Дело № 2-176/2020
23RS0055-01-2017-002427-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевченко П.В.
с участием представителя ответчика администрации МО Туапсинский район, действующей на основании доверенности ФИО3,
представителя третьего лица администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района,
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МО Туапсинский район о признании права собственности на гидротехнические сооружения, третье лицо Администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к администрации МО Туапсинский район о признании права собственности на следующие гидротехнические сооружения: разведочно-эксплуатационную скважину на воду №, расположенную по адресу: <адрес>, северная окраина <адрес>; разведочно-эксплуатационную скважину на воду №, расположенную по адресу: <адрес>, северная окраина <адрес>, правый берег <адрес>; разведочно-эксплуатационную скважину на воду №, расположенную по адресу: <адрес>, 1,5 км, от северной окраины <адрес>; разведочно-эксплуатационную скважину на воду №, расположенную по адресу: <адрес>, в 1 км от северной окраины <адрес>; разведочно-эксплуатационную скважину на воду №, расположенную по адресу: <адрес>, в 1 км от северной окраины <адрес>; разведочно-эксплуатационную скважину на воду №Э, расположенную по адресу: <адрес>, в 1 км. от северной окраины <адрес>; разведочно-эксплуатационную скважину на воду №, расположенную по адресу: <адрес>, в 2 км от северной окраины <адрес>, мотивировав требования тем, что в соответствии с соглашением от 28 мая 2014 года об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, сельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, к ФИО1 перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, сельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные договор аренды и соглашение о передаче прав и обязанностей по нему зарегистрированы в установленном законом порядке. Земельный участок с кадастровым номером №, предназначенный для сельскохозяйственного производства, был предан истцу по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному акту приема-передачи вместе с земельным участком с кадастровым номером №ФИО1 были переданы семь гидротехнических сооружений, расположенных на этом земельном участке, а именно: разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №Э; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №. Указанные разведочно-эксплуатационные скважины предназначены для полива садов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № и на момент передачи находились в неудовлетворительном состоянии, в результате чего ФИО1, своими силами и за счет собственных средств, произвел восстановительные ремонтные работы, в результате которых скважины были приведены в состояние, пригодное для их эксплуатации – полива садов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №. После окончания восстановительных работ, в целях ввода указанных гидротехнических сооружений в эксплуатацию истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район с заявлением о выдаче соответствующих разрешений. При этом, ФИО1 получил ответ, которым ему было отказано в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в связи с непредставлением всех необходимых для оказания муниципальной услуги документов.
В судебное заседание истец ФИО1, а также его представитель по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела.
С учетом мнения представителя ответчика администрации МО Туапсинский район, действующей на основании доверенности ФИО3, которая настаивала на рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при существующей явке.
Представителем ответчика администрации МО Туапсинский район, действующей на основании доверенности ФИО3, предоставлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что скважины не могут подпадать под понятие самовольная постройка, установленного ст. 222 ГК РФ, поскольку были созданы в 1970 году, что подтверждается техническими паспортами. В соответствии со ст. 109 ГК РСФСР 1964 года самовольной постройкой считалась только жилая постройка, возведенная гражданином при указанных в данной статье нарушениях. Указанный объект к категории самовольных построек не относится. Какой - либо дополнительной государственной регистрации права на возведённый объект не требовалось. Согласно Постановления Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 № 6557/13 по делу № А56-41462/2011, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995 года, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года относил государственную (общественную собственность), колхозно-кооперативную собственность и собственность профсоюзных и иных общественных организаций к формам социалистической собственности. В соответствии со ст. 95 ГК РСФСР 1964 года государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. В соответствии со ст. 93.1 ГК РСФРС 1964 года имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляемых в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Объекты недвижимости, в том числе нежилые помещения, созданные до 1991 года используемые для осуществления задач государства, по общему правилу относятся к государственной собственности, если не будет доказано, что эти объекты принадлежали колхозно-кооперативным или общественным организациям либо их правопреемникам либо не будет доказано, что эти объекты были отчуждены государством. Субъектами права федеральной, государственной и муниципальнойсобственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением №. Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При обращении в суд с иском о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестры или перечень, при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности администрация полагает необходимым руководствоваться приложениями №№ 1, 2, 3 к постановлению №. В силу п. 2 постановления № объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В силу изложенного выше, поскольку скважины по своему назначению, и в том числе на момент разграничения государственной собственности, относятся к объектам инженерной инфраструктуры, то в силу прямого указания закона они являются муниципальной собственностью. Кроме того, до регистрации объектов недвижимости в Едином государственном реестре (ЕГРН), право собственности подтверждалось документами, в зависимости от назначения объекта недвижимости. Наличие правоустанавливающего документа на скважины являлись паспорта разведочно-эксплуатационных скважин. У администрации МО Туапсинский район имеются паспорта разведочно-эксплуатационных скважин на скважины №, № в которых указано, что владельцем скважин является Туапсинский Райисполком. Учитывая, что указанные разведочно-эксплуатационные паспорта на скважины являются правоустанавливающим документом, подтверждающим возникновение права на владение скважиной, следовательно, право собственности на скважину возникло в силу закона и подтверждается паспортом скважины было зарегистрировано до возникновения ЕГРН за Туапсинским Райисполкомом, правопреемником которого в силу закона является администрация МО Туапсинский район. Так, согласно просительной части искового заявления истец просит признать право на скважины №№, №, на которые у администрации МО Туапсинский район имеются разведочно-эксплуатационные паспорта, в которых указан владелец скважины Туапсинский Райисполком. Указанная в просительной части иска скважина 4Э не является скважиной, а является колодцем №Э, который относится к скважине №, на который также имеется разведочно-эксплуатационный паспорт. Указанная в просительной части иска скважина № и № в действительности является одной скважиной, координаты которой при пересчете в современную систему координат являются координатами скважины №, на которую также имеется разведочно-эксплуатационный паспорт, и в котором владельцем скважины является Туапсинский Райисполком. При этом, согласно лицензии на пользование недрами, выданной МУП «ЖКХ г. Туапсе» в 2018 и лицензии на пользование недрами выданной МУП муниципального образования Туапсинский район «Райводоканал» все перечисленные в просительной части иска скважины являются скважинами, на которые у муниципального образования получена лицензия на пользование недрами и соответственно имеются разведочно-эксплуатационные паспорта, в которых владельцем скважины указан Туапсинский Райисполком. Все перечисленные в просительной части иска скважины были пробурены в 1973-1974 годах, соответственно по своей природе не могут являться самовольной постройкой, которую создал истец на приобретенном им по результатам переуступки прав по договору аренды. Земельный участок являлся участком плодосовхоза «Джубский», следовательно, в силу Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, данный земельный участок, относящийся к колхозно-кооперативной собственности и все расположенные на нем объекты относящиеся к государственной (общественной собственности) были отнесены к форме социалистической собственности. Впоследствии, данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером № и право постоянного (бессрочного) пользования полодосовхозу «Джубский» переоформлено на аренду земельного участка. Все перечисленные в исковом заявлении скважины расположены на указанном земельном участке. В дальнейшем права и обязанности по договору аренды земельного участка были неоднократно переуступлены различным физическим лицам и к последнему договору переуступки заключенному между ФИО6 и ФИО1 был приложен акт передачи земельного участка, согласно тексту которого ФИО6 передал ФИО1 земельный участок и расположенные на нем объекты — скважины. Учитывая, что ФИО6 не являлся правообладателем скважин, данный акт приема-передачи является ничтожной сделкой и не может влиять на возникновение права собственности ФИО1 на указанные скважины. Данные скважины были переданы из ведения Краснодарского края в ведение муниципального образования Туапсинский район на основании Постановления ЗС Краснодарского края от 31.01.2006 N 1994-П "Об утверждении Положения о порядке подготовки и представления на утверждение перечней передаваемого имущества в процессе разграничения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят". Решением Совета МО Туапсинский район от 31.03.2006 года № скважины с павильонами № (9 шт) были переданы в муниципальную собственность Джубского городского поселения. На основании договоров передачи скважины находятся в казне МО Джубское городское поселение и зарегистрированы в реестре муниципальной собственности Джубского городского поселения. Данные скважины используются МУП «ЖКХ г. Туапсе» для подъема воды и водоснабжения населения, социальных объектов (учреждения школьного, дошкольного образования и здравоохранения),а также иных абонентов в п.Джубга. В настоящее время скважины поставлены на государственный кадастровый учет и право собственности зарегистрировано за ФИО1: скважина № имеет кадастровый №; скважина № имеет кадастровый №; скважина № имеет кадастровый №;
скважина № имеет кадастровый №; скважина №Э имеет кадастровый №.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Туапсинский район, действующая на основании доверенности ФИО3, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, действующая на основании доверенности ФИО7, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, при этом пояснила, что в соответствии с выпиской из реестра прав Джубгского городского поселения спорные объекты зарегистрированы в реестре собственности Джубгского городского поселения Туапсинского района на основании решения Сессии Совета муниципального образования Туапсинский район от 31.03.2006 № 153 «О согласовании перечней имущества, передаваемого в собственность вновь образованных поселений Туапсинского района». Право муниципальной собственности Джубгского городского поселения Туапсинского района на спорные объекты возникло в силу закона при законодательном разграничении государственной собственности и до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Выслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, предоставленные документы, суд полагает, что исковые требования ФИО1 не обоснованы и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Так, разведочно – эксплуатационные скважины являются объектами недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В материалы дела представлено соглашение от 28 мая 2014 года об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, сельскохозяйственного назначения № от 28 марта 2011 года, согласно которому ФИО6 передал ФИО1 права и обязанности по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, сельскохозяйственного назначения № от 28 марта 2011 года.
Указанные договор аренды и соглашение о передаче прав и обязанностей по нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
В материалах дела имеет место акт приема-передачи от 28 мая 2014 года, согласно которому ФИО1 был передан земельный участок с кадастровым номером №, а также семь гидротехнических сооружений, расположенных на этом земельном участке, а именно: разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №Э; разведочно-эксплуатационная скважина на воду №.
На каждую разведочно-эксплуатационную скважину истцом предоставлены паспорта и технические паспорта.
Земельный участок, на котором расположены скважины, являлся участком плодосовхоза «Джубский», следовательно, в силу Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, данный земельный участок, относящийся к колхозно-кооперативной собственности и все расположенные на нем объекты относящиеся к государственной (общественной собственности) были отнесены к форме социалистической собственности.
Впоследствии, данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером № и право постоянного (бессрочного) пользования полодосовхозу «Джубский» переоформлено на аренду земельного участка.
В дальнейшем права и обязанности по договору аренды земельного участка были неоднократно переуступлены различным физическим лицам и к последнему договору переуступки заключенному между ФИО6 и ФИО1 был приложен акт передачи земельного участка, согласно тексту которого ФИО6 передал ФИО1 земельный участок и расположенные на нем объекты — скважины.
Однако, ФИО6 не являлся правообладателем скважин, акт приема-передачи не мог повлиять на возникновение права собственности ФИО1 на указанные скважины.
В материалы дела представлены паспорта разведочно-эксплуатационных скважин №, в которых указано, что владельцем скважин является Туапсинский Райисполком. Приемно-сдаточные акты на скважины датированы 1974 годом.
Указанные разведочно-эксплуатационные паспорта на скважины являются правоустанавливающими документами, подтверждающими возникновение права на владение скважиной, следовательно, право собственности на скважину возникло в силу закона и подтверждается паспортом скважины было зарегистрировано до возникновения ЕГРН за Туапсинским Райисполкомом, правопреемником которого в силу закона является администрация МО Туапсинский район.
В судебном заседании установлено, что скважина 4Э не является скважиной, а является колодцем №Э, который относится к скважине №, на который также имеется разведочно-эксплуатационный паспорт, а скважина № и № в действительности является одной скважиной, координаты которой при пересчете в современную систему координат являются координатами скважины №, на которую также имеется разведочно-эксплуатационный паспорт и владельцем скважины является Туапсинский Райисполком.
Согласно лицензии на пользование недрами, выданной МУП «ЖКХ г. Туапсе» в 2018 и лицензии на пользование недрами выданной МУП муниципального образования Туапсинский район «Райводоканал», выданной в 2014 году, все скважины являются скважинами, на которые у муниципального образования получена лицензия на пользование недрами и соответственно имеются разведочно-эксплуатационные паспорта.
На основании Постановления ЗС Краснодарского края от 31.01.2006 N 1994-П "Об утверждении Положения о порядке подготовки и представления на утверждение перечней передаваемого имущества в процессе разграничения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят" вышеуказанные скважины были переданы из ведения Краснодарского края в ведение муниципального образования Туапсинский район.
Решением Совета МО Туапсинский район от 31.03.2006 года № скважины с павильонами № (9 шт) были переданы в муниципальную собственность Джубского городского поселения.
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности Джубгского городского поселения Туапсинского района от 10.02.2019 года №269 спорные объекты входят в реестр собственности Джубгского городского поселения Туапсинского района на основании Закона Краснодарского края от 29.12.2006 года №1177 – КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Туапсинский район».
На основании договоров передачи скважины находятся в казне МО Джубское городское поселение и зарегистрированы в реестре муниципальной собственности Джубского городского поселения.
Данные скважины используются МУП «ЖКХ г. Туапсе» для подъема воды и водоснабжения населения, социальных объектов (учреждения школьного, дошкольного образования и здравоохранения),а также иных абонентов в п.Джубга.
Все скважины были пробурены в 1973-1974 годах, соответственно по своей природе не могут являться самовольной постройкой, которую создал истец на приобретенном им по результатам переуступки прав по договору аренды.
Таким образом, за ФИО1 не может быть признано право собственности на указанные выше гидротехнические сооружения, поскольку они являются муниципальной собственностью Джубского городского поселения.
Согласно ст. 443 ГПК РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).
В соответствии со с ч. 1 ст. 444 ГПК РФ суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда.
Решение Туапсинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ частично приведено в исполнение, скважины поставлены на государственный кадастровый учет и право собственности зарегистрировано за ФИО1, так скважина № имеет кадастровый №;скважина № имеет кадастровый №;скважина № имеет кадастровый №;скважина № имеет кадастровый №; скважина №Э имеет кадастровый №.
Суд полагает, что записи в ЕГРН в отношении указанных скважин подлежат аннулированию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Аннулировать запись в ЕГРН о праве собственности ФИО1 на гидротехнические сооружения: скважина № с кадастровым номером №; скважина № с кадастровым номером №; скважина № с кадастровым номером №; скважина № с кадастровым номером №; скважина №Э с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий
Судья Шевченко П.В.