ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/2023 от 31.10.2023 Томского районного суда (Томская область)

70RS0005-01-2022-003163-40

Дело №2-176/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Томск 31 октября 2023 г.

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Ждановой Е.С.,

при помощнике судьи ФИО2,

с участием:

представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог <адрес>» к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд,

установил:

областное государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Томской области» (далее – ОГКУ «Томскавтодор») обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к ФИО1, просит суд:

прекратить право собственности ФИО1 путём изъятия для нужд субъекта Российской Федерации Томской области в целях реализации права собственности субъекта Российской Федерации Томской области на земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с выплатой областным государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1 денежной компенсации в размере 1 446 000 рублей.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ издала распоряжение -ра «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества» в целях размещения объекта регионального значения «Строительство автомобильной дороги Малое транспортное кольцо <адрес> на участке км 0 – км 5». Согласно перечню, являющемуся приложением к Распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра, изъятию для государственных нужд <адрес> в установленном порядке подлежит, в числе прочих земельный участок с кадастровым номером . На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы в <адрес>» действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено мероприятие по строительству автомобильной дороги Малое транспортное кольцо <адрес> на участке км 0 - км 5. Данное мероприятие сохранено в государственной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в <адрес>» утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в <адрес>». Распоряжение -ра «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества» в целях размещения объекта регионального значения «Строительство автомобильной дороги Малое транспортное кольцо <адрес> на участке км 0- км5» опубликовано на официальном интернет-портале «Электронная <адрес>» http://www.tomsk.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение указанного распоряжения ОГКУ «Томскавтодор» заказал у ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчет об определении размера компенсационной выплаты с учетом стоимости всех расходов, связанных с изъятием для государственных нужд и упущенной выгоды правообладателю земельного участка и жилого здания. В соответствии с государственным контрактом -с22 от ДД.ММ.ГГГГ оценщиком ООО «Бюро оценки «ТОККО» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в целях изъятия для реализации проекта размещения объекта регионального значения «Строительство автомобильной дороги Малое транспортное кольцо <адрес> на участке км 0- км 5». Отчет -А/2022 от ДД.ММ.ГГГГ содержит описание оцениваемого имущества, анализ предоставленной заказчиком исходной информации и рыночных данных, обоснование полученных результатов. В результате выполненной работы оценщик пришел к выводу, что размер компенсационной выплаты с учетом всех расходов, связанных с изъятием для государственных нужд земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1000 кв.м с кадастровым номером с , расположенного по адресу: <адрес> включает в себя рыночную стоимость земельного участка в сумме 1 402 000 руб., стоимость убытков, причиненных собственнику земельного участка в связи с его изъятием в сумме 44 000 руб. Кроме того проведенной экспертизой Ассоциацией «Русское общество оценщиков» выдано экспертное заключение на отчет -А/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, по мнению эксперта, указанный отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности», требованиям федеральных стандартов оценки, соответствует СПОД, соответствует заданию на оценку. Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными. ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд». Согласно почтовому отправлению ФИО1 соглашение вручено ДД.ММ.ГГГГ лично. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ от ФИО1 не получен, соглашение им не было подписано и в ОГКУ «Томскавтодор» не поступало. Следовательно, между Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи <адрес>, ОГКУ «Томскавтодор» и ответчиком не достигнуто соглашение о выкупной цене изымаемого для государственных нужд земельного участка. Правообладателем (собственником) земельного участка соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд» получено, в 45-дневный срок подписанное соглашение в адрес ОГКУ Томскавтодор» не представлено, следовательно, на основании п. 9 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 254-ФЗ ОГКУ «Томскавтодор» имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против заявленной истцом выкупной стоимости земельного участка.

Суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.

Представитель истца ФИО4 требование поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО3 не возражал против удовлетворения исковых требований.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Согласно абзацу 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п.3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 5,6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.Как следует из положений п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Как установлено ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры.

К объектам инфраструктуры могут быть отнесены, в том числе автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса (п.1 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно п. 9 ст. 4 указанного закона в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 70:14:0300092:3002 площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 28.07.2022 № КУВИ-001/2022-127596863).

01.04.2022 Администрацией Томской области издано распоряжение № 213-ра «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества» в целях размещения объекта регионального значения «Строительство автомобильной дороги Малое транспортное кольцо г. Томска на участке км 0 - км 5».

Согласно п. 10 распоряжения, в целях размещения объекта регионального значения «Строительство автомобильной дороги Малое транспортное кольцо г. Томска на участке км 0 - км 5» изъят для государственных нужд Томской области в установленном порядке, в том числе, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно отчету № 300-А/2022 от 06.07.2022, подготовленного ООО «Бюро оценки «ТОККО» по состоянию на 05.07.2022 итоговая стоимость размера возмещения изымаемого земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> составляет 1 446 000 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка – 1 402 000 руб., стоимость убытков, причиненные собственнику в связи с изъятием – 44 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. ФИО1 направлено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд (далее - Соглашение), что подтверждается почтовым отправлением .

Согласно почтовому отправлению ФИО1 вручено Соглашение ДД.ММ.ГГГГ лично.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ от ФИО1 не получен, Соглашение им не было подписано и в ОГКУ «Томскавтодор» не поступало.

Разрешая исковые требования ОГКУ «Томскавтодор», суд, принимает во внимание, что изъятие спорного земельного участка необходимо в целях строительства автомобильной дороги и направлено на достижение интересов общества и приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, подлежит изъятию в собственность Российской Федерации для государственных нужд.

Суд считает необходимым установить возмещение за изымаемый земельный участок в размере 1 446 000 рублей, поскольку по смыслу п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается, таким образом, как если бы такого изъятия не было.

Согласно п. 1 ст. 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

На основании изложенного, исковые требования ОГКУ «Томскавтодор» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Однако с учетом того, что подача иска ОГКУ «Томскавтодор» не является следствием нарушения прав истца ответчиком, суд полагает правомерным не относить на ответчика судебных расходы по оплате государственной пошлины, поскольку истец от ее уплаты освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог <адрес>» к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд удовлетворить

Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) путём изъятия для нужд субъекта Российской Федерации Томской области в целях реализации права собственности субъекта Российской Федерации Томской области на земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с выплатой областным государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Томской области» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) денежной компенсации в размере 1 446 000 (один миллион четыреста сорок шесть тысяч) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности субъекта Российской Федерации Томской области на земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Жданова Е.С.

в окончательной форме решение изготовлено 01.11.2023

копия верна

судья Е.С. Жданова

помощник судьи ФИО6

подлинник подшит в гражданском деле № 2-176/2023

дело находится в Томском районном суде Томской области