РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Яр-Сале 10 ноября 2021 года
Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Степанюк О.В., при секретаре судебного заседания Каленине А.В., с участием
помощника прокурора Ямальского района Хайруллиной Т.М.,
представителя ответчика администрации МО Ямальский район Манджиевой К.С., действующей на основании доверенности № 01 от 05 марта 2021 года,
представителя ответчика МБУ «Администрации Обь-Иртышводпуть» Задорожной А.В., действующей на основании доверенности от 02.03.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-176/2021 по исковому заявлению прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ямальский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
установил:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к администрации муниципального образования Ямальский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов. В обоснование исковых требований указал, что природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности МО Ямальский район в сфере охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам которой в границах территории с. Салемал МО Ямальский район установлены несанкционированные свалки отходов:
- с.ш. 66о45"336,414"" в.д. 69о10"2,0604"" (старые суда, баржи) на общей площади 11961 м2;
- с.ш. 66о45"27,00"" в.д. 69о10"21,99"" (деревянные гаражи, контейнер металлический) на общей площади 70 м2;
- с.ш. 66о45"26,02"" в.д. 69о10"22,68"" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 м2;
- с.ш. 66о45"24,32"" в.д. 69о10"19,96"" (деревянные хозяйственные постройки) на общей площади 130 м2;
- с.ш. 66о45"25,59"" в.д. 69о10"18,82"" (ветхое деревянное здание) на общей площади 500 м2;
- с.ш. 66о45"28,28"" в.д. 69о10"08,07"" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 м2;
- с.ш. 66о45"30,87"" в.д. 69о10"10,59"" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 90 м2;
- с.ш. 66о45"57,31"" в.д. 69о09"18,09"" (баржа) на общей площади 200 м2;
- с.ш. 66о45"55,15"" в.д. 69о09"21,11"" (металлолом) на общей площади 100 м2;
- с.ш. 66о45"48,31"" в.д. 69о09"54,57"" (судно) на общей площади 600 м2;
- с.ш. 66о45"30,05"" в.д. 69о10"11,58"" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 200 м2.
Из анализа действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых отходов на территории соответствующих муниципальных районов. Просит обязать ответчика ликвидировать вышеуказанные свалки в срок до 01 августа 2021 года.
Определением Ямальского районного суда от 02 сентября 2021 года в качестве ответчика привлечено федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей».
Определением Ямальского районного суда от 22 сентября 2021 года в качестве ответчика привлечен департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Определением Ямальского районного суда от 13 октября 2021 года в качестве ответчиков привлечены ООО «Инновационный технологии», федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «Центррегионводхоз» в лице филиала «Тюменьрегионводхоз».
В судебном заседании помощник прокурора Ямальского района Хайруллина Т.М. поддержала заявленные исковые требования по приведенным основаниям.
Представитель ответчика - администрации МО Ямальский район Манджиева К.С., с иском согласилась частично. При этом пояснила, что по позициям (с.ш. 66о45"36,414"" в.д. 69о10"02,0604"" (старые суда, баржи, за исключением баржи принадлежащей ФИО6) на общей площади 11961 м2; с.ш. 66о45"26,02"" в.д. 69о10"22,68"" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 м2; с.ш. 66о45"30,87"" в.д. 69о10"10,59"" (деревянное хозяйственное строение; с.ш. 66о45"28,28"" в.д. 69о10"08,07"" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 м2) на общей площади 90 м2; с.ш. 66о45"55,15"" в.д. 69о09"21,11"" (металлолом) на общей площади 100 м2) иск признают, просят срок установить до 30 сентября 2022 года, так как ликвидация данных свалок запланировано на летний период 2022 года.
По позициям (с.ш. 66°45"27,00"" в.д. 69°10"21,99"" (деревянные гаражи, контейнер металлический) на общей площади 70 м2; с.ш. 66°45"24,32"" в.д. 69°10"19,96"" (деревянные хозяйственные постройки) на общей площади 130 м2; с.ш. 66°45"25,59"" в.д. 69°10"18,82"" (ветхое деревянное здание) на общей площади 500 м2; - с.ш. 66о45"30,05"" в.д. 69о10"11,58"" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 200 м2) свалки ими ликвидированы в июле-августе 2021 года, о чем представлены фототаблицы.
По 2 позициям (с.ш. 66о45"57,31"" в.д. 69о09"18,09"" (баржа) на общей площади 200 м2; с.ш. 66о45"48,31"" в.д. 69о09"54,57"" (судно (причал) на общей площади 600 м2) иск не признают, в связи с тем, что считают, что обязанность по ликвидации данных суден должна быть возложена на ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», при этом ссылаются на нормы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Представитель ответчика ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» Задорожная А.В. в иске к ним просила отказать, пояснила, что поддерживает представленные в суд возражения. Из возражений следует, чтодеятельность по утилизации несанкционированных свалок отходов не входит в сферу деятельности администраций внутренних водных путей. Ссылаются на номы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также на нормы Водного кодекса Российской Федерации, указывают, что водоохранные зоны находятся за границами внутренних водных путей и ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» не обслуживаются. Из представленной суду навигационной карты с наложением точек географических координат видно, что отходы производства и потребления в виде свалок расположены в границах населенного пункта на землях Муниципального образования Ямальский район, соответственно, находятся в ведении Муниципального образования Ямальского района. Законодательством РФ не закреплены полномочия администраций бассейнов ВВП по расчистке акваторий поверхностных водных объектов, береговых полос, водоохранных зон, а также по ликвидации захламлений водных объектов. Эта функция, в соответствии с ВК РФ закреплена за субъектами РФ и органами власти муниципальных образований. В связи с чем просила ФБУ «Администрацию Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» исключить из числа ответчиков.
Представитель ответчика департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на исковое заявление указали, что согласно иска отходы (свалки) размещены непосредственно в границах территории с. Салемал МО Ямальский район, ссылаются на нормы земельного законодательства, а также Федерального закона № 131-ФЗ считают, что организация сбора, накоплениями вывоза ТКО на территории муниципального образования прямая обязанность органов местного самоуправления, также указывают, что ликвидация свалок вдоль береговой полосы, также является полномочиями муниципального образования. Указывают, что Департаментов 20.04.2020 с ООО "ЭкоНефтеГазКонсалтинг" заключен государственный контракт № 01902000003200017730001 по выполнению работ по мониторингу водных объектов на территории Ямальского района, в части исследования дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей. Результаты исследований были направлены в администрацию МО Ямальский район, согласно которых были установлены несанкционированные свалки различного вида отходов. Затребовали в срок до 24.02.2021 план мероприятий («дорожную карту») по ликвидации свалок отходов и захламлений водоохранных зон. Письмом от 22.02.2021 муниципальное образование уведомило Департамент о предоставлении плана мероприятий по очистке водоохранных зон. В соответствии с Планом мероприятий ликвидация всех свалок запланирована муниципальным образованием до 30 сентября 2022 года. По вопросу ликвидации объектов расположенных в координатах (66°45"36,414" 69°10"2,0604"; 66°45"57,31" 69°0918,09"; 66°45"48, 69°09,54,57" старые судна, баржи), ссылаясь на нормы КВВТ, считают, что обязанность по их ликвидации должна быть возложена на администрацию бассейнов внутренних водных путей.
Представитель ответчика федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «Центррегионводхоз» в лице филиала «Тюменьрегионводхоз» извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на иск указывают, что компетенция органов государственной власти Российской Федерации, к числу которых относится Федеральное агентство водных ресурсов РФ, предусмотрена статьей 24 ВК РФ и не включает положения о мероприятиях по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности. Согласно п.2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации переданы органам власти субъекта Российской Федерации.Федеральным агентством водных ресурсов РФ, согласно положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, осуществляются мероприятия по охране в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с перечнем водоемов.Деятельность по подъему, удалению и утилизации затонувшего имущества в перечне видов деятельности ФГБВУ «Центррегионводхоз» отсутствует.В соответствии с п. 4 приказа Министерства транспорта РФ от 02.10.2014 г. № 278, выявление бесхозяйных судов осуществляется Администрацией бассейна внутренних водных путей путем проведения мониторинга текущей судоходной обстановки бассейна внутренних водных путей с использованием информации об их обнаружении при выполнении работ по содержанию внутренних водных путей, осуществлении государственного портового контроля и иных функций, возложенных на Администрацию. УказываюТ. что ФГБВУ "Центррегионводхоз" в лице филиала "Тюменьрегионводхоз" являясь территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, реализует полномочия в порядке и пределах, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и в части мероприятий по охране водных объектов, осуществление мер по ликвидации явлений, указанных в исковом заявлении вне компетенции ФГБВУ "Центррегионводхоз". Полагают, что ФГБВУ "Центррегионводхоз" в лице филиала "Тюменьрегионводхоз" не является субъектом спорного правоотношения, не может в силу закона нести ответственности по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам и является ненадлежащим ответчиком в рамках гражданского дела № 2-176/2021.
Представитель ответчика ООО «Инновационные технологии» извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на исковое заявление указал, что ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляет деятельность по обращению исключительно с твердыми коммунальными отходами и никоим образом не осуществляет деятельность по обращению с иными видами отходов, не относящимися к твердым коммунальным. Исходя из информации, содержащейся в исковом заявлении Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, свалки отходов, обнаруженные прокуратурой, а именно: старые суда, баржи, деревянные гаражи, металлические контейнеры, металлолом, в том числе металлолом от старых судов, различные металлические ёмкости и резервуары, хозяйственные строения - не содержат в своем составе ТКО и сами по себе никоим образом твердыми коммунальными отходами не являются. По мнению ответчика, компонентный состав отходов, находящихся в местах несанкционированного размещения отходов (на несанкционированных свалках), указанных в исковом заявлении, не является ТКО.ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» как региональный оператор по обращению с ТКО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является ненадлежащем ответчиком по настоящему делу, поскольку в силу норм действующего законодательства осуществляет и обеспечивает обращение исключительно с твердыми коммунальными отходами и не осуществляет деятельность по обращению с какими-либо иными отходами, не относящимися к ТКО.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, отзывы представителей ответчиков, суд пришёл к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в границах села Салемал Ямальского района в ходе прокурорской проверки выявлены несанкционированные свалки, расположенные в указанных в исковом заявлении географических координатах.
Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения прокурорской проверки не представилось возможным. Собственники несанкционированных свалок на день рассмотрения дела по существу не установлены.
Кроме того, расположение несанкционированных свалок отходов подтверждается перечнем мероприятий «дорожной картой» на территории Ямальского района на 2021-2023 года, направленных на ликвидацию свалок и захламлений (том 1 л.д. 47-54), а также актом осмотра водоохраной зоны в с. Салемал от 25.019.2020, проведенным ООО «ЭкоНефтеГазКонсалтинг» по поручению департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в рамках мониторинга водных объектов (том 1 л.д. 35-37).
Согласно указанным документам, выявленные несанкционированные свалки расположены на землях населенного пунктов (с. Салемал, Ямальского района).
Судом установлено, что образование несанкционированных свалок допущено на земельных участках, вверенных органам местного самоуправления, следовательно неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Кроме того, несанкционированная свалка отходов является источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит.
В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.
Учитывая изложенное, а так же то, что несанкционированные свалки образованы на территории с. Салемал Ямальского района, обязанность устранить выявленные нарушения на территории земель населенных пунктов Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно вышеуказанных законов и подзаконных актов, должна быть исполнена администрацией МО Ямальский район.
При этом в суд представлены доказательства - фототаблицы об устранении ответчиком - Администрацией МО Ямальский район части несанкционированных свалок в период июль-сентябрь 2021 года, а именно:
- с.ш. 66о45"27,00"" в.д. 69о10"21,99"" (деревянные гаражи, контейнер металлический) на общей площади 70 м2;
- с.ш. 66о45"24,32"" в.д. 69о10"19,96"" (деревянные хозяйственные постройки) на общей площади 130 м2;
- с.ш. 66о45"25,59"" в.д. 69о10"18,82"" (ветхое деревянное здание) на общей площади 500 м2;
- с.ш. 66о45"30,05"" в.д. 69о10"11,58"" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 200 м2.
В связи с чем, в этой части в иске надлежит отказать, в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора, до вынесения настоящего решения.
В соответствии с приведенными выше нормами закона, в остальной части иск подлежит удовлетворению и возложению обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, именно, на администрацию муниципального образования Ямальский район по следующим координатам:
- с.ш. 66°45"36,414"" в.д. 69°10"02,0604"" (старые суда, баржи, образующие металлолом) на общей площади 11961 м2 (за исключением баржи принадлежащей ФИО6, находящейся в этих же координатах);
- с.ш. 66°45"26,02"" в.д. 69°10"22,68"" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 м2;
- с.ш. 66°45"28,28"" в.д. 69°10"08,07"" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 м2
- с.ш. 66°45"30,87"" в.д. 69°10"10,59"" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 90 м2;
- с.ш. 66°45"55,15"" в.д. 69°09"21,11"" (металлолом) на общей площади 100 м2;
- с.ш. 66°45"57,31"" в.д. 69°09"18,09"" (баржа) на общей площади 200 м2;
- с.ш. 66°45"48,31"" в.д. 69°09"54,57"" (судно (причал) на общей площади 600 м2.
При этом суд отклоняет довод ответчика Администрации МО Ямальский район в части возложения обязанности (с.ш. 66°45"57,31"" в.д. 69°09"18,09"" (баржа) на общей площади 200 м2; с.ш. 66°45"48,31"" в.д. 69°09"54,57"" (судно (причал) на общей площади 600 м2) по ликвидации этих свалок на иных лиц, привлеченных судом в качестве ответчиков, а именно ФБУ «Администрацию Обь-Иртышводпуть» по следующим основаниям. При этом Администрация МО Ямальский район ссылается на нормы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации.
ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта (пункт 1.1. Устава Учреждения).
Целями деятельности Учреждения являются: «эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений» (п.3.1.Устава Учреждения).
Достижение установленных целей деятельности осуществляется на основании утвержденного Федеральным агентством морского и речного транспорта государственного задания.
Учреждение для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей.
Содержание судовых ходов производится в зависимости от категории внутренних водных путей в соответствии с Приказом Минтранса России от 08.04.2020 № 113 «Об утверждении Правил содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений».
Государственным заданием № 110-00022-20-00 на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрен такой вид деятельности, как выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, в том числе в виде останков судов и иного бесхозяйного имущества.
В соответствии с положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 371, мероприятия по улучшению экологического состояния водных объектов не относятся к компетенции Росморречфлота.
Государственной программой «Развитие транспортной системы», утв. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596, не предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, в том числе в виде останков судов и иного бесхозяйного имущества на внутренних водных путях РФ.
Все отходы, указанные в координатах (с.ш. 66°45"57,31"" в.д. 69°09"18,09"" (баржа) на общей площади 200 м2; с.ш. 66°45"48,31"" в.д. 69°09"54,57"" (судно (причал) на общей площади 600 м2) по своему составу представлены в виде металлолома (фрагменты барж, суден, и др.) и расположены в границах водоохранной зоны, а не в водном объекте непосредственно. Об этом свидетельствуют перечисленные выше доказательства (акт осмотра от 25.09.2020).
Предметом рассмотрения настоящего спора является ликвидация захламления территории, ликвидации салки на земельном участке, относящемся к землям поселений, а не вопросы расчистки водных путей, подъема судов и затонувшего имущества.
В связи с чем к правоотношениям, рассматриваемым в рамках данного спора, не применимы нормы законодательства о внутреннем водном транспорте, поскольку остатки судов (барж), о которых идет речь в рассматриваемом деле, являются отходами.
Согласно положениями ГОСТ 30772-2001, в случае если юридическое лицо, производящее отходы не установлено, собственником отхода является орган местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы производятся. Содержание данного правового акта также свидетельствует об ответственности органов местного самоуправления на нераспределенных земельных участках, относящихся к землям поселений.
Статья 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации устанавливает требования к Администрации бассейна внутренних водных путей о подъеме затонувшего судна или иного затонувшего имущества только в случаях, если такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам. Доказательства подтверждения данных обстоятельств суду не представлены.
В связи с чем, ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, в рассматриваемом исковом заявлении заявлены требования о ликвидации свалок на землях, относящихся к землям поселений в границах населенного пункта, что подтверждается исследованными выше доказательствами, а также выпиской из единого государственного реестра об объекте недвижимости, земельного участка (кадастровый номер 89:03:040301:30), где следует, что земельный участок, расположенный в с. Салемал юго-восточная часть поселения, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов (том 2 л.д. 60-75). Соответственно спорные правоотношения не связаны с ликвидацией свалок отходов, размещенных на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения соответствующей обязанности на органы государственной власти вместо органов местного самоуправления.
Так же, заслуживает внимание, отзыв ответчика ООО «Инновационный технологии», в части исключения их из числа ответчиков по настоящему делу. В связи с тем, что они являются региональным по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляет деятельность по обращению исключительно с твердыми коммунальными отходами и никоим образом не осуществляет деятельность по обращению с иными видами отходов, не относящимися к твердым коммунальным.
В соответствии со ст. 1Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, в соответствии с которым к ТКО относятся, в том числе, все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), «Остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе» (код 7 41 119 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Свалки отходов, являющиеся предметом иска, содержат отходы а именно: старые суда, баржи, деревянные гаражи, металлические контейнеры, металлолом, в том числе металлолом от старых судов, различные металлические ёмкости и резервуары, хозяйственные строения, которые не содержат в своем составе ТКО и сами по себе никоим образом твердыми коммунальными отходами не являются.
Таким образом, компонентный состав отходов, находящихся в местах несанкционированного размещения отходов (на несанкционированных свалках), указанных в исковом заявлении, не является ТКО, в связи с чем обязанность по их ликвидации не может быть возложена на ООО «Инновационные технологии».
В связи с вышеизложенным, исковое заявление Ямало-Ненцкого природоохранного прокурора подлежит частичному удовлетворению: о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования Ямальский район по ликвидации несанкционированных свалок по следующим координатам:
- с.ш. 66о45"36,414"" в.д. 69о10"02,0604"" (старые суда, баржи) на общей площади 11961 м2;
- с.ш. 66о45"26,02"" в.д. 69о10"22,68"" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 м2;
- с.ш. 66о45"28,28"" в.д. 69о10"08,07"" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 м2
- с.ш. 66о45"30,87"" в.д. 69о10"10,59"" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 90 м2;
- с.ш. 66о45"55,15"" в.д. 69о09"21,11"" (металлолом) на общей площади 100 м2;
- с.ш. 66о45"57,31"" в.д. 69о09"18,09"" (баржа) на общей площади 200 м2;
- с.ш. 66о45"48,31"" в.д. 69о09"54,57"" (судно (причал) на общей площади 600 м2.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит суд установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 августа 2021 года.
Исходя из фактических обстоятельств дела, в целях исполнения решения, суд находит указанный прокурором срок недостаточным для совершения необходимых действий и соответствующим целям обеспечения разумности сроков исполнения ответчиком судебного акта, а доводы ответчика в этой части подлежащими удовлетворению.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ямальский район о ликвидации несанкционированных свалок - удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Ямальский район в срок до 30 сентября 2022 года ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах с. Салемал в точках с географическими координатами:
- с.ш. 66о45"36,414"" в.д. 69о10"02,0604"" (старые суда, баржи) на общей площади 11961 м2;
- с.ш. 66о45"26,02"" в.д. 69о10"22,68"" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 м2;
- с.ш. 66о45"28,28"" в.д. 69о10"08,07"" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 м2
- с.ш. 66о45"30,87"" в.д. 69о10"10,59"" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 90 м2;
- с.ш. 66о45"55,15"" в.д. 69о09"21,11"" (металлолом) на общей площади 100 м2;
- с.ш. 66о45"57,31"" в.д. 69о09"18,09"" (баржа) на общей площади 200 м2;
- с.ш. 66о45"48,31"" в.д. 69о09"54,57"" (судно (причал) на общей площади 600 м2.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
В иске к ФБУ «Администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-ненецкого автономного округа, Федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению «Центррегионводхоз» в лице филиала «Тюменьрегионводхоз», ООО «Инновационный технологии» - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 10 ноября 2021 года.
Председательствующий судья подпись О.В. Степанюк
Копия верна:
Судья Ямальского
районного суда О.В. Степанюк
Решение суда от 10 ноября 2021 года не вступило в законную силу, оригинал решения суда находится в материалах гражданского дела № 2-176/2021