Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 года с. Бураево
Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Маркеловой И.А.,
при секретаре Ахмеровой С.Д.,
с участием прокурора Галлямова Р.Р.,
представителя ответчика ГБУЗ РБ Бураевская ЦРБ: ФИО1, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бураевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан <данные изъяты>, <данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан <данные изъяты> установлено, что фельдшерско-акушерские пункты в <адрес> являются объектами здравоохранения IV категории безопасности и системой видеонаблюдения не оборудованы. С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать <данные изъяты> провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения в фельдшерско-акушерские пункты <адрес> обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан <данные изъяты> устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, установить видеонаблюдение в фельдшерско-акушерские пункты <адрес>
В судебном заседании прокурор ФИО2 уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ <данные изъяты>ФИО3, по доверенности, исковые требования признал, пояснил, что работа по установке видеонаблюдения в фельдшерско-акушерских пунктах <адрес> ведется, однако, необходимо дополнительное время, в связи с чем, просил предоставить время для исполнения решения суда - 6 месяцев.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, суду представлены письменные возражения по иску, в котором, выражая несогласие с заявленными к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан исковыми требованиями, отмечая, что финансирование мероприятий по приобретению и установке средств антитеррористической защиты из бюджета Республики будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, а также, что в Положении о Министерстве отсутствует обязанность по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения в фельдшерско-акушерские пункты, указывая, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет контроль за установкой по обслуживанию, оборудованию системы видеонаблюдения в соответствии с Порядком проведения проверок с учетом требований антитеррористической защищенности, утвержденным Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-Д, просит в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Башкортостан к <данные изъяты> отказать.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, полагая возможным принятие решения при настоящей явке, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу положений утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 5). Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (п. 6).
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий (п.7).
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан <данные изъяты>.
Деятельность ГБУЗ РБ Бураевская ЦРБ осуществляется на основании Устава, утвержденного Министром здравоохранения РБ 13.12.2011г., в соответствии с которым Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (п. 1.5).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения, являются, в том числе, средства Республики Башкортостан (п. 3.8 Устава).
На праве оперативного ведения у Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница находятся фельдшерско-акушерские пункты <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН и свидетельствами о государственной регистрации права.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, в настоящее время данные фельдшерско-акушерские пункты не оборудованы системой видеонаблюдения.
Согласно Постановлению от 9 июля 2014 г. Правительства Республики Башкортостан N 310 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан» Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Основными задачами Министерства, в том числе, являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения, координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан (п.п. 2.1, 2.4 Положения).
Согласно п. 3.5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, находящихся в ведении Министерства.
Согласно п. 3.24 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан Министерство формирует заявку на получение бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляет в установленном порядке экономический анализ и финансирование деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, объектов капитального строительства для нужд здравоохранения, а также финансирование мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения.
Кроме этого, утверждает сметы доходов и расходов казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства, и мероприятий, финансируемых из бюджета Республики Башкортостан (п. 3.25 Положения).
Согласно п.3.37 Положения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет в порядке, установленном законодательством, бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.
В силу п. 3.39 Положения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 г. N 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «б» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Приказом от 26.11.2015 №3601-Д Министерства здравоохранения Республики Башкортостан утверждены единые нормы и требования по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, в соответствии с разделом «Специальные требования к системе видеонаблюдения и контроля» в п. 19 отмечено, что системы видеонаблюдения учреждений здравоохранения (при целевом финансировании) в обязательном порядке должны быть включены в Комплексную автоматизированную систему обеспечения безопасности населения (КАСОБН). Таким образом, целевое финансирование установки системы видеонаблюдения учреждений здравоохранения не исключается.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отсутствие системы видеонаблюдения в фельдшерско-акушерских пунктах <адрес> отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует возможность осуществления постоянного контроля, предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории фельдшерско-акушерских пунктов, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан. Деятельность ГБУЗ РБ <данные изъяты> в фельдшерско-акушерских пунктах <адрес> не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего в области антитеррористической защищенности законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан и причинением ущерба имуществу.
Принимая во внимание, что утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, в правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти, суд полагает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только медицинских учреждений, но и органов государственной власти.
Доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан об отсутствии обязанности у Министерства по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения в фельдшерско-акушерских пунктах суд находит несостоятельными. Каких-либо доказательств невозможности проведения данных организационно-хозяйственных мероприятий при осуществлении в силу п. 3.39 Положения в пределах компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан мероприятий по противодействию терроризму суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах в соответствии с приведенными нормами закона суд находит исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан <данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает возможным в отсутствие возражений участвующих лиц установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан <данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения в фельдшерско-акушерские пункты <адрес>.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан <данные изъяты> устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения и установить видеонаблюдение в фельдшерско-акушерских пунктах д<адрес>
Установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Разъяснить ответчикам, что в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Маркелова
Решение14.05.2021