ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1770/2016 от 07.11.2016 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 07 ноября 2016 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Богданова Д.Ю.,

при секретаре Серовой И.Е.,

с участием: помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Паукшта В.А., представителя ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1770/2016 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города Нижнеудинска, а именно на пешеходном переходе, расположенном в районе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 <...>

УСТАНОВИЛ:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города Нижнеудинска, а именно на пешеходном переходе, расположенном в районе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Нижнеудинск» (далее по тексту МКОУ «СОШ № 10 г. Нижнеудинск») по улице Гоголя. В обоснование исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, направленного на профилактику детского травматизма. В силу ч.8 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и организации освещения улиц являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с актом контрольной проверки улично-дорожной сети от 24 августа 2016 года, в ходе обследования улично-дорожной сети было установлено, что в <...> в районе МКОУ «СОШ №10 г. Нижнеудинск» на пешеходном переходе в нарушение требований ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования правила применения» отсутствуют искусственные неровности, которые устанавливаются перед наземными нерегулируемыми пешеходными переходами у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. В нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют тротуары и подходы к пешеходному переходу. В нарушение требований ГОСТ Р52289-2004 «Технически средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствуют ограждения перильного типа на пешеходном переходе; отсутствуют дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 и 20 км/час» - 4 шт., 1.23 «Дети» на щите с флуоресцентной основой- 4 шт., дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность»-2 шт., 5.20 «искусственная неровность», 2шт, дорожные знаки 3.31 «Конец зоны всех ограничений», отсутствует дорожная разметка 1.24.2 дублирующая дорожный знак 3.24, 1.24. дублирующая дорожный 1.23, также отсутствует дорожная разметка 1.1; 1.6; 1.5, отсутствует светофор Т7, который обозначает нерегулируемый перекресток и пешеходные переходы. Таким образом, нестабильность в проведении работ по содержанию улично-дорожной сети, согласно требованиям ГОСТ Р52605-2006, ГОСТ Р52766-2007, ГОСТ Р52289-2004 ставит под угрозу безопасность дорожного движения, так как водители в отсутствие технических средств организации дорожного движения могут не соблюдать установленный скоростной режим, что приведет к угрозе нарушения прав граждан, в том числе несовершеннолетних лиц. Неисполнение администрацией Нижнеудинского муниципального образования полномочий в сфере дорожной деятельности приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, так как не осуществляются один из вопросов местного значения, напрямую предусмотренный п. 5 и п.21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ. Кроме того, неисполнение органами местного самоуправления требований в области содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных сооружений в границах населенных пунктов поселения, обеспечения безопасности дорожного движения приводит к угрозе нарушения прав граждан. В соответствии со ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ. Часть 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ. В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных сооружений в границах населенных пунктов поселения, а также организация освещения улиц с их финансовыми возможностями. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства влечет опасность возникновения на вышеназванных улицах в г. Нижнеудинске роста травматизма, дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей, создаются условия, способствующие совершению преступлений.

Нижнеудинский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах г. Нижнеудинска, а именно на пешеходном переходе, расположенном в районе МКОУ «СОШ №10 <...> создать искусственную неровность в соответствии с требованиями ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования правила применения»; оборудовать пешеходный переход дорожными знаками, разметкой, расположить с обеих сторон дороги тротуары и подходы к пешеходному переходу в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования»; оборудовать на пешеходном переходе ограждения перильного типа, светофор Т7, который обозначает нерегулируемый перекресток и пешеходные переходы в соответствии с требованиями ГОСТ Р52289-2004 «Технически средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров дорожных ограждений и направляющих устройств».

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Паукшта В.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Администрации Нижнеудинского муниципального образования ФИО1 в судебное заседание представила письменное заявление, согласно которому исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признала полностью, правовые последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Пояснила, что бюджет Нижнеудинского муниципального образования на 2016 г. принят с дефицитом, размер дефицита местного бюджета 12,5% утвержденного объема доходов местного бюджета, что превышает требуемые нормы согласно Бюджетному кодексу РФ. В 2017 году планируется завершение трех инвестиционных проектов при условии софинансирования из средств местного бюджета по реконструкции русловых водозаборных сооружений, децентрализованной системе теплоснабжения, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, в связи с чем принятие дополнительных расходных обязательств в бюджет Нижнеудинского муниципального образования не представляется возможным. Мероприятия по обустройству пешеходных переходов возможно только в соответствии с утвержденной Муниципальной программой «Повышения безопасности дорожного движения в Нижнеудинском муниципальном образовании на период с 2013 по 2020 г.г.» Согласно локальному сметному расчету для обустройства только одного пешеходного перехода требуется 1342782 руб. На 2016 год уже заключен муниципальный контракт на обустройство пешеходного перехода возле школы № 10 по ул. Некрасова, а с ул. Гоголя в наличие уже имеются разметка пешеходного перехода и дорожные знаки, и на 2017 г. на обустройство пешеходного перехода у школы-интерната № 5. В связи с изложенным, представитель ответчика - ФИО1 просила установить разумный срок для обустройства пешеходного перехода в районе МКОУ «СОШ №10 <...> до 31 декабря 2021 года.

Выслушав помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Паукшта В.А., представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, заявление и доказательства, предоставленные представителем ответчика, суд считает возможным иск удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При таких обстоятельствах суд с учётом признания иска ответчиком считает возможным в мотивировочной части решения указать только на признание иска ответчиком, принятие этого признания судом и удовлетворить иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в полном объёме.

Доводы представителя ответчика об установлении разумного срока для обустройства пешеходного перехода в районе МКОУ «СОШ №10 <...> а именно: создании искусственной неровности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования правила применения»; оборудовании пешеходного перехода дорожными знаками, разметкой, расположении с обеих сторон дороги тротуаров и подходов к пешеходному переходу в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования»; оборудовании на пешеходном переходе ограждения перильного типа, светофора Т7, который обозначает нерегулируемый перекресток и пешеходные переходы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технически средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров дорожных ограждений и направляющих устройств», до 31 декабря 2021 года, суд считает обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Принять от ответчика - Администрации Нижнеудинского муниципального образования признание иска Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, о возложении обязанности обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города Нижнеудинска, а именно на пешеходном переходе, расположенном в районе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 <...>.

Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города Нижнеудинска, а именно на пешеходном переходе, расположенном в районе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 <...> удовлетворить.

Обязать Администрацию Нижнеудинского муниципального образования обеспечить безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах г. Нижнеудинска, а именно на пешеходном переходе, расположенном в районе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 <...> создать искусственную неровность в соответствии с требованиями ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования правила применения»; оборудовать пешеходный переход дорожными знаками, разметкой, расположить с обеих сторон дороги тротуары и подходы к пешеходному переходу в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования»; оборудовать на пешеходном переходе ограждения перильного типа, светофор Т7, который обозначает нерегулируемый перекресток и пешеходные переходы в соответствии с требованиями ГОСТ Р52289-2004 «Технически средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров дорожных ограждений и направляющих устройств», в срок до 31 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Д.Ю. Богданов