ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1770/17 от 20.03.2017 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2 - 1770 /2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2017 года

Свердловский районный суд г.Костромы в составе председательствующего Кучиной Е.А., при секретаре Вагиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 ФИО7 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области ( межрайонное) о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Требования мотивировал тем, что является отцом малолетних детей - ФИО8, <дата> года рождения и ФИО9, <дата> года рождения, которые родились вне брака от гражданки <адрес>. Дети имеют гражданство Российской Федерации, с <дата> постоянно проживают с отцом, который занимается их воспитанием, осуществляет уход за ними и материально обеспечивает. <дата> обратившись к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, получил отказ, ввиду отсутствия у него права на получение такого сертификата. Такой отказ нарушает гарантированные Конституцией РФ права истца и его детей, оставшихся без материнского попечения, на меры соцподдержки, поскольку являясь одиноким и по сути единственным родителем сыновой, он имеет такие же права на установленные государством льготы и выплаты, как и мужчины являющиеся единственными усыновителями двух и более детей, либо одинокие матери.

В связи с реорганизацией территориальных органов ПФР в Костромской области произведена замена ответчика государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области на государственное учреждение - межрайонное Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 иск поддержали по изложенным в нем доводам.

ФИО1 суду пояснил, что с <дата> дети живут с ним в благоустроенной квартире, мать с сыновьями связь утратила, проживая в <адрес> вышла замуж и родила третьего ребенка, с сыновьями не общается, с праздниками не поздравляет, финансово не помогает. Взысканные алименты на содержание сыновей удерживаются с нее в общей сумме ... в месяц на обоих детей. Дети остались без попечения матери, он в одиночку их воспитывает. Сертификат намеревался использовать для получения образования детьми.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Определены меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. На реализацию данных мер в бюджет Пенсионного фонда РФ из федерального бюджета передаются средства - материнский (семейный) капитал.

Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее Федеральный закон N 256-ФЗ) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если они ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Пункт 3 части 1 статьи 3 указанного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки предоставляет и мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, при условии, что решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с <дата>.

Судом установлено, что ФИО1 является отцом ФИО10, <дата> года рождения и ФИО11<дата> года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении и об установлении отцовства (л.д.10-15).

Истец и его дети являются гражданами РФ. Матерью этих детей, согласно представленных документов является Живушко, ныне ФИО6, гражданка республики ...

Как заявляет истец, его дети фактически остались без попечения матери, утратившей с ними родственные связи, однако семья его не должна быть ограничена в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки ввиду отсутствия в ФЗ № 256 от 26.12.2006 г. нормы прямо предусматривающей такую гарантию определенной категории лиц, к которой он относится. Суд с данной позицией соглашается в силу следующего.

Часть 3 ст.19 Конституции РФ устанавливает равенство прав мужчины и женщины, а также равные возможности для их реализации. Данный принцип является общепризнанным на международном уровне. О необходимости равноправия мужчин и женщин говорится в преамбуле Устава ООН 1945 г. Международные пакты о правах человека 1966 г. содержат обязательства государств по обеспечению равного для мужчин и женщин права пользования всеми гражданскими и политическими правами, а также всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в данных пактах (ст. 3).

В статье 38 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Соответственно, в основе правового регулирования семейных отношений лежат принципы государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации), приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

При определении законодательных мер, гарантирующих реализацию прав и законных интересов ребенка как важнейшей конституционно значимой и социальной ценности, подлежат учету и требования международно-правовых актов, которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции, признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (преамбула, пункт 2 статьи 3, статья 4 и пункт 1 статьи 27).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 5 июля 2001 года № 135-О и от 16 ноября 2006 года № 496-О, и Конституция Российской Федерации, и международно-правовые акты исходят из того, что одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей; при этом понятием «семья» - наряду с понятиями «материнство», «детство», «отцовство» - охватывается, как следует из сопоставления статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации с положениями ее статей 7 (часть 2), 23 (часть 1) и 72 (пункт «ж» части 1), особая сфера жизни человека, являющаяся объектом конституционного регулирования, которое конкретизируется в нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Семья, воспитывающая несовершеннолетних детей, является экономически и социально уязвимой, что в силу Конституции Российской Федерации требует от государства создания условий, обеспечивающих, в том числе путем поддержания материального благополучия семьи, надлежащее выполнение родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей. Из необходимости предоставления семье как естественной и основной ячейке общества самой широкой охраны и помощи, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании, и содействия экономической, правовой и социальной защите семейной жизни в целях обеспечения условий для всестороннего развития семьи исходят и являющиеся составной частью правовой системы Российской Федерации Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. (ст. 10) и Европейская социальная хартия от 03.05.1996 (ст. 16).

Конституция Российской Федерации признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (ч. 2 ст. 38). Принцип равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей, получивший свое закрепление и конкретизацию в Семейном кодексе Российской Федерации, корреспондирует с положениями Конвенции о правах ребенка, возлагающей на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка (п. 1 ст. 18).

Из этого следует, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, тем более, если в такой семье воспитываются несколько малолетних детей.

На недопустимость установления различий, необоснованно ставящих семьи, воспитывающие детей, в неравное положение в вопросах доступа к льготам, направленным на поддержку детей и семьи в целом, указывал и Европейский суд по правам человека (Постановление от 31.03.2009 по делу «Веллер (Weller) против Венгрии»).

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливая широкий круг лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, свидетельствует о том, что оно призвано поддерживать детей и в целом семью, осуществляющую их воспитание, а не только компенсировать трудности матери, связанные с рождением ребенка. Лишение биологического отца права на получение указанного сертификата, призванного поддерживать всех лиц, воспитывающих двух и более детей, в то время как матери, приемные родители и опекуны имеют на него право, является, по мнению суда, недопустимым, поскольку истец подвергся бы дискриминации на том основании, что он является одиноким отцом при осуществлении своего права на уважение семейной жизни, что противоречит международно-правовым нормам и Конституции РФ.

В данном случае, семья истца, где дети лишены материнского попечения в силу сложившихся обстоятельств, не зависящих от их воли, не может быть ограничена в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки ввиду отсутствия нормы права, прямо предусматривающей такую гарантию определенной категории лиц, к которой относится истец.

Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются ли они учреждениями, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Суд полагает, что признанием на основании судебного решения права истца и его детей на получение сертификата, в отсутствие прямого правового регулирования вопроса о праве родителя-отца на получение сертификата для целей воспитания детей, оставшихся без попечения матери, обеспечивается равенство прав семей, имеющих детей, на получение в виде меры государственной поддержки сертификата на материнский (семейный) капитал иное, означало бы лишение их права на участие государства в создании условий, обеспечивающих семье М-вых достойную жизнь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 ФИО13 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) удовлетворить.

Признать право ФИО1 ФИО14 на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через суд вынесший решение в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.

Судья -