дело № 2-176/2022
УИД 35RS0022-01-2021-000010-64
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.им.Бабушкина 12 мая 2022 года
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Варловой Е.С.,
при секретаре Поповой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Бабушкинского муниципального района к Глотовой Любови Михайловне о взыскании части суммы предоставленной субсидии,
у с т а н о в и л:
администрация Бабушкинского муниципального района Вологодской области (далее – истец, администрация района) обратилась в суд с иском к Глотовой Л.М., в котором просила взыскать с ответчика денежные средства в сумме 196 935, 60 рублей.
В обоснование требований указав, что в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 годы на период до 2020 года» (далее - Программа) ответчику Глотовой Л.М. предоставлена субсидия в сумме 1 319 572,80 рублей на улучшение жилищных условий «Строительство жилого дома» по категории «граждане, проживающие в сельской местности». Строительство дома ответчиком осуществлялось собственными силами, строительные материалы приобретались и поставлялись по договорам купли-продажи, заключенным с ИП ФИО4 в 2018 году. В феврале-марте 2021 года в ходе внеплановой выездной проверки Департаментом финансов Вологодской области выявлены нарушения в осуществлении контроля использования субсидированных денежных средств. Ответчиком приобретались материальные ценности, как сверх объема, так и не предусмотренные сметой, на общую сумму 188 717,60 рублей (областной бюджет), оборудование, не предусмотренное сметой, на сумму 8 218 рублей (местный бюджет). По результатам проверки в адрес администрации Бабушкинского муниципального района вынесено представление по устранению выявленных нарушений, с обеспечением возмещения неправомерно перечисленных средств областного бюджета, проведении комиссионного обследования индивидуального жилого дома на пригодность для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией в адрес Глотовой Л.М. направлена претензия о возврате средств субсидии в сумме 196 935,60 рублей, как неправомерно использованных, а также осуществлен выезд для обследования помещения на пригодность (непригодность) для постоянного проживания, о чем составлен акт и заключение.
В судебном заседании представитель истца Грибушина Е.В., действующая по доверенности, иск поддержала, по доводам, указанным в нем.
Ответчик Глотова Л.М. иск не признала, пояснила, что все средства использованы на строительство жилого дома, приобретение оборудования, согласно смете. Часть товара, которая была поставлена ИП ФИО4, была излишней. После установления указанных обстоятельств, она обратилась к продавцу с заявлением о замене товара на товар, предусмотренный сметой, на эту же сумму. Товар был заменен. О данных обстоятельствах она указывала в объяснении в адрес администрации. По смете предусмотрен умывальник, однако им был ИП ФИО4 поставлен зеркальный шкаф в комплекте с умывальником. Также не предусмотренный сметой ими был приобретен насос на сумму 8218 рублей, который установлен в систему отопления. Дополнительно показала, что все документы на приобретение строительных материалов и оборудования согласовывались с администрацией района и после этого денежные средства переводились продавцу. Полагает, что администрация не надлежаще проверяла документы, в связи с чем появились данные нарушения.
Третье лицо Глотов А.А. в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, в ходе судебного разбирательства возражения ответчика поддержал.
Представитель третьего лица Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области в суд не явился, представили отзыв, в котором разрешение исковых требования оставили на усмотрение суда, просили о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица Департамента финансов Вологодской области в суд не явился, извещен надлежаще, направили отзыв, указав, что в результате проверки установлено, что администрацией не обеспечивался надлежащий контроль при проверке документов, предоставленных получателями социальных выплат, а именно не проводилась сверка соответствия приобретенных строительных материалов и оборудования у ИП ФИО4, в объемах, предусмотренных сметой, договорами, счетами и товарными накладными. В результате чего Глотовой Л.М. приобретены материальные ценности сверх объема, так и не предусмотренные сметой.
Свидетель Свидетель №1 суду показала, что до ДД.ММ.ГГГГ работала в должности начальника Управления природопользования, лесного комплекса и сельского хозяйства. Она была ответственная за реализацию программы, в рамках которой Глотовой Л.М. предоставлена субсидия на строительство жилого дома. Она проверяла документы и подписывала разрешения на оплату приобретаемых материалов. Однако, так как она не имеет строительного образования, при проверке ею были допущены ошибки, часть материалов по документам была проверена не надлежаще. В период ее работы Департаментом финансов Вологодской области проводилась проверка, в ходе которой установлены нарушения, составлен акт, с которым Глотова была ознакомлена, с нее получено объяснение.
Заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В период действия спорных отношений действовала Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, одним из направлений которой являлась подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Срок реализации 2014-2020 годы. Основным мероприятием подпрограммы являлась поддержка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляемых в рамках государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий.
В целях реализации на территории Вологодской области указанной государственной программы постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222 утверждена Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», в рамках которой действовала подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2019 годы», одной из задач которой являлось улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов на селе. Приложением 3 к данной подпрограмме являются Правила предоставления и расходования субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Приложением 1 к указанным Правилам является Положение о порядке формирования и утверждения списков участников мероприятия по улучшению жилищных условий и порядке выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Названная выплата предоставляется с учетом членов молодой семьи, членов семьи молодого специалиста.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области и администрацией Бабушкинского муниципального района Вологодской области заключено Соглашение №, согласно которому бюджету Бабушкинского муниципального района из бюджета Вологодской области в 2018 году предоставлена субсидия на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с лимитами доведенных денежных средств.
Глотова Л.М. согласно сводному списку участников мероприятий – получателей социальных выплат, утвержденному начальником Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ, является получателем субсидии по направлению (подпрограмма) «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 годы на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы» по мероприятиям «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Бабушкинского муниципального района и Глотовой Л.М. заключен договор № об обеспечении жильем граждан с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в соответствии с которым Глотовой Л.М. выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома в размере 1 389 024,00 рублей, из которых средства федерального бюджета – 347 751,88 рублей, средства бюджета Вологодской области – 971 820,92 рублей, средства местного бюджета – 69 451,20 рублей. В свидетельстве указан состав семьи Глотовой Л.М.: Глотов А.А. – муж, ФИО5 и С.А. - дети.
Социальная выплата в полном объеме поступила на счет Глотовой Л.М., открытый в ПАО Сбербанк России, а именно ДД.ММ.ГГГГ в сумме 69 451,20 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – 1 319 572,80 рублей, что подтверждается выпиской по счету №.
Из материалов дела следует, что ответчиком в соответствии с проектом и локальной сметой, получившей положительное заключение ДД.ММ.ГГГГ, на основании разрешения на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ, продленного ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, построен жилой дом общей площадью 80,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности на который зарегистрировано за Глотовой Л.М, Глотовым А.А. и несовершеннолетними ФИО6 и ФИО5, по № доле в праве за каждым.
При строительстве жилого дома строительные материалы и оборудование Глотовой Л.М. приобретались у ИП ФИО4
Так, на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком приобретены строительные материалы на общую сумму 69 451,20 рублей, пиломатериал в объеме 68 куб.м на сумму 347 751,88 рублей, строительные материалы и оборудование на общую сумму 971 820,92 рублей.
На перечисление денежных средств в указанных суммах с банковского счета Глотовой Л.М. (№ в ПАО Сбербанк России) на банковский счет ИП ФИО4 выданы разрешения ДД.ММ.ГГГГ№ (М.Б.), № (Ф.Б.) и № (О.Б.) соответственно. Приобретение материальных ценностей подтверждается также счетами на оплату, товарными накладными, справками о стоимости выполненных работ и затрат.
Таким образом, в силу п. 2.1.4 договора № об обеспечении жильем граждан с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Бабушкинского муниципального района, проверив представленные документы, выдала три заключения кредитной организации на перечисление денежных средств с банковского счета Глотовой Л.М. на счет ИП ФИО4, не усмотрев при этом несоответствия представленных документов локальной смете.
В отношении администрации Бабушкинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ проводилась выездная внеплановая проверка по использованию средств областного бюджета, полученных в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий». В результате проверки установлено, что администрацией района не обеспечивался надлежащий контроль при проверке документов, предоставляемых получателями социальных выплат. Сверка соответствия приобретенных материальных ценностей у ИП ФИО4 в объемах, предусмотренных сметой, договорами, счетами и товарными накладными не проводилась. В результате чего установлено приобретение Глотовой Л.М. материальных ценностей, непредусмотренных сметой, так и сверх объема на общую сумму 188 717,60 рублей за счет средств областного бюджета (линолеум Таркет 165 кв.м на сумму 105 817,60 рублей, двери Терри 10 шт. на сумму 62000 рублей, стойка дверной коробки Терри телескопическая 18 шт. на сумму 5760 рублей, шкаф зеркальный на сумму 4490 рублей, насос UPS Grundfos на сумму 7 010 рублей, светильники 7 шт. на сумму 3640 рублей), и приобретение оборудования, непредусмотренного сметой насос UPS Grundfos на сумму 8 218 рублей за счет средств местного бюджета. Кроме того, комиссией администрации района обследование ИЖД на пригодность для постоянного проживания, по окончанию строительства не проводилось, в то время как ФИО10 жилое помещение оформлено в общую совместную собственность.
Результаты проверки нашли свое отражение в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с допущенными нарушениями, в адрес администрации Бабушкинского муниципального района Департаментом финансов Вологодской области внесено представление ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из информации Глотовой Л.М от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, адресованной истцу, а также из заявления Глотовой Л.М. ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о замене товара, Глотовой Л.М. при обнаружении при поставке товара по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в объеме превышающем предусмотренные локальной сметой (линолеум Таркет 165 кв.м, двери Терри 10 шт., стойка дверной коробки Терри 18 шт., насос UPS Grundfos, светильники 7 шт.) ДД.ММ.ГГГГ было подано продавцу заявление о замене излишне поставленного товара на другой товар (радиаторы отопления 10 секц. – 6 шт., сайдинг Тимбер-Блок – 1 комплект, труба металлическая 42 мм – 43 м) на аналогичную сумму.
Согласно счетам на оплату без номера от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблице (л.д. 52-55) ИП ФИО4 поставлен Глотовой Л.М. товар, предусмотренный локальной сметой: сайдинг Тимбер-Блок – 1 комплект на общую сумму 140 921 рубль, радиаторы отопления 10 секц. – 6 шт., труба металлическая 42 мм – 43 м на общую сумму 44 514,60 рублей, всего на общую сумму 185 435,60 рублей.
Однако, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Глотовой Л.М. был приобретен шкаф зеркальный на сумму 4490 рублей и насос UPS Grundfos на сумму 8 218 рублей, которые локальной сметой не предусмотрены.
Доводы ответчика о том, что умывальник, предусмотренный сметой, продавался в комплекте с зеркальным шкафом, судом отклоняются.
Согласно представленной справки ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что шкаф зеркальный 550мм с/о № Ф1 правый (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ п. 23) имеет комплектацию: шкаф сантехнический, зеркало, умывальник фарфоровый. Цена по акции на август 2018 года – 4490 рублей.
Принимая во внимание, что локальной сметой предусмотрен лишь умывальник фарфоровый, оснований для приобретения иного товара, даже имеющего в комплектации фарфоровый умывальник, у ответчика не имелось, указанное является нецелевым использованием социальной выплаты.
Также суд приходит к выводу, что нецелевым использованием предоставленной ответчику социальной выплаты является и приобретение насоса UPS Grundfos на сумму 8 218 рублей, так как указанное оборудование локальной сметой не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 4 490 рублей, предоставленных за счет средств федерального бюджета и 8 218 рублей, предоставленных за счет средств местного бюджета.
Оснований для удовлетворения исковых требований в большем размере суд не находит.
В соответствии со статьями 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 508 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление администрации Бабушкинского муниципального района удовлетворить частично.
Взыскать с Глотовой Любови Михайловны в пользу администрации Бабушкинского муниципального района в счет возврата предоставленной субсидии 12 708 рублей 00 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Глотовой Любови Михайловны государственную пошлину в доход бюджета Бабушкинского муниципального района в размере 508 рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2022 года.
Судья Е.С. Варлова