ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1772/20 от 29.06.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2020 года г. Самара

Октябрьский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1772/20 по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к АО «Самаранефтегаз» об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

УСТАНОВИЛ:

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений установлено, что АО «Самаранефтегаз» эксплуатирует нефтяной амбар № 1 Сосновский Т.П. Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ГТС - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные дня использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, установлении обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС, урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Письмом Ростехнадзора от 03.02.2016 года № 10-00-12/178 «О преддекларационном обследовании гидротехнических сооружений» установлено, что согласно Положению о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1988 года № 1303, составлению декларации безопасности ГТС предшествует обследование ГТС, которое организуется собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием органа надзора. В дополнение к требованиям Положения издан приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 года № 625 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности». В соответствии со ст. 4 упомянутого приказа к участию в обследовании ГТС декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС. Других требований по составу и квалификации участников преддекларационного обследования ГТС нормативными документами не установлено. Вместе с тем обществом не проведено преддекларационное обследование вышеуказанного объекта с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России. В связи с изложенным прокуратурой 22.01.2020 в адрес генерального директора общества внесено представление. Однако до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения законодательства о безопасности ГТС не устранены. В результате неисполнения обществом вышеуказанной обязанности нарушаются права неопределённого круга лиц, граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от дата № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 1,2 ГК РФ. Просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование нефтяного амбара № 1 Сосновский Т.П. с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Определением суда от 29.06.2020 года гражданские дела по искам Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к АО «Самаранефтегаз» об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений за номерами № 2-1691/2020, 2-1690/2020, 2-1688/2020, 2-1770/2020, 2-1771/2020, 2-1769/2020, 2-1766/2020, 2-1768/2020, 2-1773/2020, 2-1767/2020 были объединены с вышеуказанным гражданским делом в одно производство.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование площадки временного хранения и переработки замазученных грунтов «Тверская» с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование площадки экологически безопасного хранения замазученного грунта, собранного после ликвидации пожара на УПН «Радаевская», с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №... в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование шламового амбара УКПН -2 с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование площадки для размещения и переработки нефтесодержащих отходов и пункта приема и очистки жидкой фракции с порывов трубопроводов на Горбатовском месторождении с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН 6315229162; ОГРН 1026300956990) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование нефтяного амбара № 3 Яблоневский Т.П. с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №... в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование амбара № 1 Яблоневский Т.П. с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование шламового амбара УКПН -2 «Радаевская» с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование нефтяного амбара № 1 (большой) УПН «Радаевская» с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование шламонакопителей (илонакопителей с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России».

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд обязать АО «Самаранефтегаз» (ИНН №...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование площадки временного хранения и переработки замазученных грунтов в районе п. Подлесный с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

В судебном заседании представитель истца Мавлютов Е.Р., действующий на основании служебного удостоверения № ТО 257611, исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные иску.

В судебном заседании представители ответчика АО «Самаранефтегаз» Рассказова С.Р., действующая на основании доверенности от 01.01.2020 года, Павлова Н.Н., действующая на основании доверенности от 01.01.2020 года, возражали против удовлетворения иска по основаниям письменного отзыва на иск, дополнив, что все мероприятия, которые зависели от АО «Самаранефтегаз» выполнены, издан приказ о проведении обследования, составлен график обследования и направлен для согласования Ростехнадзор и МЧС, акты находятся на согласовании у участников обследования.

В судебное заседание представитель ГУ МЧС России по Самарской области не явились, предоставили отзывы, в котором просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Из представления об устранении нарушений федерального законодательства № 15-202 от 22.01.2020 года вынесенного Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой судом установлено, что согласно сведениями государственного реестра объектов размещения отходов АО «Самаранефтегаз» эксплуатирует: Нефтяной амбар № 1 Серноводское месторождение; Нефтяной амбар № 1 Сосновский Т.П.; Нефтяной амбар № 1 УКОН г. Похвистнево; Нефтяной амбар № 1 (большой) УПН «Радаевская»; Нефтяной амбар № 1 УПН «Якушкинская»; Нефтяной амбар № 1 УПСВ «Козловская»; Нефтяной амбар № 1 Яблоневский Т.П.; Нефтяной амбар № 2 УПН «Радаевская»; Нефтяной амбар № 2 УПН «Якушкинская»; Нефтяной амбар № 2 Яблоневский Т.П.;Нефтяной амбар № 3 Яблоневский Т.П.; Пруды дополнительного отстоя № 1 -2 УКШ1-2; Пруд дополнительного отстоя № 1 УКПН-1; Пруды дополнительного отстоя № 3-4 УКПН-2; Пруды дополнительного отстоя № 7-8 УКПН-2; Шламовый амбар УКПН-2; Шламонакопители (илонакопители) № 2, 3 УКПН-2; Шламонакопители (илонакопители) УКПН-1;Шламонакопители (илонакопители) УКПН-2; Пруды дополнительного отетоя-2шт.; Шламонакопители (илонакопители); Пруды дополнительного отстоя-2шт.; Технологический амбар;Илонакопители (шламонакопители) № 3-14; Площадку для хранения и переработки замазученных грунтов на Козловских Г.С.; Площадку экологически безопасного хранения замазученного грунта, собранного после ликвидации пожара на УПН «Радаевская»; Площадку для хранения и рекультивации загрязнённых почв в районе п.Подлесный; Площадку временного хранения и переработки замазученных грунтов «Тверская»; Площадку переработки замазученных грунтов на Михайловско-Коханском месторождении; Площадку для размещения и переработки нефтесодержащих отходов и пункта приёма и очистки жидкой фракции с порывов трубопроводов на 1 орбатовском месторождении.

18.02.2020 года АО «Самаранефтегаз» направило в адрес Средне- Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору письмо, в котором просила выделить специалиста для проведения обследования спорных объектов.

Приказом АО «Самаранефтегаз» № 511-П от 19.03.2020 года создана комиссия по проведению обследования объектов размещения отходов АО «Самаранефтегаз», утвержден состав комиссии, приказано: «При проведении обследования с целью оценки возможности отнесения объектов, указанных в Мероприятиях, к гидротехническим сооружениям руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Обследование проводить в соответствии с Графиком проведения обследования объектов размещения отходов АО «Самаранефтегаз» согласно приложению к настоящему приказу. По результатам обследования оформить по каждому объекту соответствующий акт, подписанный членами комиссии, указанной в п. 1 настоящего приказа, и представителями государственных органов, указанных в п. 2.1 настоящего приказа. Первому заместителю генерального директора по производству - главному инженеру Останкову Н.А. в случае установления по результатам проведенного согласно настоящему приказу обследования факта отнесения объектов, указанных в Мероприятиях, к гидротехническим сооружениям, обеспечить проведение преддекларационного обследования таких объектов, руководствуясь требованиями Письма Ростехнадзора от 03.02.2016 года № 10-00-12/178 «О преддекларационном обследовании гидротехнических сооружений».

График проведения обследования вышеуказанных объектов утвержден и является приложением к приказу АО «Самаранефтегаз» № 511-П от 19.03.2020 года.

Согласно письма № СИГ05/2-00949 от 21.02.2020 года АО «Самаранефтегаз», направленного в адрес заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что по результатам рассмотрения представления АО «Самаранефтегаз» приняты меры к надлежащему его исполнению, а именно: специалистами Общества проведено визуальное обследование указанных в Представлении объектов в период с 29.01.2020 по 14.02.2020 года, констатировано наличие плотного снежного покрова, препятствующего проведению полного и всестороннего обследования. Также разработаны конкретные мероприятия по проведению совместного обследования объектов с участием уполномоченных надзорных органов (Ростехнадзора и МЧС России, как указано в Представлении), пункты мероприятия, связанные с подготовкой к проведению обследования успешно выполнены в запланированные сроки.

22.06.2020 года АО «Самаранефтегаз» направило в адрес Средне- Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору письмо № СНГ01/8-1832, в котором просило направить в АО «Самаранефтегаз» направить в свой адрес итоговую информацию по результатам проведенных обследований.

29.06.2020 года АО «Самаранефтегаз» направило в адрес начальника ГУ МЧС России по Самарской области письмо № СНГ01-/8-1881, в котором направило акты для подписания по результатам проведенных обследований в том числе по объектам по предмету спора.

29.06.2020 года АО «Самаранефтегаз» направило в адрес Средне- Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору письмо № СНГ01/8-1882, в котором направило акты для подписания по результатам проведенных обследований, в том числе по объектам по предмету спора.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Исходя из положений ст.3 вышеприведенного закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

В силу ст.10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

В п.7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 года «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

Согласно п.4 Приказа Ростехнадзора от 03.11.2011 года № 625 «Об утверждении дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления…» при подготовке Декларации осуществляется обследование ГТС, которое организуется Декларантами в соответствии с требованиями пункта 7 Положения. К участию в обследовании Декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы Деклараций. Обследование ГТС проводится в течение календарного года до представления Декларации на экспертизу.

Исходя из положений вышеприведенной нормы ст.12 ГК РФ способ защиты права путем пресечения действий и бездействий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, носит превентивный характер, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из представленных материалов дела следует, что ответчиком проведены мероприятия по проведению преддекларационного обследования объектов гидротехнического сооружения, указанных в исковых заявлениях истца.

Так, АО «Самаранефтегаз» издан приказ № 511-П от 19.03.2020 года о создании комиссии по проведению обследования объектов размещения отходов, составлен график проведения обследований, который согласован с Ростехнадзором и МЧС России по Самарской области, в адрес последних направлены акты обследования для подписания. Вследствие чего, суд полагает, что ответчиком в пределах заявленных Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой требований «обязании АО «Самаранефтегаз» провести преддекларационное обследование с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России» исполнены требования по преддекларационному обследованию в части заявленных истцом требований. Доводы представителя истца о том, что не представлены акты обследования, суд полагает, что не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку такие требования истцом не заявлены, само подписание актов зависит не только от действий ответчика, но от лиц, принимавших участие в обследовании объектов.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами закона, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к мнению, что оснований для привлечения АО «Самаранефтегаз» к гражданско-правовой ответственности не имеется, отказ в иске не препятствует истцу проводить контрольные функции в части иных требований к ответчику.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2020 года.

Судья Доценко И.Н.