ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/2023 от 08.11.2023 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-176/2023

УИД 21RS0009-01-2023-000168-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2023 г. с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания Сидоровой Н.И., с участием прокурора – помощника прокурора Красноармейского района Чувашской Республики юриста 1 класса Ильиной А.П., представителя ответчика Григорьева С.Ф., представителя третьего лица- ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Кожакова М.Ю., действующего на основании доверенности от 9 марта 2023 г. № ДВ-173-113, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии и, учетом уточнений, сделанных на судебном заседании 8 ноября 2023 г., просил обязать его в течении 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности в здании и на территории отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, а именно:

1) обеспечить круговой проезд вокруг здания отделения в соответствии с п.8.1.1. СП 4.13130.2013 ;

2) обустроить площадку для разворота пожарных автомобилей в соответствии с п. 8.1.11 СП 4.13130.2013;

3) обеспечить противопожарное расстояние между зданием отделения и котельной не менее 8 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013;

4) обеспечить расстояние от восточного угла здания стационарного проживания граждан до хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, не менее 10 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013;

5) обеспечить ширину горизонтальных участков путей эвакуации не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.3.4 СП 1.13130.2020;

6) обеспечить в помещении обеденного зала ширину второго выхода, ведущего в коридор здания, не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

7) обеспечить для целей наружного противопожарного водоснабжения здания отделения не менее двух искусственных водоемов в соответствии с п.10.3 СП 8.13130.2020;

8) обеспечить выполнение шлейфов пожарной сигнализации не из горючих проводов и кабелей, обеспечивающие работоспособность системы пожарной сигнализации в соответствии с п. 6 ГОСТ 31565-2012;

9) обустроить в здании отделения пожарные краны, предназначенные для тушения пожара в соответствии с п. 7.6 СП 10.13130;

10) обеспечить ширину выходов с лестничной клетки непосредственно наружу здания не менее ширины марша не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.2.20 СП 1.13130.2020;

11) обеспечить со второго этажа второй эвакуационный выход в соответствии с пп. 4.2.9, 7.1.2 СП 1.13130.2020;

12) оборудовать систему вытяжной противодымной вентиляции в коридоре на первом этаже здания в соответствии с п. 7.2 СП 7.13130;

13) обеспечить ширину эвакуационного выхода из первого этажа наружу здания не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020.

Исковые требования были мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики проверкой было установлено, что в здании и на территории отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, в нарушение положений п.1 ч.1 ст.12 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» не обеспечиваются названные выше обязательных требования противопожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью граждан престарелого возраста и инвалидов, проживающих в данном социальном учреждении, а также иных лиц, осуществляющих в указанном учреждении трудовую деятельность.

На судебном заседании прокурор Ильина А.П. указанные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Григорьев С.Ф. на судебном заседании наличие в деятельности отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> перечисленных прокурором в исковом заявлении нарушений требований пожарной безопасности признал. Однако, заявил, что с учетом того, что здание стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> специально для использования в указанных целях не проектировалось, данное отделение располагается в реконструированном под эти цели в бывшем здании детского сада, в связи с чем, конструктивные особенности здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> и площадь земельного участка, на котором он расположен, технически, без ухудшения надежности здания и эксплуатационных характеристик, прочности и устойчивости строительных конструкций, а также нарушения обязательных требований строительных норм и правил, не позволяют реально исполнить исковые требования прокурора, указанные в пунктах 1,4,5,6,10,11,13 просительной части искового заявления, то есть обеспечить круговой проезд пожарных автомобилей вокруг здания отделения в соответствии с п.8.1.1. СП 4.13130.2013, обеспечить расстояние от восточного угла этого здания до хозяйственной постройки, расположенной по соседству по адресу: <адрес>, не менее 10 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013, обеспечить ширину горизонтальных участков путей эвакуации не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.3.4 СП 1.13130.2020, обеспечить в помещении обеденного зала ширину второго выхода, ведущего в коридор здания, не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, обеспечить ширину выходов с лестничной клетки непосредственно наружу здания не менее ширины марша не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.2.20 СП 1.13130.2020, обеспечить со второго этажа второй эвакуационный выход в соответствии с пп. 4.2.9, 7.1.2 СП 1.13130.2020, обеспечить ширину эвакуационного выхода из первого этажа наружу здания не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020. Кроме этого заявил, что срок указанный прокурором, не является достаточным для устранения нарушений пожарной безопасности, устранение которых реально возможно.

Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Кожаков М.Ю. исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным прокурором в исковом заявлении.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Минтруда Чувашии и Минфина Чувашии на судебное заседание не явились. В суд об уважительности причин неявки не известили (л.д.129,130,131).

Выслушав прокурора Ильину А.П., объяснения представителей ответчика Григорьева С.Ф., третьего лица Кожакова М.Ю., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п.5 ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (с последующими изменениями ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ( далее ФЗ ««Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») получатели социальных услуг имеют право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.12 ФЗ ««Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации » поставщики социальных услуг обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 37 ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Как следует из ст. 6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных названным Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п.1 ч.3 ст.4 названного Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч.7 указанной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные) относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1.

Пунктом 8.1.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» установлено, что подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен по всей длине со всех сторон к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1. Пунктом 8.1.11 этого же свода правил предусмотрено, что тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.

Из пунктов 4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» следует, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Данным пунктом установлены минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями в зависимости от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

Согласно пунктам 4.2.9, 4.2.20, 4.3.3, 4.3.4, 7.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 1,2 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более, на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей. Этажи зданий класса Ф1.1 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. В качестве второго и иных дополнительных эвакуационных выходов со второго этажа зданий специализированных домов престарелых и инвалидов не допускается использовать наружные открытые лестницы.

Пунктом 5.1.4 СП 1.13130.2020 предусмотрено, что минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.

В силу пункта 10.3 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Их надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев. При этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

В соответствии с ч.2 ст.82 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.

Пунктом 7.6 СП «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» предусмотрено конкретное количество пожарных кранов для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий в зависимости от степени огнестойкости зданий, категории зданий по пожарной опасности, класса конструктивной пожарной опасности, одновременно используемых при тушении пожара с учетом минимального расхода воды на пожаротушение.

Согласно пункту 7.2 СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более общественных и административно-бытовых.

Представленными прокурором материалами проверки, в частности, справкой о результатах проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии, представлением от 1 февраля 2023 г., внесенным в адрес директора данного социального учреждения, ответом БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии от 9 февраля 2023 г. на представление прокурора, предписанием ОНД и ПР по Красноармейскому району ГУ МЧС России по Чувашской Республике –Чувашии об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, внесенным в адрес директора БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии, а также признаниями представителя БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии Григорьева С.Ф. подтверждается, что, действительно, на день рассмотрения дела перечисленные прокурором в исковом заявлении нарушения требований противопожарной безопасности, устранить которые он просит обязать ответчика, в здании и на территории отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, имеются. Устранение данных нарушений БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии на момент рассмотрения дела не обеспечено. (л.д.7,8-11,12,23-27).

Доводы представителя ответчика Григорьев С.Ф. о том, что конструктивные особенности здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> и площадь земельного участка, на котором он расположен, технически, без ухудшения надежности здания и эксплуатационных характеристик, прочности и устойчивости строительных конструкций, а также нарушения обязательных требований строительных норм и правил, не позволяют реально исполнить исковые требования прокурора, указанные в пунктах 1,5,6,10,11,13 просительной части искового заявления, а именно обеспечить круговой проезд пожарных автомобилей вокруг здания отделения в соответствии с п.8.1.1. СП 4.13130.2013, обеспечить ширину горизонтальных участков путей эвакуации не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.3.4 СП 1.13130.2020, обеспечить в помещении обеденного зала ширину второго выхода, ведущего в коридор здания, не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, обеспечить ширину выходов с лестничной клетки непосредственно наружу здания не менее ширины марша не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.2.20 СП 1.13130.2020, обеспечить со второго этажа второй эвакуационный выход в соответствии с пп. 4.2.9, 7.1.2 СП 1.13130.2020, обеспечить ширину эвакуационного выхода из первого этажа наружу здания не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, суд признает несостоятельными, так как они опровергаются заключением проведенной по делу судебной строительно - технической экспертизы.

Так, согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы для обеспечение подъезда пожарных машин со всех сторон здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> возможно путем проведения работ по перекладке трубопровода от существующей котельной до здания ( в том числе в подземном варианте), а также демонтажа деревянного забора с калиткой. Приведение путей эвакуации к нормативным требованиям технически возможно путем расширения дверных проемов на основании выполненной проектной организацией документации. Также дополнительный эвакуационный выход со второго этажа с соблюдением требований противопожарной безопасности технически возможно обеспечить путем реконструкции здания, для чего необходимо разработать проектную документацию (л.д.55-105).

В силу изложенного, суд исковые требования прокурора находит подлежащими удовлетворению, за исключением предъявленного к ответчику требования об обязании обеспечить расстояние от восточного угла здания стационарного проживания граждан до хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, не менее 10 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013 ( п.4 просительной части искового заявления).

Как видно из заключения судебной строительно - технической экспертизы, обеспечить расстояние от восточного угла здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> до хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, не менее 10 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013 не представляется возможным. Предотвращение распространения пожара в данном случае возможно только путем возведения противопожарной стены (л.д.55-105).

При установленных выше обстоятельствах, учитывая, что решение суда должно быть не только законным и обоснованным, но и отвечать требованиям исполнимости, исковые требования прокурора в части обязания ответчика в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить расстояние от восточного угла здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> до хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, не менее 10 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013 не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд

р е ш и л :

Обязать БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности в здании и на территории отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, а именно:

1) обеспечить соблюдение п.8.1.1 СП 4.13130.2013 в части кругового проезда пожарных автомобилей вокруг здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> ;

2) обустроить площадку для разворота пожарных автомобилей в соответствии с п. 8.1.11 СП 4.13130.2013;

3) обеспечить противопожарное расстояние между зданием отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> и котельной не менее 8 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013;

4) обеспечить ширину горизонтальных участков путей эвакуации в здании отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.3.4 СП 1.13130.2020;

5) обеспечить в помещении обеденного зала отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> ширину второго выхода, ведущего в коридор здания, не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

6) обеспечить для целей наружного противопожарного водоснабжения здания отделения не менее двумя искусственными водоемами в соответствии с п.10.3 СП 8.13130.2020;

7) обеспечить выполнение шлейфов пожарной сигнализации не из горючих проводов и кабелей, обеспечивающие работоспособность системы пожарной сигнализации в соответствии с п.6 ГОСТ 31565-2012;

8) обустроить в здании отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> пожарные краны, предназначенные для тушения пожара в соответствии с п. 7.6 СП 10.13130;

9) обеспечить ширину выходов с лестничной клетки здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> непосредственно наружу здания не менее ширины марша не менее 1,2 м в соответствии с п. 4.2.20 СП 1.13130.2020;

10) обеспечить второй эвакуационный выход со второго этажа здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> в соответствии с пп. 4.2.9,7.1.2 СП 1.13130.2020;

11) оборудовать систему вытяжной противодымной вентиляции в коридоре на первом этаже здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> в соответствии с п. 7.2 СП 7.13130;

12)обеспечить ширину эвакуационного выхода из первого этажа здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> наружу здания не менее 1,2 м в соответствии с п. 5.1.4 СП 1.13130.2020.

В удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к БУ «Красноармейский ЦСОН» Минтруда Чувашии в части обязания в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить расстояние от восточного угла здания отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <данные изъяты> до хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, не менее 10 м в соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 15 ноября 2023 г.

Председательствующий