Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1771/11 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Носовой О.В.,
с участием истца Рубцова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубцова А.О. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Рубцов А.О. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Конкурсной комиссии Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в постановке истца в кадровый резерв, возложении на ответчика обязанности включить его в кадровый резерв. Кроме того, Рубцов А.О. просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30000 руб. (л.д. 31).
В обоснование заявленных требований истец указал, что 26.10.2010 г. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о включении его в кадровый резерв на замещение государственной должности государственной гражданской службы. По итогам конкурса по рассмотрению вопроса о постановке кандидатов в кадровый резерв Рубцову А.О. было отказано в связи с отсутствием вакансий в финансово – экономическом отделе, и непродолжительностью работы истца в должностях, требующих наличие высшего юридического образования, а также длительными перерывами в его работе. С данным решением истец не согласен, так как конкурс проходил на включение в кадровый резерв, а не на замещение конкретной должности. Рубцов А.О. указывает, что имеет два высших образования и два года стажа на государственной гражданской службе, имеет классный чин юстиции – юрист 3-го класса и положительные характеристики. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, поскольку узнав об отказе в постановке в кадровый резерв истец был чрезвычайно расстроен, испытал потрясение. Рубцов А.О. не может решить проблему трудоустройства, состоит на учете в центре занятости населения, находится на содержании родителей. Пережитые нравственные страдания истец оценил в 30000 руб.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. При этом Рубцов А.О. пояснил, что готов занять вакантную должность заместителя начальника отдела правового обеспечения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю либо заместителя начальника Отдела Орджоникидзевского района.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 28). Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Из представленного ранее отзыва следует, что ответчик иск не признает, считая его необоснованным. Конкурс по включению в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы проводится заочно, путем конкурса представленных гражданами документов. При формировании кадрового резерва учитываются прогноз изменения организационной структуры и штатной численности Управления, степень обеспеченности кадровым резервом, потребность Управления в тех или иных специалистах. Требования, предъявляемые к кандидатам, высоки, так как Управление, являясь федеральным органом исполнительной власти, обязано обеспечить выполнение возложенных на него функций на высоком профессиональном уровне. По итогам конкурса с учетом объективных потребностей Управления в конкретных должностях гражданской службы и предъявляемых к ним квалификационных требований, было принято решение об отказе Рубцову А.О. в постановке в кадровый резерв Управления (л.д. 21 - 22).
Суд, выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ с учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв).
Кадровый резерв формируется также в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона.
Кадровый резерв формируется для замещения:
1) вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
2) вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
3) должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Федерального закона.
Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации - правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего.
На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов Российской Федерации, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов Российской Федерации федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Положение о кадровом резерве на гражданской службе утверждается соответственно Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации .
Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Пермского края утверждено Указом губернатора Пермского края от 12.03.2007 г. № 13 (далее по тексту – Положение).
Согласно п. 3.1. Положения Конкурс на включение в кадровый резерв заключается в оценке профессиональных и личностно-деловых качеств кандидатов на включение в кадровый резерв, их соответствия квалификационным требованиям к резервируемой должности .
В силу п. 2.4. Положения в государственном органе ежегодно анализируется потребность государственного органа в кадровом резерве и определяется необходимая численность кандидатов на включение в кадровый резерв по каждой типовой должности.
При анализе потребности государственного органа в кадровом резерве учитываются: итоги работы с кадровым резервом за предыдущий календарный год; оценка состояния и прогноз текучести кадров гражданских служащих; прогноз изменения организационной структуры и(или) штатной численности государственного органа; степень обеспеченности кадровым резервом типовой должности; прогноз исключения гражданских служащих (граждан) из кадрового резерва .
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по резервируемой должности (п. 5.2. Положения).
Согласно п. 4.4. Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к резервируемой должности .
В соответствии с п.п. 5.4., 5.5. Положения оценка профессиональных и личностно-деловых качеств кандидатов производится по установленным критериям. Критерии оценки профессиональных и личностно-деловых качеств кандидатов устанавливаются исходя из соответствующих квалификационных требований к резервируемой должности, других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
При проведении конкурса осуществляется сравнение и соотношение оцененных качеств кандидатов квалификационным требованиям к резервируемой должности, а также отбор кандидатов, наиболее подходящих для работы при ее замещении.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
26.10.2010 г. Рубцов А.О. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке в кадровый резерв (л.д. 5).
Рубцов А.О. является обладателем дипломов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» г. Москва и Пермского филиала Высшей школы экономики г. Москва (л.д. 6,7).
Продолжительность стажа Рубцова А.О. государственной гражданской службы составляет 1 год 11 месяцев 8 дней (трудовая книжка – л.д. 8 – 15).
Истец положительно характеризуется (л.д. 16, 17), состоит на учете в качестве безработного (л.д. 20).
По итогам заседания конкурсной комиссии 02.12.2010 г. Рубцову А.О. отказано во включении в кадровый резерв на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Мотивами отказа явились следующие причины:
-отсутствие вакансий в финансово – экономическом отделе, штат укомплектован полностью;
-периоды работы истца в должностях, требующих наличие высшего юридического образования непродолжительны;
-в служебном списке имеются длительные перерывы в работе (протокол № 8 от 02.12.2010 г. – л.д. 23 – 24).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Рубцова А.О.
Заявление Рубцова А.О. о включении его в кадровый резерв на замещение государственной должности государственной гражданской службы от 26.10.2010 г. рассмотрено Конкурсной комиссией Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ и Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Пермского края, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 12.03.2007 г. № 13.
При этом ответчиком произведена оценка профессиональных и личностно-деловых качеств всех кандидатов по установленным критериям, исходя из соответствующих квалификационных требований к резервируемой должности, других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. При проведении конкурса осуществлено сравнение и соотношение оцененных качеств кандидатов квалификационным требованиям к резервируемой должности, а также отбор кандидатов, наиболее подходящих для работы при ее замещении.
В ходе проведения конкурса на включение граждан в кадровый резерв ответчиком с учетом наличия вакантных должностей принято решение о об отказе во включении в него истца, в связи с несоответствием его профессиональных и личностно-деловых качеств резервируемой должности.
Рубцовым А.О. не представлено доказательств того, что ответчик необоснованно отказал ему во включении в кадровый резерв Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, а также того, что у него имелись преимущества перед другими кандидатами, включенными в кадровый резерв (ст. 56 ГПК РФ).
При этом суд учитывает, что в соответствии с нормами действующего законодательства, включение кандидатов в кадровый резерв Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю осуществляется с учетом наличия вакансий, и соответствия кандидатов квалификационным требованиям к конкретной резервируемой должности.
Доводы истца о его готовности занять вакантные должности заместителя начальника отдела правового обеспечения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю либо заместителя начальника Отдела Орджоникидзевского района не могут быть приняты судом во внимание, поскольку истец не отвечает обязательным квалификационным требованиям, предъявляемым к данным должностям. Так, стаж государственной гражданской службы Рубцова А.О. менее двух лет, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 8 – 15).
В целях оптимального согласования интересов работодателя и потенциального служащего, исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ, Управление в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций на высоком профессиональном уровне, самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения и подбор кандидатов на замещение вакантных должностей. Принятие указанных решений является правом, а не обязанностью работодателя. Аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».
Кроме того, из смысла п. 6.6. Положения следует, что включение гражданина в кадровый резерв государственного органа является правовым актом государственного органа края.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю входит в структуру Министерства экономического развития Российской Федерации.
Суд полагает, что решение вопросов о включении гражданина в кадровый резерв государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и не входит в компетенцию судебных органов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности включить Рубцова А.О. в кадровый резерв, поскольку фактически истец просит суд обязать ответчика принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; в то время как принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, а вмешательство в деятельность и ограничение прав федерального органа исполнительной власти Российской Федерации не допускается в силу закона.
Оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда суд также не усматривает, поскольку в силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда .
Истцом не представлено доказательств причинения ему физических или нравственных страданий действиями ответчика. Судом установлено, что права истца ответчиком не нарушены.
Рубцов А.О. не работает с 20.04.2009 года (л.д. 15). Оспариваемое решение принято ответчиком 02.12.2010 г. При таких обстоятельствах суд не усматривает наличие причинно – следственной связи между безработицей истца и действиями ответчика.
Требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат в силу положений ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Рубцова А.О. отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)