Дело № 2-176/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 10 августа 2020 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Яковенко Т.И.
при секретаре Шматкове В.В.
с участием старшего помощника Енисейского межрайонного прокурора Яричиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Лесосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Хайдарову Анварджону Хазраткуловичу о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, требований пожарной безопасности и произвести работы по очистке земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Хайдарову А.Х. об очистке земельного участка от отходов лесопиления, устранении нарушений требований пожарной безопасности, осуществлении действий по рекультивации земельного участка, оборудовании площадки для временного складирования отходов, приостановлении производственной деятельности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной в отношении ответчика прокуратурой г. Лесосибирска проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, требований пожарной безопасности в его деятельности. Установлено, что на основании договора субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ИП Хайдаров А.Х. осуществляет деятельность по распиловке древесины посредством использования лесопильного оборудования на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 500 кв.м. От указанной деятельности ИП Хайдарова А.Х. образуются отходы производства –горбыль и опилки из натуральной чистой древесины. В границах указанного земельного участка ИП Хайдаровым А.Х. допущено несанкционированное размещение, сжигание открытым способом отходов лесопиления в виде горбыля и опилок из натуральной чистой древесины на открытой почве в отсутствие площадок для временного накопления отходов.
03.06.2019 в порядке контроля прокуратурой г. Лесосибирска установлено, что ИП Хайдаров А.Х. меры к устранению ранее выявленных нарушений природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности не принимает, продолжает осуществлять деятельность по распиловке и строганию древесины, размещению отходов лесопиления в виде горбыля, опилок из натуральной чистой древесины в отсутствие площадок для временного накопления отходов, тогда как указанный земельный участок для несанкционированного размещения отходов лесопиления не предназначен. Таким образом, размещение отходов лесопиления на земельном участке допущено ответчиком с грубым нарушением законодательства.
Кроме того, в нарушение требований глав 2.4, 2.5, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» на земельном участке по адресу: <адрес> отсутствует площадка для временного накопления отходов, которая должна соответствовать установленным требованиям природоохранного законодательства, отходы лесопиления накапливаются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, что способно повлечь загрязнение почвы и усугубить экологическую обстановку.
В результате нарушения ответчиком п. 7 ст. 12 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», запрещающего размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и наличия несанкционированной свалки отходов лесопиления на вышеуказанном земельном участке создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Также согласно заключению специалиста ОНД и ПР по МО г. Лесосибирск от 03.06.2019 года на производственной территории ИП Хайдарова А.Х. выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- здания, расположенные на территории предприятия не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ч. 1 ст. 91, п.А4 прил. А, что не противоречит п. 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений иоборудования, подлежащих защите автоматическими установками
пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);
- здания, расположенные на территории предприятия, не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара;
- на территории предприятия не предусмотрена молниезащита;
- на территории открытых складов, в зданиях и навесах складов лесоматериалов отсутствует оповещение людей о пожаре по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (отсутствуют сирены, колокола и т.д.);
- на территории земельного участка, предназначенного для хранения лесоматериалов, не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение круглогодичного действия;
- руководитель организации не обеспечил укомплектование пожарных щитов согласно нормам;
- руководитель организации не обеспечил здания, расположенные на территории предприятия, необходимым количеством огнетушителей;
- штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются от ограждения склада на расстоянии менее 15 м.;
- допущено использование противопожарных разрывов для складирования лесоматериалов;
- территория базы не очищена от горючих материалов (опилок, щепы, горбыля);
- противопожарные разрывы между частью групп хранения круглого леса, не соответствуют требуемым 6 метрам;
- площадь хранения одной секции (штабеля, кучи) превышает 300 кв. метров;
- руководителем организации не пройдено обучение в объеме пожарно- технического минимума;
- не предоставлен специальный журнал наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- не предоставлен журнал проведения противопожарного инструктажа с сотрудниками организации.
Постановлением администрации г. Лесосибирска от 26.03.2019 «Об установлении особого противопожарного режима на территории города Лесосибирска» на территории муниципального образования город Лесосибирск с 09 час. 00 мин. 27.03.2019 введен особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» 19 апреля 2019 года на территории муниципальных образований Красноярского края, за исключениемгорода Норильска, Туруханского района, Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов введен особый противопожарной режим.
Принимая во внимание, что на момент проверки на производственной территории ИП Хайдарова А.Х. располагалось значительное количество отходов лесопиления с грубыми нарушениями законодательства, отсутствовали первичные средства пожаротушения, находились рабочие, была создана реальная угроза причинения вреда окружающей среде, рабочим, жизни и здоровью жителей города Лесосибирска, что в последующем может оказать негативное воздействие на окружающую среду, повлечь причинение вреда здоровью граждан, в связи с чем имеется необходимость в запрете хозяйственной деятельности по образованию и временному накоплению отходов лесопиления на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес> путем отключения электроэнергии, необходимой для осуществления производственной деятельности.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ГОСТ30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», прокурор просил обязать ИП Хайдарова А.Х. произвести очистку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда; устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности;в месячный срок со дня вступления в силу решения суда осуществить действия, направленные на разработку проекта по рекультивации земельного участка; в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда произвести рекультивацию земельного участка в соответствии с проектом рекультивации земельного участка; оборудовать площадки для временного складирования отходов лесопиления на земельном участке, запретить производственную деятельность ИП Хайдарова А.Х. по вышеуказанному адресу до устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности.
Определением суда от 11 июня 2020 года производство по делу в части требований прокурора г. Лесосибирска о возложении на ИП Хайдарова А.Х. обязанности пройти обучение в объеме пожарно-технического минимума и завести журнал наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей согласно требованиям п. 478 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» прекращено в связи с отказом истца от данных требований.
Уточнив в дальнейшем исковые требования, прокурор просил обязать ИП Хайдарова А.Х. в месячный срок, с момента вступления в законную силу решения суда, произвести очистку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства;разработать в аккредитованной организации проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; в двухмесячный срок, со дня вступления в силу решения суда, провести рекультивацию земельного участка в соответствии с проектом рекультивации земельного участка; оборудовать площадки для временного складирования отходов лесопиления на земельном участке; устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- здания, расположенные на территории предприятия, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией согласно требованиям ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.А4 прил. А Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», что не противоречит п. 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
- здания, расположенные на территории предприятия оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновенияпожара в соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4, таб. 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», п. 18 табл. 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;
- на территории предприятия обеспечить молниезащиту согласно ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.24 Свод правил СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нор Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003»;
- на территории открытых складов, в зданиях и навесах складов лесоматериалов установить оповещение людей о пожаре по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (сирены, колокола и т.д.) согласно ч. 1 ст. 6. Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; 11.5 СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы» (Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003), что не противоречит п. 11.5 СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы»;
- на территории земельного участка, предназначенного для хранения лесоматериалов, оборудовать наружное противопожарное водоснабжение круглогодичного действия согласно требованиям ч. 1 ст. 6. Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1, п. 8.7 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», п. 6.8.48, п. 6.8.55 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
- обеспечить укомплектование пожарных щитов согласно нормам п. 481, 482 Правил противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
- обеспечить здания, расположенные на территории предприятия, необходимым количеством огнетушителей по требованиям п. 70 Правил противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме»;
- обеспечить расположение штабелей и куч открытого хранения лесоматериалов от ограждения склада на расстоянии не менее 15 м согласно требованиям ч. 1 ст. 6. Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.12 СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы» (Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003);
- очистить противопожарные разрывы от лесоматериалов;
- обеспечить 6-метровые противопожарные разрывы между частями групп хранения круглого леса в соответствии с п. 350 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
- завести журнал проведения противопожарного инструктажа с сотрудниками организации согласно требованиям п. 5 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
Также истец просил запретить производственную деятельность ИП Хайдарова А.Х. по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, и законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании старший помощник Енисейского межрайонного прокурора Яричина Т.П., действуя по поручению прокурора г. Лесосибирска от 07.08.2020 года, исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме.
Ответчик ИП Хайдаров А.Х., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленном ранее заявлении дело просил рассматривать в свое отсутствие, а также указал, что все указанные в исковом заявлении нарушения им устранены: подготовлена площадка для хранения отходов лесопиления; на зданиях, расположенных на территории предприятия, оборудована автоматическая пожарная сигнализация, пожарные щиты укомплектованы согласно нормам, здания, расположенные на территории, обеспечены необходимым количеством огнетушителей; территория базы очищена от горючих материалов (щепы, опилок, горбыля); руководителем организации пройдено обучение в объеме пожарно-технического минимума; ведутся журналы периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, журнал проведения противопожарного инструктажа с сотрудниками организации.
Третье лицо Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенное о судебном заседании, представителя в суд не направило, представитель Тимофеева К.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие такового. В представленном ранее отзыве на исковое заявление представитель Рябинина Г.В. полагала заявленные требования подлежащими обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третьи лица ОНД и ПР по г. Енисейску, Енисейскому и Северо-Енисейскому районам, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о разбирательстве дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы сторон, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в пункте 1 статьи 1 определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В силу ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно ст. 52 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, под накоплением отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения
В силу ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 7 ст. 12 данного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5.31 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.
В соответствии с п. 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03» (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03), допускается временное складирование отходов, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть утилизированы на предприятиях.
Согласно п. 2.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 различают следующие основные способы складирования, в том числе, временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.).
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 2.1.7.1322-03, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО7 и ИП Хайдаровым А.Х., последнему для целей производства и распиловки лесоматериалов во временное возмездное владение на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлена часть земельного участка площадью 500 кв.м, отрезок ж/д пути, протяженностью 69 м, находящийся по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной прокуратурой г. Лесосибирска ДД.ММ.ГГГГ проверки на предмет соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, требований пожарной безопасности в деятельности ИП Хайдарова А.Х. установлены нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления – при осмотре территории, расположенной по адресу: <адрес>, на производственной территории ИП Хайдарова А.Х. установлен факт несанкционированного складирования, сжигания открытым способом отходов лесопиления (горбыля из натуральной чистой древесины), что подтверждается актом № 1 проверки исполнения требований законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представлению, выданному 16.04.20219 года прокурором г. Лесосибирска ИП Хайдарову А.Х., на указанной территории отсутствует площадка для временного накопления отходов, которая должна соответствовать установленным требованиям природоохранного законодательства, отходы производства лесопиления накапливаются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, что может повлечь загрязнение почвы и усугубить экологическую обстановку.
На данное представление ИП Хайдаровым А.Х. дан ответ о частичном устранении выявленных нарушений и проведении дальнейшей работы по их устранению.
Актом № 16 проверки исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования от 03.06.2020 года в ходе проведенной прокуратурой г. Лесосибирска проверки на производственной территории ИП Хайдарова А.Х. по вышеуказанному адресу повторно установлен факт несанкционированного складирования отходов лесопиления (горбыля из натуральной чистой древесины).
Таким образом, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено достаточно доказательств тому, что указанные нарушения были им устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ИП Хайдарова А.Х. обязанности произвести очистку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства и оборудовать площадки для временного складирования отходов лесопиления на земельном участке.
В соответствии с частью 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется и в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (пункт 1 статьи 78Федерального закона от 10.01.2002 №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Положениями пункта 2 статьи 78 названного Закона предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на причинившее вред лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18.10.2012 N 21 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21), и по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 77Федерального закона от 10.01.2002 №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78Федерального закона от 10.01.2002 №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила проведения рекультивации и консервации).
Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу п. 6 Правил проведения рекультивации и консервации рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 8 Правил проведения рекультивации и консервации установлено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Учитывая, что на земельном участке, находящемся в пользовании ИП Хайдарова А.Х., отходы лесопиления, образовавшиеся в результате производственной деятельности последнего, размещены с нарушением требований природоохранного законодательства, что влечет негативныепоследствия для почвы земельного участка, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по разработке в аккредитованной организации проекта восстановления (рекультивации) нарушенных земель и проведении рекультивации в соответствии с разработанным проектом суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» от 18.11.1994 № 69-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, в том числе Правила противопожарного режима в Российской Федерации пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ПНР), государственные строительные нормы и правила в сфере пожарной безопасности, утвержденные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению (ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ).
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Согласно требованием ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска.
Согласно ч. 2 ст. 54 вышеназванного Федерального закона, системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей
Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания (статья 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Одним из способов исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания является устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования (п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно п. 11.5 Свода правил 114.13330.2016 «СНиП 21-03-2003 Склады лесных материалов. Противопожарные нормы» (далее – СНиП 21-03-2003) оповещение людей о пожаре на территории открытых складов следует предусматривать по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (сирены, колокола и т.д.).
Расстояние от ограждения склада до штабелей и куч открытого хранения лесоматериалов должно быть не менее их расчетной высоты, но не менее 15 м, закрытого склада материалов – не менее 20 м (п. 4.6 СНиП 21-03-2003).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно п. 6.8.48. СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 14.02.2020), на закрытых и открытых складах лесоматериалов суммарной вместимостью до 10000 плотных м3 предусматривается противопожарный водопровод низкого давления, свыше 10000 плотных м3 лесоматериалов - противопожарный водопровод высокого давления.
В силу п. 481 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 23.04.2020) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") (далее – Правила) здания, не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также территории предприятий (организаций), не имеющие наружного противопожарного водопровода, или наружные технологические установки этих предприятий (организаций), удаленные на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6 (п. 482 указанных Правил).
В соответствии с п. 70 Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (п. 74 Правил).
Согласно п. 350 вышеназванных Правил при хранении горючих материалов на открытой площадке площадь одной секции (штабеля) не должна превышать 300 кв. метров, а противопожарные расстояния между штабелями должны быть не менее 6 метров.
В силу п. 5, 6, 10 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара. Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).
О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Судом установлено, что по требованию заместителя прокурора г. Лесосибирска от 03.06.2019 года государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору 03.06.2019 года проведена проверка соблюдения ИП Хайдаровым А.Х. требований законодательства о пожарной безопасности, в результате которой в деятельности ответчика указанным специалистом был выявлен ряд нарушений выше приведенного законодательства (всего 15 нарушений), что подтверждается актом помощника прокурора № 1 проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования от 18.03.2019 года, заключением специалиста (государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору) от 07.06.2019 года.
Согласно заключению специалиста от 02.06.2020 года, составленному по результатам проведения прокуратурой г. Лесосибирска и ОНД и ПР по МО г. Лесосибирск совместной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности и противопожарного состояния объектов обработки древесины, расположенных по адресу: <адрес>, установлено частичное исполнение ИП Хайдаровым А.Х. требований по устранению ранее выявленных нарушений правил пожарной безопасности, а также выявлены иные допущенные нарушения, что в том числе подтверждено актом № 16 исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, составленным помощником прокурора от 03.06.2020 года, содержащим также материалы фотофикасации выявленных нарушений.
Так, согласно данному заключению от 02.06.2020 года, ответчиком допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. Здания, расположенные на территории предприятия, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
2. Здания, расположенные на территории предприятия не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара;
3. На территории предприятия не предусмотрена молниезащита;
4. На территории открытых складов, в зданиях и навесах складов лесоматериалов отсутствует оповещение людей о пожаре по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (отсутствуют сирены, колокола и т.д.);
5. На территории земельного участка, предназначенного для хранения лесоматериалов, не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение круглогодичного действия;
6. Руководитель организации не обеспечил укомплектование пожарных щитов согласно нормам;
7. Руководитель организации не обеспечил здания, расположенные на территории предприятия, необходимым количеством огнетушителей;
8. Штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются от ограждения склада на расстоянии менее 15 м;
9. Допущено использование противопожарных разрывов для складирования лесоматериалов;
10. Противопожарные разрывы между частью групп хранения круглого леса, не соответствуют требуемым 6 метрам;
11. Не предоставлен журнал проведения противопожарного инструктажа с сотрудниками организации.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств устранения им указанных нарушений требований пожарной безопасности, природоохранного законодательства.
Таким образом, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы сторон, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на ИП Хайдарова А.Х. обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды при эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая создает угрозу причинения вреда, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).
При этом наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске (пункт 28 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49).
В связи с тем, что нарушения требований пожарной безопасности не устраняются ИП Хайдаровым А.Х. в течение длительного времени (более 1 года), учитывая, что указанная прокурором территория предприятия расположена в черте г. Лесосибирска; выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, допущенные ответчиком, нарушают условия безопасного пребывания и эвакуации людей при пожаре и создают угрозу жизни и здоровья как рабочих, находящихся на территории, так и в целом жителей г. Лесосибирска, при этом на территории ИП Хайдарова А.Х. расположено значительное количество отходов лесопиления, складированных с грубыми нарушениями действующего законодательства, сжигание которых осуществляется ответчиком открытым способом, функционирование объекта с выявленными нарушениями пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку отходы лесопиления накапливаются на открытой почве в отсутствие площадок для временного их накопления, что в свою очередь нарушает гарантированные ст. 20, 41 и 42 Конституции РФ права граждан на жизнь, охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора г. Лесосибирска о запрете производственной деятельности ИП Хайдарова А.Х., осуществляемой по адресу: <адрес>, до устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 206 ГПК РФ, суд, возлагая на ответчика обязанность совершить действия по устранению выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности, принимая во внимание объем предполагаемых действий и затрат, необходимых для исполнения решения, отсутствие возражений ответчика в части установления ему требуемого прокурором срока исполнения исковых требований, полагает разумным и соответствующим балансу интересов сторон, установить для их устранения двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ИП Хайдарова А.Х., не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального образования Енисейский район Красноярского края государственную пошлину в размере 1200 рублей, определенном судом на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, исходя из количества заявленных и удовлетворенных исковых требований не материального характера (об очистке земельного участка, оборудовании площадки для временного складирования отходов, разработки проекта восстановления нарушенных земель земельного участка и устранения нарушений требований пожарной безопасности).
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Лесосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Хайдарову Анварджону Хазраткуловичу удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Хайдарова Анварджона Хазраткуловича (ИНН №, ОГРНИП №) обязанность в двухмесячный срок, с момента вступления в законную силу решения суда:
1) произвести очистку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2) оборудовать площадки для временного складирования отходов лесопиления на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>;
3) разработать в аккредитованной организации проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и провести рекультивацию земельного участка в соответствии с проектом рекультивации земельного участка;
4) устранить на территории производства, расположенного по адресу: <адрес>, нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- здания, расположенные на территории предприятия, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- здания, расположенные на территории предприятия, оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновенияпожара;
- на территории предприятия обеспечить молниезащиту;
- на территории открытых складов, в зданиях и навесах складов лесоматериалов установить оповещение людей о пожаре по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (сирены, колокола и т.д.);
- на территории земельного участка, предназначенного для хранения лесоматериалов, оборудовать наружное противопожарное водоснабжение круглогодичного действия;
- обеспечить укомплектование пожарных щитов;
- обеспечить здания, расположенные на территории предприятия, необходимым количеством огнетушителей;
- обеспечить расположение штабелей и куч открытого хранения лесоматериалов от ограждения склада на расстоянии не менее 15 метров;
- обеспечить шестиметровые противопожарные разрывы между частями групп хранения круглого леса;
- завести журнал проведения противопожарного инструктажа с сотрудниками организации;
Запретить производственную деятельность индивидуального предпринимателя Хайдарова Анварджона Хазраткуловича по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Хайдарова Анварджона Хазраткуловича в доход бюджета муниципального образования Енисейский район Красноярского края государственную пошлину в размере 1200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок, со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий: Т.И. Яковенко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ