Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 июля 2021 года город Тольятти Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Никулиной Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1770/2021 по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании сведений об обременении земельного участка отсутствующими, исключении их из ЕГРН, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании сведений об обременении земельного участка отсутствующими, исключении их из ЕГРН. Заявленные требования мотивированы тем, что истцу принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: <адрес> Указанный земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с предыдущим собственником ФИО2 На своем земельном участке площадью 996,00 кв.м, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка, истец планирует построить жилой дом. С целью получения разрешения на строительство дома, истцом была подготовлена техническая документация, уведомление о планируемом строительстве жилого дома, градостроительный план земельного участка, для предъявления в администрацию Ставропольского района Самарской области. На обращение истца администрацией м.р. Ставропольский Самарской области выдано уведомление от 10.06.2020 о несоответствии указанных в уведомлении характеристиках и параметры планируемого жилого дома сведениям земельного участка в связи с тем, что участок предоставлен без права строительства, участок расположен в 3 поясе зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения, на территории которых размещение объектов строительства возможно после процедуры специального согласования. В судебное заедание истец не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель ответчика - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в просит рассмотреть дело без своего участия и принять решение на усмотрение суда по имеющимся в деле доказательствам. Представитель третьих лиц - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, администрации с.п. Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили. Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд не находит оснований к удовлетворению иска. В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с ч.1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права. Из материалов дела следует, что истцу принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: <адрес> Указанный земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от 14.09.2018, заключенного с предыдущим собственником ФИО2 На своем земельном участке площадью 996,00 кв.м, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка, истец планирует построить жилой дом. С целью получения разрешения на строительство дома, истцом была подготовлена техническая документация, уведомление о планируемом строительстве жилого дома, градостроительный план земельного участка, для предъявления в администрацию Ставропольского района Самарской области. На обращение истца администрацией м.р. Ставропольский Самарской области выдано уведомление от 10.06.2020 о несоответствии указанных в уведомлении характеристиках и параметры планируемого жилого дома сведениям земельного участка в связи с тем, что участок предоставлен без права строительства, участок расположен в 3 поясе зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения, на территории которых размещение объектов строительства возможно после процедуры специального согласования. При этом согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ спорный земельный участок истца не имеет никаких сведений об ограничении (обременении), что также подтверждается указанным договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между истцом и предыдущим собственником ФИО2, зарегистрированного в реестре за номером № С целью устранения данного несоответствия, имеющихся в реестре и сведениях органа местного самоуправления, истец обратился в администрацию м.р. Ставропольский Самарской области за внесением изменений о земельном участке в части исключении обременения. Письменным ответом администрации м.р. Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ истца было отказано во внесении изменений по причине того, что земельный участок, по адресу: <адрес> был передан в собственность ФИО2 на основании договора купли-продажи от 23ДД.ММ.ГГГГ№, в котором имелось ограничение (обременение) в виде охраной зоны инженерных сетей «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», без права на строительства. Условия по данному договору были надлежащим образом исполнены, какие либо изменения или дополнения обязательств по исполненному договору невозможны. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации указанное обременение определяется, как сервитут- право ограниченного пользования чужим земельным участком. При этом сервитут не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, другие вещные права, в том числе сервитуты, подлежат государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрации прав на недвижимое имущество. Следовательно, указанное обременение должно было быть зарегистрировано сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно ст. 276 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Утрата обременения в виде запрета на строительство на земельном участке произошла в момент утверждении публичными слушаниями Решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) о установлении территориальной зоны «Ж-1» и установлении градостроительного регламента. Следовательно, спорный земельный участок не имеет обременения «Без права строительства». Истец имеет намерения осуществить строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке. Свое намерение о строительстве жилого дома истец согласовал с Управлением Роспотребнадзором по Самарской области, что подтверждается письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ№. Из письменного сообщения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в том числе в случае, если строительство планируется осуществлять в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В связи с введением в действие Федерального закона от 18.12.2006г. 232-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации с 01.01.2007г. государственная экспертиза проектной документации проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию капитального строительства. Согласно п. 5. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям. В соответствии с требованиями п.6 статьи 49 указанного нормативного документа, не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной названной статьей. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации строительства в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения к перечисленным исключениям не отнесена. Любое согласование тех или иных документов с Роспотребнадзором предполагает проведение их оценки на соответствие санитарным нормам и правилам, при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов. В рамках российской правовой системы федеральные законы имеют преимущественную силу над подзаконными актами. При наличии противоречий между положениями федерального закона и подзаконного акта применению подлежат нормы федерального закона, как вышестоящего нормативного правового документа. Таким образом, оценка соответствия проектных документов санитарным правилам и нормативам, в том числе и по вопросу возможности осуществления работ в 3 поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения проводится в рамках государственной строительной экспертизы. При размещении объектов в границах 3 пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, проведение работ должны выполняться требования санитарного законодательства, в том числе требований п.3.2.2, п.3.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». Согласно письменному сообщению Управления Роспотребнадзора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Роспотребнадзор и его территориальные органы реализуют свои полномочия и выполняют определенные функции в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322. Согласно п.и. 6.2, 6.5 указанного Положения Роспотребнадзор вправе давать разъяснения, также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесённым к своей компетенции, т.е. в установленной сфере деятельности и лишь в пределах закреплённых полномочий. Ответ на заявление ФИО1 является разъяснением действующего законодательства и полномочий органов Роспотребнадзора. Абзац, изложенный в ответе ФИО1 (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) относительно отсутствия необходимости проведения экспертизы проектной документации ИЖС и садовых домов, является ничем иным как цитированием положений Градостроительного кодекса РФ. Абзац относительно оценки соответствия проектных документов санитарным правилам и нормам, в том числе по вопросу возможности осуществления работ в 3 поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и проводимой в рамках государственной экспертизы относится к тем проектным документам, проведение экспертизы которых предусмотрено действующим законодательством РФ. Помимо прочего, территориальный отдел сообщает, что в связи с вступлением в силу 21.01.2011 г. Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» исключен пункт 3 «предоставление земельных участков для строительства допускается ПРИ наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам». В соответствии с п. 2 статьи 44 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной влаети, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. Согласно п.7 ет.54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004г. не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора. В соответствии с вышеизложенным, территориальными органами Роспотребнадзора не осуществляется подготовка заключений о выборе земельного участка для строительства, санитарно-эпидемиологический надзор за строящимися объектами и не осуществляется приемка объектов в эксплуатацию. Согласно письменному ответу администрации м.р. Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№, договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключен администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области с ФИО2 Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также представленным истцом документам ФИО2 не является собственником данного земельного участка. Кроме того, предметом данного договора купли-продажи земельного участка являлся земельный участок с кадастровым номером № для ведения садоводства. В связи с изложенным, а также в силу того, что обязательства по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сторонами были выполнены в полном объеме и указанный договор в силу закона является исполненным, заключение дополнительных соглашений к нему не представляется возможным. Также сообщает, что ограничения в использовании земельного участка с кадастровым номером № указывались в договоре купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в силу градостроительных, санитарных норм и правил, действующих на момент заключения указанного договора. Государственная регистрация прекращения ограничения осуществляется в порядке установленным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с приложением документов, подтверждающих возможность строительства согласно действующим градостроительным регламентам на испрашиваемом земельном участке. Как следует из письменного сообщения администрации с.п. Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№, на территории с.п. Ягодного находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 996,00 м2, расположенный по адресу: <адрес> собственником которого является ФИО1, на основании договора купли продажи отДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка. В данном договоре имеется ограничение (обременение), охранной зоны инженерных сетей «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно питьевого назначения»; а в сведениях из ЕГРН помимо охранной зоны инженерных сетей имеется, также запись земельный участок предоставлен без права строительства. Ранее в 2007 году участки, расположенные на Массиве Садовый использовались под огороды, отсутствовала дорога и доступ к участкам, а также отсутствовали коммуникации в связи с чем, администрацией Ставропольского района были наложены ограничения в виде записи Земельный участок предоставлен без права строительства. На массиве «Садовом» на данный момент все участки сформированы под индивидуальное жилищное строительство, проведены коммуникации, отсыпана дорога, все построенные дома прошли государственную регистрацию права, ограничений ни у кого нет. Администрация сельского поселения создала все условия для жизнедеятельности и строительства индивидуальных жилых домов на массиве. Ограничение (обременение) земельный участок предоставлен без права строительства на сегодняшний день не актуально, так как участок с кадастровым номером № согласно ПЗЗ сельского поселения Ягодное м.р.Ставропольский Самарской области утверждённых на публичных слушаниях решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) находится в территориальной зоне «Ж-1» что соответствует виду разрешенного использования (индивидуальная жилая застройка). Отделом архитектуры и градостроительства выдан ГПЗУ на данный участок, где показана зона застройки и кроме III пояса охранной зоны источников водоснабжения других ограничений и зон нет. На самом земельном участке нет инженерных сооружений и коммуникации в виде центрального водопровода, технического водопровода, газопровод, линия ЛЭП, это подтверждает акт обследования земельного участка. Выполнено условие договора в части охранной зоны инженерных сетей «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» а именно, получено согласование на право строительство жилого дома на земельном участке от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в.г. Тольятти вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ. В связи, с чем просит снять с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ограничение (обременение) в виде записи: Земельный участок предоставлен без права строительства. Согласно выкопировке из ПЗЗ с. Ягодное земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне «Ж1». Статьей 276 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию собственника земельного участка предусмотрено прекращение ограничения (обременения) в связи с утратой оснований, по которым оно было установлено. В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. С учетом изложенного, отсутствием оснований для сохранения обременения, а также ПЗЗ спорного земельного участка, вид разрешенного использования, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в полном объеме. Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковое заявление ФИО1 – удовлетворить. Признать отсутствующим ранее указанного обременения в виде охранной зоны инженерных сетей «Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», без права на строительство, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> в связи с утратой обременения в виде запрета на строительство в момент утверждения публичными слушаниями Решения Собрания представителей сельского поселения «Ягодное» муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) об установлении территориальной зоны «Ж-1» и установлении градостроительного регламента. Исключить из сведений ЕГРН запись в части ограничения обременением права - «земельный участок предоставлен без права строительства» в отношении земельного участка с кадастровым номером № Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд. Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2021 года. Судья-подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья УИД 63RS0027-01-2021-002139-68 |