Ю.. До этого О.Ю. неоднократно предлагались различные варианты решения данного вопроса: либо руководить другим учреждением, то есть Алексеевскими школами ... или ..., или его жена и сестра должны поменять место работы. Однако, ни с одним из предложенных вариантов О.Ю. не согласился, настаивая, что конфликт интересов в их школе отсутствует.

Представитель ответчика Р.Б. в судебном заседании иск не признал, указав, что он работает в должности начальника МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» с октября 2019 года. Выяснилось, что у директора МБОУ АСОШ ...О.Ю. близкие родственники занимают должности его заместителей по инновационной работе и административно-хозяйственной части. После проверки школы контрольно-счетной палатой в декабре 2019 года он увидел зарплату родственников директора школы, премию и часовую нагрузку. При том, другие педагоги данной школы уже обращались к нему, как к руководителю отдела образования, по поводу неравномерного распределения педагогической нагрузки. Ранее в Исполнительный комитет поступало представление прокуратуры, где О.Ю. просили привлечь к дисциплинарной ответственности по некорректности заполнения деклараций, по результатам О.Ю. было вынесено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Представление прокуратуры от ... было рассмотрено в Исполнительном комитете в присутствии прокурора и руководителя Исполнительного комитета Н.К., помощника Главы по вопросам противодействия коррупции, где О.Ю. озвучили несколько вариантов для устранения конфликта интересов: либо его родственники увольняются из данной школы, либо О.Ю. переходит директором в другую школу, или остается в данной школе просто педагогом, на что О.Ю. категорически отказался. После чего он вручил О.Ю. уведомление по устранению конфликта интересов от 19.03.2020г., которое О.Ю. не было исполнено. Решение об увольнении О.Ю. он принял сам. Поскольку при распределении учебной нагрузки своим родственникам О.Ю. комиссию не создавал, профсоюз не приглашал, премировал сестру и супругу за хорошие результаты работы, однако премию распределил без приглашения профсоюза. Кроме того, по поводу нагрузки и распределения премии в отдел образования обращались педагоги данной школы с жалобами.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от ...г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе, Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1). Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2). Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).

Часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в системной связи с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляющей, что непринятие являющимся стороной конфликта интересов лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлена на предотвращение и преодоление коррупции и в равной мере распространяется на всех муниципальных служащих.

Таким образом, увольнение муниципального служащего, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является для представителя нанимателя обязательным.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В соответствии с частью 4 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Кроме того, истец О.Ю. занимал должность, включенную в перечень должностей, на которые распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".

В соответствии со статьями 12.2 и 12.4 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Приказом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 1227 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей", установлено, что на работников, замещающих должности, включенные в перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции"

Среди перечня таких ограничений, запретов и обязанностей законодателем установлены, в том числе, принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов; уведомление работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Применяя данный пункт увольнения, работодатель должен указать конкретное правонарушение, послужившее основанием для утраты доверия к работнику. Учитывая, что увольнение работника по этому основанию является дисциплинарным взысканием, увольнение должно быть проведено с соблюдением всех предусмотренных Трудовым кодексом РФ правил привлечения к дисциплинарной ответственности (учет тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен; получение от работника письменного объяснения; наличие вины и др.).

Статьей 193 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В силу п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В силу ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Из материалов дела следует, что с ...О.Ю. работает директором МБОУ Алексеевская средняя общеобразовательная школа ... им. Г.С. Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. До этого, с ..., он работал директором Большеполянской средней общеобразовательной школы ... Республики Татарстан (трудовой договор ... от 01.02.2004г.).

... между Отделом образования Исполнительного комитета Алексеевского МР РТ и О.Ю. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ... от 01.02.2004г., согласно которому трудовой договор с О.Ю. дополнен обязанностями, связанными с предупреждением коррупции: «Руководитель обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; уведомить в письменной форме Работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно». «Работодатель обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у Работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

В должностной инструкции директора школы также указано, что в задачи и обязанности директора школы входит соблюдение требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соблюдать законы и иные нормативно-правовые и локальные акты, исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

Согласно представлению прокуратуры ... РТ от ...... «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», вынесенному руководителю Исполнительного комитета Алексеевского МР РТ, указано, что в ходе проверки МБОУ АСОШ ... им.Г.С. по исполнению обязанностей принятия мер по противодействию коррупции, установлено, что в МБОУ Алексеевская СОШ ... им. Г.С. должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не назначено. Сотрудничество с правоохранительными органами не организовано, кодекс этики и служебного поведения работников организации отсутствует, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняты. Потребовано рассмотреть настоящее представление с участием прокуратуры района и принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции и недопущению их впредь.

Согласно уведомлению от ...... «О предоставлении письменного объяснения» МКУ Отдел образования Алексеевского МР РТ просит директора школы О.Ю. в течение 2 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления представить письменные объяснения по поводу нарушений законодательства о противодействии коррупции, указанных в представлении прокурату от .......

В ответ на данное Уведомление в объяснении от ...О.Ю. сообщает о принятых мерах по приведению в школе документации в соответствие с требованиями закона. По поводу работы родственников поясняет, что им ежегодно подаются уведомления в районный отдел образования о возможном конфликте интересов. Отдел образования ответ о невозможности продолжения работы родственников не давал. Ежегодно родственник Н.Ю. подает декларацию о доходах. Вся педагогическая нагрузка работникам школы распределятся на педагогическом Совете школы в присутствии профсоюза первичной организации. Возражений по распределению нагрузки ни разу не поступало. Все остальные оплаты из премиального фонда распределены согласно плановым суммам, заложенным согласно тарификации, хотя и с уменьшением плановых сумм.

Согласно Уведомлению от ...... «О предоставлении письменного объяснения» МКУ Отдел образования Алексеевского МР РТ указывает, что из первого объяснения О.Ю. следует, что он находится в родственных отношениях с работниками его учреждения, о чем им подавались уведомления о возникшем конфликте интересов. Так как он является лицом, обязанным принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, просят его принять меры по их устранению (предотвращению) и проинформировать МКУ Отдел образования Алексеевского МР РТ в письменном виде в течение 2 рабочих дней.

В ответ на данное Уведомление О.Ю. Ф. подает объяснительную от ... о том, что конфликта интересов в школе не наблюдается. Принято Положение «О конфликте интересов», с которым ознакомлены все работники школы, также утверждена форма Декларации о конфликте интересов. В настоящее время требуемые Положением лица уже подали Декларации на рассмотрение ответственному лицу, утвержденному приказом по учреждению. По заключению «конфликта нет». Законом работа в школе родственников не запрещена. Прием им на должности заместителей директора его родственников прошли все согласования с начальником Отдела образования ..., о чем имеются подтверждающие подписи согласования в приказах.

Приказом МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» от ......-ЛС действие трудового договора прекращено и директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения Алексеевская средняя общеобразовательная школа ... им. Г.С. Алексеевского муниципального района Республики Татарстан О.Ю. Ф. уволен 25.03.2020г. Трудовой договор с ним расторгнут по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Основание (документ, номер, дата) в данном приказе не указано. С приказом О.Ю. ознакомлен 23.03.2020г.

Из вышеуказанных документов следует, что конкретное правонарушение, послужившее основанием для увольнения истца по п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, что приравнивается к увольнению в связи с утратой доверия к работнику, работодателем не указано.

В уведомлении ... от ... указано, что О.Ю. находится в родственных отношениях с работниками его учреждения, о чем им подавались уведомления о возникшем конфликте интересов. Его просят принять меры по устранению конфликта интересов. Однако, конкретные обстоятельства, в чем выразился конфликт интересов, в данном уведомлении не указано.

Между тем, что касается работы в школе его родственников, именно в этом, как указывает представитель ответчика И.И., заключается конфликт интересов, то ... и ... от О.Ю. в МКУ «Отдел образования ... РТ» поступило Уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Обстоятельства: работа супруги А.А. в должности заместителя директора по инновационной работе, работа сестры Н.Ю. в должности заместителя директора по АХЧ. Должностные обязанности, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность: не исполнение работником должностных обязанностей, распределение стимулирующей части зарплаты, поощрения.

06.07.2018г. на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Алексеевском муниципальном районе Республики Татарстан (Протокол заседания ...) уведомление О.Ю. Ф. рассмотрено. Комиссия решила: «Признать, что при исполнении должностных обязанностей директора МБОУ Алексеевская СОШ ... личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. Рекомендовать при распределении учебной нагрузки, должностных обязанностей и вопросов финансового характера в отношении лиц, указанных в уведомлении, рассматривать коллегиально с участием представителя профсоюзного органа.

Еще 2 уведомления, без даты, от О.Ю. поступило в Отдел образования в отношении этих же родственников, по тем же должностям (заместители директора), но с указанием, что на них возложено внутреннее совмещение: А.А. – учителя технологии, Н.Ю. – учителя начальных классов, классное руководство.

Данные уведомления были приняты от О.Ю. Отделом образования Алексеевского МР РТ.

Таким образом, О.Ю. исполнил свою обязанность, установленную частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и как лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, уведомил представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Как показал в судебном заседании представитель ответчика Р.Б. решение об увольнении О.Ю. он принял сам, поскольку при распределении учебной нагрузки своим родственникам О.Ю. комиссию не создавал, профсоюз не приглашал, премировал сестру и супругу за хорошие результаты работы, однако премию распределил без приглашения профсоюза. Кроме того, по поводу нагрузки и распределения премии в отдел образования обращались педагоги данной школы с жалобами. На предложение перейти работать директором в другую школу либо уволить родственников О.Ю. отказался.

Однако данные обстоятельства в Уведомлении от ... и в качестве оснований увольнения в приказе не указаны.

Объяснение по поводу не выполнения требований Уведомления от ... с О.Ю. затребовано не было.

Представление прокуратуры "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" от ... не содержит выводы о совершении директором школы О.Ю. коррупционного правонарушения.

Таким образом, ответчиком не соблюдена процедура привлечения работника к дисциплинарному взысканию: конкретное правонарушение, послужившее основанием для утраты доверия к работнику, не указано, проступок не вменен, объяснения по поводу не выполнения требований, содержащихся в Уведомлении от ..., работодателем не истребованы.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность увольнения истца, нарушена процедура применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, предусмотренная положениями действующего трудового законодательства.

При таких обстоятельствах, увольнение истца произведено ответчиком с нарушением требований предусмотренных ст. ст. 192, 193 ТК РФ.

В соответствии со статьей 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения работника.

Это положение закона согласуется с частью 2 статьи 394 ТК РФ, в силу которой в случае признания увольнения незаконными орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

При определении периода вынужденного прогула суд учитывает, что трудовой договор с О.Ю. был прекращен ..., этот день, в соответствии с частью 3 статьи 84.1 ТК РФ, является последним днём его работы, период вынужденного прогула следует исчислять с 26.03.2020г.

По смыслу ст. 234 ТК РФ неполученный заработок должен определяться по правилам ст. 139 Кодекса об исчислении средней заработной платы.

В соответствии с ч. 3 ст. 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Согласно справке 2-НДФЛ за 2019 и 2020 год за 12 месяцев (с ... по ...) начисленная заработная плата составила ... руб. За указанный период, согласно производственному календарю за 2019 и 2020гг., отработанных дней при шестидневной рабочей неделе 300. Среднедневной заработок О.Ю. составил ...

За период вынужденного прогула с ... по ... (82 дня) заработная плата составит ... рублей, исходя из следующего расчета (...).

В силу статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ...... «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» гласит, что в соответствии с частью 4 статьи 3 и частью 9 статьи 394 Трудового кодекса РФ, суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Поскольку нарушение работодателем трудовых прав работника О.Ю. установлено, суд приходит к выводу о наличии у истца права на взыскание компенсации морального вреда.

С учетом требований разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, степени нравственных страданий истца по поводу незаконного увольнения, суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения причиненного морального вреда денежные средства в размере 5000 рублей.

В силу ст.211 ГПК РФ решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

За удовлетворенные требования имущественного характера: взыскание заработной платы за время вынужденного прогула, в соответствии с подп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию 4443 руб., за удовлетворенное требование о компенсации морального вреда, как с искового требования неимущественного характера, в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход бюджета следует взыскать 300 руб. Всего – 4743 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск О.Ю. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить приказ ...-... от ... по МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» об увольнении О.Ю. по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с внесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Восстановить О.Ю. на работе в должности директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения Алексеевская средняя общеобразовательная школа ... им. Г.С. Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

Взыскать с МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» в пользу О.Ю. заработную плату за время вынужденного прогула за период с ... по ... в размере 162144 (Сто шестьдесят две тысячи сто сорок четыре) рубля 34 копейки.

Взыскать с МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» в пользу О.Ю. компенсацию морального вреда за незаконное увольнение в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.

Взыскать с МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» в доход бюджета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан государственную пошлину в сумме 4743 (Четыре тысячи семьсот сорок три) рубля.

Решение суда в части восстановления на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан с подачей жалобы в Алексеевский районный суд, в течение месяца со следующего дня после составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.Ю. Мишанина