ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1770/13 от 17.09.2013 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-1770/13

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 сентября 2013 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Ещенко И.А.,

при секретаре Штифанове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании уведомлений об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» незаконными, обязании администрацию города Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя, в котором с учетом уточненных заявленных требований просил признать уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» № ….. от ….. г., уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» № …. от …. г. – незаконными; обязать администрацию города Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером …., площадью 2060 кв.м., расположенного по адресу: г. ….. с «по фактическому пользованию (открытая автостоянка)» на вид разрешенного использования «многоуровневая автостоянка с помещениями общественного назначения».

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на основании договора купли-продажи от …. г. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Ставрополь, угол ул. …., кадастровый номер …., площадью 2060 кв.м., целевое назначение - земли населенных пунктов - по фактическому пользованию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 26-A3 № …. от …. г., номер регистрационной записи 26-…..

На данном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, которые также принадлежат ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от …. г.: открытая автостоянка, общей площадью 2047,4 кв.м., литер 1, этажность 1 (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 26-АЗ № …. от …. г.), сторожевой домик, общей площадью 14,5 кв.м., литер А, этажность 2 (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 26-АЗ № …. от …. г.).

Ранее указанный земельный участок был предоставлен кооперативу «Автостоп» в бессрочное (постоянное) пользование на основании постановления главы администрации города Ставрополя от …. г. № …., выдано свидетельство о праве собственности на землю бессрочное (постоянное) пользование № …. от …. г. с указанием на использование земель «по фактическому пользованию под объекты автомобильного транспорта».

…. г. он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о смене вида разрешенного использования указанного выше земельного участка. Существующий вид разрешенного использования: «По фактическому пользованию (открытая автостоянка)». Запрашиваемый вид разрешенного использования: «Многоэтажная автостоянка с объектом административного назначения».

В соответствии с градостроительным заключением № …., подготовленным управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя, указанный выше земельный участок находится в территориальной зоне Правил землепользования и застройки - П-1 «Зона промышленных предприятий», что соответствует пункту 2 статьи 53 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 г. № 97, (далее – Правила землепользования и застройки города Ставрополя) с основным видом разрешенного использования «многоэтажные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке, объекты административного назначения». Управление архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя в градостроительном заключении указывает, что считает возможным изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. …….

По вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, правилами землепользования, были проведены публичные слушания, по результатам которых принято решение - рекомендовать главе администрации города Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка по улице ….. в городе ….. - «многоуровневая автостоянка с помещениями общественного назначения», ему выдана выписка из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от …. № …..

В соответствии с законом, в газете «Вечерний Ставрополь» заблаговременно размещена информация о проводимых публичных слушаниях. В № … от …. г. в газете «Вечерний Ставрополь» размещено положительное заключение № … комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от ….. г.

В государственном унитарном предприятии «Наследие» Министерства культуры Ставропольского края …… года получен акт № ….. историко-культурного обследования земельного участка, в соответствии с которым на территории земельного участка объекты культурного наследия отсутствуют, также отсутствуют рекомендуемые мероприятия по сохранению объектов культурного наследия.

Несмотря на изложенные выше обстоятельства, администрация города Ставрополя отказала собственнику земельного участка - ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка, ….., площадью 2060 кв.м, по ул. ….. с «по фактическому пользованию» на «под многоэтажную автостоянку с административным зданием», ссылаясь на то, что указанный земельный участок расположен в зоне ПС-2 «Зона кладбищ» и запрашиваемый вид использования земельного участка не соответствует основному, условно разрешенному видам использования для данной территориальной зоны.

Истец считает, что, определяя местонахождение указанного земельного участка в территориальной зоне ПС-2 «Зона кладбищ», комитет градостроительства города Ставрополя препятствует ему в осуществлении полномочий собственника по распоряжению земельным участком, в силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данными Дежурного плана МУ «Земельная палата», границы принадлежащего истцу ФИО1 земельного участка не пересекают границы территории и локальной охранной зоны объекта культурного наследия «Успенское кладбище - мемориальный парк «Некрополь».

В результате отнесения принадлежащего истцу земельного участка к зоне ПС-2 «Зона кладбищ» становится невозможным получение разрешительной документации на реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Истец, ссылаясь на пункты 1, 2 статьи 209, статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1, пункт 1 статьи 30, часть 9 статьи 31, пункт 4 части 1 статьи 34, часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7, пункты 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что при утверждении Правил землепользования не учтены сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование земельного участка под размещение объектов автотранспорта. Он является законным правообладателем земельного участка с иным разрешенным видом использования, который предоставлен до принятия Правил.

В ином (внесудебном) порядке устранить препятствия в пользовании земельным участком путем достоверного признания территориального расположения указанного выше земельного участка в территориальной зоне Правил землепользования и застройки П-1 «Зона промышленных предприятий» у него возможности не имеется, так как уполномоченные структуры администрации города Ставрополя дают противоречивые сведения о том, в какой именно территориальной зоне располагается указанный земельный участок, чем создают препятствия в пользовании указанным объектом недвижимости.

Нахождение земельного участка с кадастровым номером ….., площадью 2060 кв.м., расположенного по адресу: г.. .….., в территориальной зоне П-1 «Зона промышленных предприятий» подтверждаются следующими документами: Градостроительным заключением № ….., Выпиской из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от …. №, Актом № …. историко-культурного обследования земельного участка от ….. г., Данными дежурного плана МУ «Земельная палата» (Проектный слой), разбивочным чертежом, изготовленным МУП «Земельная палата», Ситуационным планом, изготовленным МУП «Земельная палата», планом расположения красной линии, изготовленным МУП «Земельная палата», топосъемкой земельного участка, подготовленным геодезическим отделом МУП «Земельная палата».

Истец считает уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» № ….. от …. г., уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» № …. от ….. г. незаконными, поскольку в нарушение требований пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» администрацией города Ставрополя не представлены в срок до 01.01.2011 г. (и по сегодняшний день) в Управление Росреестра по Ставропольскому краю сведения, предусмотренные пунктами 11, 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, статьями 15, 46 указанного Федерального закона.

В нарушение указанных правовых норм администрация города Ставрополя (в силу статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 26 статьи 9 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края) не представила в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю сведения о кадастровых границах территориальных зон, об установленных координат территориальных зон. Таким образом, невозможно с точностью определить, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне СП-2 «Зона кладбищ».

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обязывает органы местного самоуправления представлять сведения обо всех изменениях в территориальное зонирование муниципального образования в орган кадастрового учета.

Данная обязанность возложена законом в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности для обеспечения благоприятных условий проживания на соответствующей территории посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также для осуществления контроля со стороны граждан, общественных организаций и государственных органов за их выполнением в соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Считает, что невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности ставит под угрозу и нарушает его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования своего доверителя поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, привела доводы, изложенные в иске, пояснив, что на момент уведомления истца и до настоящего времени – администрацией города Ставрополя в орган кадастрового учета не переданы сведения о координатах границ территориальных зон, в том числе и зоны, в которой расположен спорный земельный участок, кроме того, отсутствовала компьютерная программа «Урбанис», на которую ссылается ответчик.

Неисполнение органом местного самоуправления указанной выше обязанности в данном случае привело к невозможности изменения вида разрешенного использования принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка и, как следствие, нарушение его прав и законных интересов.

В судебном заседании представитель ответчика, администрации города Ставрополя, по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что на основании пункта 2.9 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ….. № …., ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ….., площадью 2060 кв.м, и объектов недвижимости по ул. ….. с «по фактическому пользованию» на «под многоэтажную автостоянку с административным зданием».

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе порядок их применения. На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков.

В ходе подготовки документов установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 г. № 97, указанный земельный участок расположен в зоне СП-2 «Зона кладбищ». Запрашиваемый вид использования земельного участка не соответствует основному, условно разрешенному видам использования для данной территориальной зоны.

Учитывая изложенное, правовые основания для предоставления муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют.

В судебное заседание истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика – комитета градостроительства администрации города Ставрополя, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без их участия, в удовлетворении заявленных требований просил отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства культуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их от­сутствие, просил принять решение в соответствии с действующим законодательством, указав, что в соответствии с Проектом зон охраны выявленного объекта культур­ного наследия «Успенское кладбище - мемориальный парк «Некрополь», се­редина Х1Х-начало XX века, г. …….., утвержденного при­казом министерства культуры Ставропольского края от 01 декабря 2006 г. № 167, указанный земельный участок, занимаемый автостоянкой, располо­жен в зоне регулирования застройки указанного памятника.

Согласно указанному Проекту зона регулирования застройки предна­значена для сохранения природного окружения объекта культурного насле­дия и для обеспечения гармонического единства исторически ценной среды и новой застройки. Отдельные участки данной зоны могут отличаться характе­ром регулирования, зависящим от расположения участков по отношению к визуальному восприятию Некрополя и Успенского храмового комплекса.

Вместе с тем, статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что зона регулирования за­стройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

На основании статьи 33 указанного Федерального закона министерство культуры Ставропольского края осуществляет согласование решений орга­нов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их пра­вового режима.

Согласно приказу министерства культуры Ставропольского края от 24.11.2010 г. №739 «Об утверждении административного регламента предос­тавления министерством культуры Ставропольского края государственной услуги по выдаче заключения о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия на территории, подлежащей хозяйственному освоению», для подготовки соответствующего заключения необходимо представить в министерст­во культуры Ставропольского края акт историко-культурного обследования земельного участка и иные предусмотренные регла­ментом документы. Истцом указанные документы в министерство культуры края не пре­доставлялись.

Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно предоставленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, назначение: Земли населенных пунктов по фактическому пользованию, площадью 2060 кв.м., кадастровый номер ….., расположенный по адресу: ….., согласно свидетельству о государственной регистрации права …. от …. г.

Истцу также на праве собственности принадлежат автостоянка, назначение – Открытая автостоянка, площадью 2047.4 кв.м., и сторожевой домик, назначение – нежилое, площадью 14.5 кв.м., расположенные на указном земельном участке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 26-АЗ …..и 26-АЗ ….от ….. г., соответственно.

….. г. ФИО1 обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка с «По фактическому пользованию (открытая автостоянка)» на «Многоэтажная автостоянка с объектом административного назначения».

В соответствии с градостроительным заключением № …, утвержденным управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя, указанный выше земельный участок находится в территориальной зоне Правил землепользования и застройки - П-1 «Зона промышленных предприятий», что соответствует пункту 2 статьи 53 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 г. № 97, с основным видом разрешенного использования «многоэтажные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке, объекты административного назначения».

Согласно данному градостроительному заключению, Управление архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя считает возможным изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. …..

Из выписки из протокола комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от ….. № … следует, что комиссия решила согласиться с возможностью изменения вида разрешенного использования земельного участка по улице ….. в городе ….., рекомендовать главе администрации города Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка по улице ……- «многоуровневая автостоянка с помещениями общественного назначения».

В газете «Вечерний Ставрополь» была размещена информация о проводимых публичных слушаниях.

В № …. от ….. г. в газете «Вечерний Ставрополь» размещено положительное заключение № …. комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от ….. г.

В государственном унитарном предприятии «Наследие» Министерства культуры Ставропольского края …. года получен акт № …. историко-культурного обследования земельного участка, в соответствии с которым на территории земельного участка объекты культурного наследия отсутствуют, также отсутствуют рекомендуемые мероприятия по сохранению объектов культурного наследия.

Впоследствии, на основании градостроительного заключения № … от …. года, в соответствии с которым, земельный участок истца расположен в зоне СП-2, зона кладбищ, запрашиваемый вид использования земельного участка не соответствует основному, условно разрешенному видам использования для данной территориальной зоны, истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» уведомлением администрации города Ставрополя № …. от …. года, уведомлением № …. от …. г.

Отказы мотивированы тем, что согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе порядок их применения. На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков.

Суд считает указанные уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.

Под градостроительной деятельностью по­нимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирова­ния городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирова­ния городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских окру­гов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капиталь­ного ремонта объектов капитального строительства, расположенных на тер­риториях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно пункту 26 статьи 9 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, принятого ре­шением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 года № 81, (ред. от 25.01.2012), к вопросам местного значения города Ставрополя отно­сятся: утверждение генерального плана города Ставрополя, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Ставрополя документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осущест­влении муниципального строительства, реконструкции объектов капитально­го строительства, расположенных на территории города Ставрополя, утвер­ждение местных нормативов градостроительного проектирования города Ставрополя, ведение информационной системы обеспечения градострои­тельной деятельности, осуществляемой на территории города Ставрополя, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Ставрополя для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Ставрополя.

На основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Рос­сийской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» и другими норма­тивными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя разработаны Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97, которые действуют на всей территории муниципального образо­вания города Ставрополя.

Правила регламентируют: регулирование землепользования и застройки органами местного самоуправления города Ставрополя; изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; подготовку документации по планировке территории органами местного самоуправления на территории города Ставрополя; проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; внесение изменений в Правила землепользования и застройки; регулирование иных вопросов землепользования и застройки (часть 1 статьи 3).

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в пункте 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Осуществление кадастрового учета производится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно статьей 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании представленных в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов.

Статьей 22 Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ предусмотрено, что при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования вместе с заявлением в орган кадастрового учета должна быть предоставлена копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование, заверенная нотариально либо должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, если документы исходят из данных органов.

Пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42 установлено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года № 618, установлено, что орган местного самоуправления предоставляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющую границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

В силу пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно свидетельству о праве собственности на землю бессрочное (постоянное пользование) от 11.01.1993 года № 1771, спорный земельный участок на основании постановления Главы администрации г. Ставрополя от …. года № …. был предоставлен кооперативу «……» в бессрочное (постоянное) пользование по фактическому пользованию под объекты автомоб. трансп.

Учитывая изложенное, а также, что истец ФИО1 является законным правообладателем земельного участка с разрешенным видом использования «по фактическом пользованию», собственником расположенного на участке объекта - автостоянка, предпринимал меры по строительству и получению соответствующих разрешений, то, что не учтено существующее фактическое использование предоставленного изначально на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка, суд приходит к выводу о нарушении прав истца как собственника спорного земельного участка по его использованию.

Факт нахождения земельного участка истца в Зоне П-1 «Зона промышленных предприятий» подтверждается следующими документами, имеющимися в материалах дела: Градостроительным заключением № …., Выпиской из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от ….. №…, Актом № ….историко-культурного обследования земельного участка от ….. г., Данными дежурного плана МУ «Земельная палата» (Проектный слой), разбивочным чертежом, изготовленным МУП «Земельная палата», Ситуационным планом, изготовленным МУП «Земельная палата», планом расположения красной линии, изготовленным МУП «Земельная палата», топосъемкой земельного участка, подготовленным геодезическим отделом МУП «Земельная палата».

В соответствии со статьей 53 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утверждёнными 27.10.2010 года решением Ставропольской городской Думы № 97, Зона П-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования промышленных предприятий. В зоне допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований. Одними из основных видов разрешенного использования земельных участков в данной зоне являются: гаражи боксового типа, многоэтажные, подземные и наземные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке; объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения.

Доводы администрации города Ставрополя о том, что земельный участок истца расположен в зоне СП-2 «Зона кладбищ» суд считает несостоятельными, поскольку судом установлено и подтверждается сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от ….. года № ….., в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах зон территориального планирования города Ставрополя и в орган кадастрового учета данные сведения не передавались, то есть до настоящего времени органом местного самоуправления - администрацией города Ставрополя в орган кадастрового учета не переданы сведения о координатах границ территориальных зон, в том числе и зоны, в которой расположен спорный земельный участок, принадлежащий истцу.

В статье 35 Правил землепользования и застройки города Ставрополя указано, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного исполь­зования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка.

Суд приходит к выводу, что невыполнение органом местного самоуправления указанной выше обязанности ставит под угрозу и нарушает права и законные интересы ФИО1

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» № ….. от …. г., уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» № …. от ….. г. – незаконными.

Обязать администрацию города Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ….., площадью 2 060 кв.м., расположенного по адресу: г. ….. с «по фактическому пользованию (открытая автостоянка)» на вид разрешенного использования «многоуровневая автостоянка с помещениями общественного назначения».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2013 года.

Судья И.А. Ещенко

Решение суда в законную силу не вступило.