ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/2014 от 18.06.2014 Тляратинского районного суда (Республика Дагестан)

 Гр. дело № г

 Решение

 Именем Российской Федерации

 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

 Тляратинский районный суд в составе:

 председательствующего ФИО10

 при секретаре ФИО3,

 с участием помощника прокурора <адрес>

 ФИО6,

 ответчика ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю ФИО1, «О запрете деятельности по эксплуатации АЗС до устранения всех выявленных нарушений закона,

 установил:

 <адрес> обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, « О запрете деятельности по эксплуатации АЗС в местности «Исокуватли» <адрес> до устранения всех выявленных нарушений закона.

 По утверждению заявителя прокуратурой <адрес> во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О проведении проверки соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов» № от 15.01.2014г., поступившее из прокуратуры Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка в деятельности АЗС, расположенных на территории <адрес> и на Бежтинском участке.

     Проведенной проверкой в АЗС в местности «Исокуватли» принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 выявлены ряд нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и действующих СанПиН а так же требований законодательства о противопожарной безопасности.

     В соответствии с предписанием № от 30.09.2013г. внесенного инспектором ОНД по <адрес> ФИО4 выявлены многочисленные нарушения закона. После истечения срока исполнения предписания 31.03.2014г., была проведена повторная проверка, где выявлены следующие нарушения закона:

 - помещение АЗС не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 111-98 п.96 НПБ 110-03 п.14);

 - не произведен замер сопротивления изоляции электропроводов силовой осветительной сети и контур заземления (ПТЭЭП п.ЭЗ-32, п. Э2-12.36);

 - резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при достижении 95%-го заполнения автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд (ППБ 111-98 п.54);

 - на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологи, повещенные участки высотой не менее 0,2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (ППБ 111-98 п.9);

 - площадка для автоцистерн (далее АЦ) с жидким моторным топливом не оборудована: 1) отбортовкой высотой не менее 0,15 метров; 2) пандусами (пологими ботами площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ с сливным трубопроводом, обеспечивающий с площадки без его перелива на основную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (ППБ 111-98 п.35);

 - деревянные конструкции чердачного перекрытия зданий не обработаны огнезащитным составом (МДС 21-1-98 п.1-1);

 - при въезде на территорию не установлен щит с инструкцией, регламентирующий меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров (ППБ 01-03 п.759);

 - резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности (НПБ 111-98 п.46);

 - слив ЛВЖ в емкости хранения производят через крышки емкости без трубопровода налива, наполнения резервуаров топливом из АЦ который должен быть проложен подъездным способом. Отсутствует запорная арматура, препятствующая распространению пламенны по линии наполнения резервуара (НПБ 111-98 п.60);

 - между устройствами для подсоединения напорно-всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива должна быть запорная арматура. Оборудование, устанавливаемой на трубопроводе налива (соединительные устройства, запорная арматура, огнепреградители, фильтры, расходомеры и т.д.) должны размещаться в приемке или колодце, находящиеся у площадки или на самой площадке, с обеспечением мер по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств. Данные требования не соблюдаются (НПБ 111-98 п.61);

 - запорная арматура должна быть выполнена по классу «в» герметичности по ГОСТ 9544-93. Данные требования не соблюдаются (НПБ 111-98 п.67).

 - отсутствует инструкция, определяющая требования по обеспечению безопасности при эксплуатации и техническому обслуживанию АЗС (ППБ01-03 п. 698);

 - АЗС не обеспечена первичными средствами пожаротушения из расчета: - на заправочный островок для легковых автомобилей 1воздущно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л) и 1 порошковый (вместимостью 5л); - на АЗС для заправки грузовых автомобилей – 2 передвижных порошковых огнетушителя по 50 литров и по 1 воздушно-пенному огнетушителю на островок (ППБ01-03 п. 763);

     Более того, деятельность настоящего АЗС с привлечением специалистов ФИО11 так же проверена на предмет соблюдения требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия населения и действующих СанПиН.

      Проведенной проверкой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

 - функционирует без соблюдения санитарно-защитной зоны;

 - не разработаны проекты санитарно-защитной зоны;

 - не оборудованы системы водоснабжения, канализации, в том числе ливневой, нет отстойников бензомаслоулавливателей для механической очистки поверхности стоков от нефтесодержащих продуктов;

 - не соответствует санитарным требованиям порядок сбора, временного хранения и транспортировки отходов;

 - нет необходимого набора санитарно-бытовых помещений;

 - отсутствуют программы производственного контроля;

 - персонал не прошел медицинский осмотр;

 - отсутствует сопроводительные документы на реализуемый товар;

 - не проведена аттестация рабочих и не организован производственно-лабораторный контроль за условием труда работающих, и состоянием окружающей среды.

     Выявлены нарушения обязательных требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 пункт 7.1.11, СанПин 1.1.1058-01, СанПин 2.1.7.1322-03, СанПин 49-128-4690-88.

 В силу п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

 В соответствиями с требованиями п. 5 ст. 7 Закона о защите прав потребителей, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства.

 Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Следовательно, хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу п.п. в п. 1 Приложения N 1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к пожароопасным производственным объектам.

 Таким образом, АЗС в местности <адрес> относится к пожароопасным производственным объектам, соблюдение требований пожарной безопасности на АЗС является обязательным и важнейшим условием её эксплуатации.

     По санитарной классификации АЗС относится к IV классу - «Автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом». Санитарно-защитная зона - 100 метров. При этом, данная АЗС находится на расстоянии менее 15 метров от жилого дома.

 В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Правило названной статьи имеет предупредительное значение, направлено на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, и является специальным по отношению к норме, содержащейся в ст.12 ГК РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

 В нарушении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварий на опасном объекте» заключенные договора не имеются.

 Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

 Согласно п.п. 2,3 ст. 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

 В нарушении требований ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ мер по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц не принимаются.

 В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

 Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

 В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

 В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

     В нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая данная АЗС не имеет.

     Помощник прокурора <адрес> ФИО6, иск поддержал, объяснил выше изложенное. Часть выявленных нарушений ответчиком ФИО7, добровольно устранено еще до судебного разбирательства. Тем не менее, не устраненные нарушения влекут угрозу жизни и здоровью граждан, полагает необходимым приостановить деятельность АЗС до их полного устранения.

     Ответчик ФИО1, в судебном заседании иск прокурора признал и пояснил, что до начала судебного разбирательства, выявленные ранее и указанные ниже нарушения, устранены, то есть,

 -обеспечен план-схема ближайших источников наружного противопожарного водоснабжения;

 - произведен замер сопротивления изоляции электропроводов силовой осветительной сети и контур заземления (ПТЭЭП п.ЭЗ-32, п. Э2-12.36);

 -обеспечено буксирное устройство для экстренной эвакуации горящего транспортного средства;

 - при въезде на территорию установлен щит с инструкцией, регламентирующий меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров (ППБ 01-03 п.759);

 -имеется инструкция, определяющая требования по обеспечению безопасности при эксплуатации и техническому обслуживанию АЗС (ППБ01-03 п. 698);

 - АЗС обеспечена первичными средствами пожаротушения из расчета: - на заправочный островок для легковых автомобилей 1воздущно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л) и 1 порошковый (вместимостью 5л); - на АЗС для заправки грузовых автомобилей – 2 передвижных порошковых огнетушителя по 50 литров и по 1 воздушно-пенному огнетушителю на островок (ППБ01-03 п. 763);знаками пожарной безопасности;

 -разработан план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласованной с органами УНД МЧС РФ по РД и.т.д.

     В ближайшее время будут устранены выявленные нарушения.

     Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению.

     В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принял признание иска ответчиком ФИО1, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

     Согласно п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

     В силу п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

     Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

 Приостановить деятельность по эксплуатации АЗС, принадлежащую индивидуальному предпринимателю ФИО1, находящуюся в местности «Исокуватли» <адрес> до полного устранения нарушений законодательства, а именно:

 - до оборудования помещение АЗС автоматической пожарной сигнализацией;

 - до оборудования резервуара для хранения топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при достижении 95%-го заполнения автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд;

 - до выполнения пологи на въезде и выезде с территории АЗС, повещенные участки высотой не менее 0,2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

 - до оборудования площадки для автоцистерн (далее АЦ) с жидким моторным топливом: 1) отбортовкой высотой не менее 0,15 метров; 2) пандусами (пологими ботами площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ с сливным трубопроводом, обеспечивающий с площадки без его перелива на основную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (ППБ 111-98 п.35);

 - до обработки деревянных конструкции чердачного перекрытия зданий огнезащитным составом;

 - до оборудования резервуаров для хранения топлива системами контроля их герметичности;

 - до установления запорной арматуры препятствующей распространению пламенны по линии наполнения резервуара до производства слива ЛВЖ в емкости хранения с трубопровода налива, наполнения резервуаров топливом из АЦ который должен быть проложен подъездным способом;

 - до установления между устройствами для подсоединения напорно-всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива запорной арматуры, выполнив запорной арматуры по классу «в» герметичности по ГОСТ 9544-93;.( Оборудование, устанавливаемой на трубопроводе налива (соединительные устройства, запорная арматура, огнепреградители, фильтры, расходомеры и т.д.) должны размещаться в приемке или колодце, находящиеся у площадки или на самой площадке, с обеспечением мер по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств);

 - до введения инструкции, определяющей требования по обеспечению безопасности при эксплуатации и техническому обслуживанию АЗС;

 - до обеспечения АЗС первичными средствами пожаротушения из расчета: - на заправочный островок для легковых автомобилей 1 воздущно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л) и 1 порошковый (вместимостью 5л); - на АЗС для заправки грузовых автомобилей – 2 передвижных порошковых огнетушителя по 50 литров и по 1 воздушно-пенному огнетушителю на островок (ППБ01-03 п. 763).

 - до функционирования соблюдения санитарно-защитной зоны;

 - до разработки проектов санитарно-защитной зоны;

 - до оборудования системы водоснабжения, канализации, в том числе ливневой, отстойников бензомаслоулавливателей для механической очистки поверхности стоков от нефтесодержащих продуктов;

 - до соответствия санитарным требованиям порядок сбора, временного хранения и транспортировки отходов;

 - до комплектации необходимого набора санитарно-бытовых помещений;

 - до принятия программы производственного контроля;

 - до прохождения персонала медицинского осмотра;

 - до комплектации сопроводительных документов на реализуемый товар;

 - до проведения аттестация рабочих и организации производственно-лабораторный контроль за условием труда работающих, и состоянием окружающей среды.

     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Тляратинский районный суд в течение тридцати дней со дня его вынесения.

     Председательствующий: судья ФИО12.