ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/2021 от 12.01.2021 Егорьевского городского суда (Московская область)

Гражданское дело №2-176/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московской области 12 января 2021 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Сумкиной Е.В., при секретаре судебного заседания Иващенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-176/2021 по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу о признании имущества бесхозяйным,

УСТАНОВИЛ:

МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу (далее заявитель) обратилось в Егорьевский городской суд Московской области с заявлением, в котором просит признать бесхозяйной и направить на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, изъятую и переданную АО «Росспиртпром» алкогольную продукцию, указанную в акте приема-передачи продукции и (или) предметов от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дело без их участия.

Из текста искового заявления следует, что в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - Управление) посредством электронной связи поступило обращение гражданина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащую информацию об осуществлении ИП ФИО2 розничной продажи алкогольной продукции (пиво, пивные напитки) без фиксации в ЕГАИС, в павильоне «<данные изъяты>» расположенном по адресу: <адрес>. В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» осуществлен выезд по вышеуказанному адресу, по итогам которого установлено (на основании кассовых чеков), что ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 осуществлял розничную продажу алкогольной продукции по вышеуказанному адресу, а именно: пива, пивных напитков без фиксации информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. Указанные действия ИП ФИО2 содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. <данные изъяты> КоАП РФ, в связи с чем, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках возбужденного дела об административном правонарушении, руководствуясь ст. <данные изъяты> КоАП РФ, проведен осмотр территории и помещений, в которых свою деятельность осуществлял ИП ФИО2, по итогам которого составлен протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе осмотра установлен оборот ИП ФИО2 алкогольной продукции, а именно розничная продажа пива и пивных напитков, информация об объеме которых отсутствует в ЕГАИС, в объеме <данные изъяты> бут. На основании ст. 25 Федерального закона №171-ФЗ и п. <данные изъяты> КоАП РФ в отношении алкогольной продукции в количестве <данные изъяты> шт. применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ее изъятия, о чем составлен протокол изъятия от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ изъятая алкогольная продукция передана на ответственное хранение исполнителю государственного контракта - АО «Росспиртпром», местом ответственного хранения является: <адрес>. В свою очередь, в ходе административного расследования, собственником помещения расположенного по вышеуказанному адресу представлены следующие документы, а именно:копия свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающее право собственности, а также договор аренды АМ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого помещение передано во временное владение и пользование индивидуальному предпринимателю ФИО3. Также на имя ИП ФИО2 направлено определение об истребовании сведений (документов) от ДД.ММ.ГГГГ, ответ на данное определение дал ИП ФИО3, согласно которому ИП ФИО2 ему не знаком, договор аренды на вышеуказанное помещение оформлен на него. На основании вышеизложенного, в отношении ИП ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ИП ФИО2 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении , в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. <данные изъяты> КоАП РФ, материалы дела приобщены в качестве доказательств к материалам административного дела . В рамках административного расследования ИП ФИО3 не представил в адрес Управления документов подтверждающих право собственности, а также сопроводительных документов подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции. Также по настоящее время, изъятая алкогольная продукция не числится в ЕГАИС на балансе ИП ФИО3 Таким образом, в ходе административного расследования доподлинно не представилось возможным установить собственника вышеуказанной нелегальной алкогольной продукции. По факту оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, в присутствии ИП ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ст. <данные изъяты> КоАП РФ. Вышеуказанный протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела переданы ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в Пресненский районный суд <адрес>. Определением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные материалы административного дела возвращены в адрес Управления для устранения недостатков, однако фактически материалы дела судом возвращены в адрес Управления, лишь год спустя, а именно ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению срока давности привлечения установленного ч. <данные изъяты> КоАП РФ, что привело к невозможности устранения недостатков указанных в определении суда и повторного направления его в судебные органы. Управление ДД.ММ.ГГГГ направило в прокуратуру <адрес> заявление о принесении протеста на определение суда, так как судьба изъятой алкогольной продукции должна быть решена в судебном порядке. Прокуратурой <адрес> отказано в принесении протеста на определение суда о возврате материалов административного дела в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, что в свою очередь является безусловным основанием для прекращения производства по делу на основании п. 6 ч. ст. 24.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении . За все время проведения административного расследования, а также при составлении протокола об административном правонарушении и по настоящее время ИП ФИО3 документов подтверждающих право собственности и легальность оборота алкогольной продукции не представил. Таким образом, при проведении административного расследования установить собственника алкогольной продукции не представилось возможным, тем самым следует полагать, что данная алкогольная продукция подлежит признанию бесхозной в соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ. Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу просит признать бесхозяйной нелегальную алкогольную продукцию с последующим ее уничтожением.

Заинтересованные лица представитель АО «Росспиртпром», ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены. В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лип подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, являющиеся бесхозяйным имуществом.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, являющиеся бесхозяйным имуществом; алкогольная продукция находящаяся в нелегальном обороте подлежит изъятию с последующим уничтожением по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015г. N 1027 (в ред. от 29.03.2018 г.) «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлены Правила уничтожения по решению суда, изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Правила устанавливают порядок уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1-5 Правил, уничтожение продукции и (или) предметов осуществляется организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Судомустановлено и материалами дела подтверждается, что в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу посредством электронной связи поступило обращение гражданина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее информацию об осуществлении ИП ФИО2. розничной продажи алкогольной продукции (пиво, пивные напитки) без фиксации в ЕГАИС, в павильоне «<данные изъяты>» расположенном по адресу: <адрес>. В порядке, предусмотренном п. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был осуществлен выезд по вышеуказанному адресу, установлено (на основании кассовых чеков), что ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 осуществлял розничную продажу алкогольной продукции по вышеуказанному адресу, а именно: пива, пивных напитков без фиксации информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. Вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках возбужденного дела, руководствуясь ст<данные изъяты> КоАП РФ, проведен осмотр территории и помещений, в которых свою деятельность осуществлял ИП ФИО2, по итогам которого составлен протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе осмотра установлен оборот ИП ФИО2 алкогольной продукции, а именно розничная продажа пива и пивных напитков, информация об объеме которых отсутствует в ЕГАИС, в объеме <данные изъяты> бут. На основании ст. 25 Федерального закона №171-ФЗ и п. <данные изъяты> КоАП РФ, в отношении алкогольной продукции в количестве <данные изъяты> шт. применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ее изъятия, о чем составлен протокол изъятия от ДД.ММ.ГГГГ. . Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. № вышеуказанная алкогольная продукция передана на ответственное хранение исполнителю государственного контракта - АО «Росспиртпром», местом ответственного хранения является: <адрес>. В ходе административного расследования, собственником помещения расположенного по вышеуказанному адресу представлены: копия свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего право собственности, а также договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого помещение передано во временное владение и пользование индивидуальному предпринимателю ФИО3; на имя ИП ФИО2 направлено определение об истребовании сведений (документов) от ДД.ММ.ГГГГ. , в свою очередь, ответ на данное определение дал ИП ФИО3, указав, что ИП ФИО2 ему не знаком, договор аренды на вышеуказанное помещение оформлен на него. В отношении ИП ФИО3 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, в свою очередь, в отношении ИП ФИО2 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении , в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. <данные изъяты> КоАП РФ, материалы дела приобщены в качестве доказательств к материалам административного дела . В рамках административного расследования ИП ФИО3 не представил в адрес Управления документов подтверждающих право собственности, а также сопроводительных документов подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции. До настоящего времени изъятая алкогольная продукция не числится в ЕГАИС на балансе ИП ФИО3, доподлинно не представилось возможным установить собственника вышеуказанной нелегальной алкогольной продукции. По факту оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, в присутствии ИП ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ст. <данные изъяты> КоАП РФ. Вышеуказанный протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела переданы ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в <данные изъяты> районный суд <адрес>, материалы административного дела возвращены в адрес Управления для устранения недостатков, фактически материалы дела поступили в адрес Управления, лишь год спустя, а именно ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению срока давности привлечения к ответственности, установленного ч. <данные изъяты> КоАП РФ, что привело к невозможности устранения недостатков указанных в определении суда и повторного направления его в судебные органы. Управление направлено в прокуратуру <адрес> заявление о принесении протеста на определение суда, так как судьба изъятой алкогольной продукции должна быть решена в судебном порядке, но прокуратурой <адрес> отказано в принесении протеста, что является основанием для прекращения производства по делу на основании п. <данные изъяты> КоАП РФ. На основании вышеизложенного, срок привлечения установленный ч. <данные изъяты> КоАП РФ истек ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении . До настоящего времени ИП ФИО3 документов подтверждающих право собственности и легальность оборота алкогольной продукции не представил. Таким образом, при проведении административного расследования установить собственника алкогольной продукции не представилось возможным, тем самым суд соглашается с доводами заявителя, что данная алкогольная продукция подлежит признанию бесхозной в соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ.

В силу Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция, находящаяся в нелегальном обороте, подлежит изъятию с последующим уничтожением по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен. В соответствии с п. 1 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

Поскольку из представленных суду документов следует, что вышеуказанная алкогольная продукция не имеет сопроводительных документов, также в ходе административного расследования доподлинно не представилось возможным установить собственника вышеуказанной нелегальной алкогольной продукции, продукция находилась в нелегальном обороте, данные объекты длительное время являются бесхозяйными, согласно ст. 25 Федерального закона №171-ФЗ они подлежат изъятию из незаконного оборота и уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1027.

В соответствии с п. 5.5 Постановления Правительства от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также с изъятым, конфискованным по решению суда, обращенным в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации автомобильным транспортом, используемым для перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (за исключением автомобильного транспорта, используемого для перевозок указанной продукции в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции, в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и находящегося в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении таких организаций) при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) под финансовыми органами понимаются - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Согласно Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», Министерству финансов Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в области таможенного дела; установлено, что в ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство. Таким образом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу выступает органом уполномоченным заявлять требования в отношении бесхозяйной алкогольной продукции с последующим уничтожением нелегальной алкогольной продукции.

Представленные заявителем доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ссылается как на основания своих требований, в связи с чем, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу удовлетворить.

Признать бесхозяйной и направить на уничтожение алкогольную продукцию в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, изъятую и переданную АО «Росспиртпром» алкогольную продукцию, указанную в акте приема-передачи продукции и (или) предметов от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Сумкина