ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1773/2013 от 11.10.2013 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Гр.дело № 2-1773/2013 (Решение вступило в законную силу 11.10.2013)

Р Е Ш Е Н И Е   Именем Российской Федерации

10 сентября 2013 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,

при секретаре Кутрюмовой Н.В.,

с участием прокурора Пучковой А.Ю.,

представителя ответчика Воскресенской В.Г.,

  по иску прокурора города Апатиты в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая» об обязании организовать места для накопления и накопление отработанных ртуть содержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая» (далее - ООО «Вторая управляющая») об обязании организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В обосновании своих требований указывает, что прокуратурой г. Апатиты проведена проверка соблюдения исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой в деятельности ответчика выявлен факт нарушения действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и в сфере содержания общего имущества многоквартирного дома.

Как следует из п.2.5 устава ООО «Вторая управляющая» одним из видов деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда. По состоянию на <дата> ООО «Вторая управляющая» осуществляет управление <.....> жилыми многоквартирными домами г.Апатиты на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенными с собственниками жилых помещений и товариществами собственников жилья (ТСЖ) указанных домов, согласно которым собственники жилых помещений и ТСЖ передали управляющей организации функции управления многоквартирными домами. Целью договоров является обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п.п. д (1) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности (указанный подпункт введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Указанные Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц.

Согласно п. 2 данных Правил потребители ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением, а накопление - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.

Согласно п. 4 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

Таким образом, ООО «Вторая управляющая» в нарушение указанных норм действующего законодательства, осуществляя содержание общего имущества многоквартирных домов на территории г.Апатиты, находящихся в управлении, не организовало места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с федеральным квалификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ 02.12.2002 №786, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

В нарушение указанных норм действующего природоохранного и жилищного законодательства Российской Федерации, ООО «Вторая управляющая» не исполняет их надлежащим образом, а именно, осуществляя содержание общего имущества многоквартирных домов на территории г. Апатиты, находящихся в управлении, не организовало места для накопления и накопление отработанных рутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. В связи с этим, ООО «Вторая управляющая» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может повлечь причинение существенного вреда жизни, здоровью граждан, вреда животных, растениям и окружающей среде.

Просит обязать ООО «Вторая управляющая» в срок до <дата> организовать места для накопления и накопление отработанных рутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Прокурор г.Апатиты в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что ртутьсодержащие лампы не являются бытовым мусором, опасны для хранения и не могут храниться вместе с пищевыми отходами, в связи с этим требуется организация специальных пунктов приема – мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп. Считает, что обязанность по организации таких мест в полном объеме лежит на Администрации г.Апатиты, которая до настоящего времени положения регулирующего указанный вопрос не приняла. На совместных совещаниях Администрации г.Апатиты, с участием представителей прокуратуры, неоднократно поднимался указанный вопрос, однако до настоящего времени он не решен. Не оспаривает тот факт, что ртутьсодержащие лампы относятся к твердым бытовым отходам и являются отходами производства и потребления. Считает также, что пункты накопления подобных отходов должны быть организованы не за счет управляющей компании, которая не имеет на это финансовых средств, а путем внесения в строку «Содержание и ремонт» отдельной статьи расходов в отношении ртутьсодержащих ламп, что неизменно повлечет увеличение оплаты по указанной строке и вызовет возражения собственников жилья, которые могут отказаться голосовать на общем собрании за увеличение коммунальных платежей.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» благоприятные условия жизнедеятельности человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия).

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

При этом под отходами производства и потребления в силу ст. 1 указанного Федерального закона понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» … организации всех форм собственности,…обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно частей 1, 1.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, …, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, …; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В соответствии с п.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу п.п. «а» п. 16. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

В соответствии с подпунктами «д», "д(1)" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов…, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Как следует из п.1 указанных Правил, данные правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц.

Согласно п.4 и п.7 указанных Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.01.2003 N 4107) отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> ООО «Вторая управляющая» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории г. <.....>, по адресу: <адрес> (л.д. 20-21).

В соответствии с п.2.5 Устава ООО «Вторая управляющая» одним из видов деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда (л.д. 7-19).

Как следует из материалов дела, по состоянию на <дата> ООО «Вторая управляющая» осуществляет управление <.....> жилыми многоквартирными домами г.<.....>, расположенными по адресам: <адрес>, на основании типовых договоров управления многоквартирными домами, заключенными с собственниками жилья (л.д. 25).

Из типового договора управления многоквартирным домом следует, что целью (предметом) договора является надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме (л.д. 28, 40).

Управляющая организация принимает на себя и осуществляет на условиях договора функции управления многоквартирным домом по оказанию услуг и выполнению работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, по предоставлению коммунальных услуг собственникам (нанимателям, арендаторам, иным законным пользователем помещений) и их членам семьи.

В материалах дела имеется копия договора <№>, заключенного <дата> между ООО «Вторая управляющая» и ООО «<.....>» на размещение и утилизацию ртутьсодержащих отходов первого класса опасности (л.д. 49).

Таким образом, действия ответчика по заключению указанного Договора подтверждают его обязанность организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации.

Вместе с тем, судом установлено, что прокуратурой г.Апатиты проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности ООО «Вторая управляющая», по результатам которой в деятельности ООО «Вторая управляющая» выявлен факт нарушения действующего законодательства.

ООО «Вторая управляющая» в нарушение ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «а» п. 16. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, подпункта "д(1)"п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, п.4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, не организовало места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено, что ООО «Вторая управляющая» не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с отходами потребления и жилищного законодательства в сфере содержания общего имущества многоквартирных домов.

В результате неустранения нарушений требований в сфере обращения с отходами потребления и жилищного законодательства в сфере содержания общего имущества многоквартирных домов не обеспечивается конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что может повлечь причинение существенного вреда жизни, здоровью граждан, вреда животных, растениям и окружающей среде.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Апатиты в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая» об обязании организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу  в специализированные организации.

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по организации специальных пунктов приема – мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в полном объеме лежит на Администрации г.Апатиты, а также, что пункты накопления подобных отходов должны быть организованы не за счет управляющей компании, которая не имеет на это финансовых средств, а путем внесения в строку «Содержание и ремонт» отдельной статьи расходов в отношении ртутьсодержащих ламп, судом признаны несостоятельными, в силу вышеизложенных норм действующего законодательства Российской Федерации.

Срок для устранения указанных недостатков, а именно организовать места для накопления и накопление отработанных рутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, – до <дата>, указанный прокурором г. Апатиты, суд считает разумным и достаточным.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая имущественное и финансовое положение ответчика, суд считает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, до <.....> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Апатиты в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая» об обязании организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая» организовать места для накопления, накопление отработанных рутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности в отношении домов находящихся в управлении ООО «Вторая управляющая», в срок до <дата>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вторая управляющая» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <.....> рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Е.Е.Борисова