ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/2012 от 18.06.2012 Дульдургинского районного суда (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерациис. Дульдурга 18 июня 2012 года

Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,

с участием заместителя прокурора Дульдургинского района Цыреновой Д.В.,

представителя ответчика ФИО1, главы администрации сельского поселения «Бальзино», действующего на основании прав по должности,

представителя ответчика ФИО2, председателя Совета сельского поселения «Бальзино», действующей на основании прав по должности,

при секретаре Бальжинимаеве Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дульдургинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Бальзино» Дульдургинского района, Совету сельского поселения «Бальзино», главе администрации сельского поселения «Бальзино», председателю Совета сельского поселения «Бальзино» о признании бездействия незаконным и понуждении действию,

У С Т А Н О В И Л:

31 мая 2012 года прокурор Дульдургинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным заявлением к ответчикам, указав, что Решением Совета сельского поселения «Бальзино» утвержден бюджет сельского поселения «Бальзино» на 2012 год. Бюджет сельского поселения «Бальзино» на 2012 год не предусматривает финансирование на обеспечение пожарной безопасности населенного пункта, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;

создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;

создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

В статье 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся:

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

По данным Главного Управления МЧС России по Забайкальскому краю сельское поселение «Бальзино» включено в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе переходе лесных пожаров и расположенных в непосредственной близости от лесного массива.

В связи с установлением сухой и ветреной погоды в Забайкальском крае объявлен режим чрезвычайной ситуации с 26.03.2012. В условиях чрезвычайной ситуации необходимо безотлагательное устранение нарушения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Отсутствие в бюджете сельского поселения «Бальзино» финансовых средств на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, на обеспечение пожарной безопасности населенного пункта является нарушением требований ст. 24 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Существует опасность перехода лесостепных пожаров на населенный пункт, что влечет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Учитывая, что определить круг лиц, в интересах которых может быть подано данное заявление невозможно, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а также защиты государственных интересов, связанных с неисполнением федерального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 131, 254, 255 ГПК РФ, просит суд признать бездействие администрации сельского поселения «Бальзино» в виде неисполнения обязанности по финансовому обеспечению мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Бальзино» предусмотреть финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования.

В судебном заседании прокурор Цыренова Д.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования признал в полном объеме и суду пояснил, что требования прокуратуры Дульдургинского района обоснованны, администрация и Совет сельского поселения устранят нарушения закона.

Ответчик ФИО2 иск также признала в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Статьей 11 Закона N 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу указанной нормы Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Согласно статье 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования.

Границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (статья 5 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

В соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1094 (пункт 2), чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные по указанным в данном нормативном акте признакам.

Пунктом 3 этого Положения, а также пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (с изменениями от 27 мая 2005 года), предусмотрено, исходя из классификации чрезвычайной ситуации, что ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, муниципальной - силами и средствами органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирования конкретных целей.

Решением Совета СП «Бальзино» от 23 декабря 2011 года утвержден бюджет СП «Бальзино» на 2012 года.

Однако финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в бюджете СП. «Бальзино» не предусмотрено.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Возложение обязанности на ответчиков в устранении нарушений прав, свобод и законных интересы жителей поселения на охрану их жизни и здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления и муниципального предприятия в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить, возложенные на них законом, обязанности.

В судебном заседании представители ответчиков исковые требования прокурора признали в полном объеме.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 173 ГПК РФ суд при признании иска принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора Дульдургинского района в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения «Бальзино» Дульдургинского района о признании бездействия незаконным и понуждении к действию, удовлетворить.

Признать бездействия администрации сельского поселения «Бальзино» Дульдургинского района в виде неисполнения обязанности по финансовому обеспечению мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Бальзино» Дульдургинского района предусмотреть финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Д.Б. Эрдынеев