Дело № 2-1773/2022
УИД: 48RS0001-01-2022-000527-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2022 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петуховой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к АО «ЛГЭК» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском в интересах собственников помещений в МКД, расположенного в г.Липецке по адресу ул. , к АО «ЛГЭК» о защите прав потребителей. В обоснование заявленных исковых требований указал, что в 2014 году в указанном многоквартирном доме, АО «ЛГЭК» установило 8 одинаковых комплектов однотипных приборов и организовало 8 штук узлов тепловой энергии и теплоносителя по числу подъездов МКД, которые поименованы ответчиком как общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя. Установленные в МКД общедомовые приборы учета не используются для целей учета потребления энергоресурсорв, поскольку технический проект № 288-13, реализованный ОАО «ЛГЭК» при установке ОДПУ в данном МКД, не соответствует п.1.3 Технического задания на проектирование и п.4 Технических условий № 1881 от 01.04.2013 на проектирование узла учета тепловой энергии и теплоносителя, разработанных АО «ЛГЭ», а также требованиям обязательных для применения нормативных документов, в частности Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В результате реализации проекта № 288-13 собственникам жилых помещений МКД причинен материальный ущерб на сумму 574 339 руб. 93 коп. Между ответчиком и собственниками квартир в МКД не был заключен договор на поставку товара (ОДПУ) и оказание услуг по его установке. По мнению истца, указанное свидетельствует о нарушении ответчиком положений ст. 4 Закона о защите прав потребителей. Наличие на внутридомовой теплосети не предусмотренного обязательными нормативными документами, но установленного АО «ЛГЭК», оборудования создает препятствия для использования ОДПУ по назначению, вследствие которых поставщик услуг – ПАО «Квадра» - регулярно не принимает показания ОДПУ, выставляя счета по нормативу. Также истец указал, что потребители не могли использовать этот ОДПУ в полном объеме в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его недостатков, чему есть письменные доказательства. ОДПУ, установленный по техническому проекту № 288-13, имеет существенный неустранимый недостаток, препятствующий его использованию. Истец полагал, что ОДПУ, установленный по техническому проекту № 288-13, имеет существенный неустранимый недостаток, препятствующий его использованию для достижения целей, ради которых он был установлен в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2019.
2
В связи с указанными обстоятельствами истец просил возложить на ответчика обязанность за счет собственных средств демонтировать излишне установленное на теплосети МКД оборудование; обязать ответчика заключить с собственниками квартир в многоквартирном в городе Липецке договор на установку ОДПУ и за счет собственных средств оборудовать дом ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года № 1034; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет стоимости оборудования, строительно-монтажных и пусконаладочных работ с учетом необоснованного их завышения, и вернуть собственникам помещений МКД чрезмерно взысканные денежные средства с учетом процентов за рассрочку платежей, полученных ответчиком.
В последующем истец уточнял исковые требования, основываясь на прежних доводах. В последней редакции, с учетом полученных сведений о стоимости строительно-монтажных работ, просил обязать ответчика за счет собственных средств демонтировать излишне установленные на теплосети МКД оборудование; возложить на ответчика обязанность заключить с собственниками квартир в доме в городе Липецке договор на установку ОДПУ и за счет собственных средств оборудовать ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034; возложить на ответчика обязанность вернуть собственникам жилых помещений в МКД 732 630,94 руб., взысканных с них в связи с установкой оборудования, не предусмотренного в техническом задании на проектирование и обязательной нормативной документацией, пропорционально принадлежащей им площади жилого помещения; возложить на ответчика обязанность провести перерасчет стоимости установки приборов учета с учетом необоснованного их завышения, и вернуть собственникам помещений МКД чрезмерно взысканные денежные средства с учетом процентов за рассрочку платежей, полученных ответчиком на основании ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причиненного собственникам жилых помещений МКД вследствие нарушения их прав потребителя, в размере 2 000 000 рублей.
Судом в качестве соистцов были привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, чьи интересы по устному ходатайству представлял также ФИО1
Определением Советского районного суда города Липецка от 03.08.2022 исковое заявление ФИО1 в интересах собственников многоквартирного дома в городе Липецке к АО «ЛГЭК» о защите прав потребителей, оставлено без рассмотрения.
В судебном заседании ФИО1, действуя также в интересах привлеченных к участию в деле соистцов, заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснил, что согласно акту приема-передачи от 14.02.2014, ОАО «ЛГЭК» передало, а ООО «УК Спутник» приняло комплект узла учета тепловой энергии и теплоносителя, который в настоящее время обслуживает. ОДПУ перешел во владение собственников помещения МКД.
3
При этом плату за установку ОДПУ, в том числе и проценты за рассрочку оплаты, ОАО «ЛГЭК» взимало именно с собственников жилых помещений в МКД. Принятыми в отношении собственников квартир в МКД решениями подтверждено, что ОАО «ЛГЭК» установило в каждый подъезд дома 8 одинаковых комплектов оборудования ОДПУ, однако качество установленного ОДПУ не являлось предметом судебного контроля. Вместе с тем им оспаривается качество установленных ОДПУ. Граница балансовой принадлежности не определена, в связи с чем для МКД внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема. Дом в городе Липецке имеет только одну точку поставки (и приема) тепловой энергии и теплоносителя в районе подъезда № 8. А все остальные «вводы» к таковым не относятся, поскольку не располагаются на границе балансовой принадлежности теплосетей. Установка ОДПУ без реконструкции внутридомовой теплосети невозможно. Согласно Критериям наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета), утвержденным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627, необходимость реконструкции внутридомовой теплосети является показателем отсутствия технической возможности установки ОДПУ. Установка ОДПУ в связи с отсутствием технической возможности была запрещена. Однако, несмотря на это, ОДПУ был смонтирован и введен в эксплуатацию. В ответ на коллективные обращения, Департамент ЖКХ Минстроя России указал, что если прибор учета установлен с нарушением необходимых технических требований, то его показания считаются некорректными, основания к использованию полученных показаний отсутствуют. Считает доказанным факт поставки товара – ОДПУ – и услуги по его установке ненадлежащего качества и тем самым, нарушение прав потребителей, собственников квартир в МКД.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ООО «УК «Спутник» по доверенности ФИО6 оставил решение на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения истцов, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 11 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
4
С учетом положения части 1 статьи 46 Конституции РФ, гарантирующего каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Согласно статье 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и др.
Статьей 1 ГК РФ определено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий.
Судом установлено и подтверждается правоустанавливающими документами, что истцы являются собственниками квартир и проживают в многоквартирном жилом доме 81 по улице Депутатская в городе Липецке.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
5
Исходя из смысла и содержания приведенных норм действующего законодательства, следует, что договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. Совершение конклюдентных действий свидетельствует о намерении потребителя коммунальной услуги заключить договор в случае отсутствия договора, заключенного в письменной форме.
В силу ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета.
Согласно п. п. 5 - 6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 1034 "О коммерческом учета тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
На основании п. 114. Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой. В соответствии с методикой осуществляется:
а) организация коммерческого учета на источнике тепловой энергии, теплоносителя и в тепловых сетях;
б) определение количества тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе: количества тепловой энергии, теплоносителя, отпущенных источником тепловой энергии, теплоносителя; количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, которые получены потребителем; количество тепловой энергии, теплоносителя, израсходованных потребителем во время отсутствия коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета;
в) определение количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем для подключения через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт, от источников тепловой энергии, теплоносителя, а также для иных способов подключения.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 42.1 Правил N 354).
6
Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
7
В соответствии с п. 60.1. Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59.1 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается:
за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил;
за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42.1 настоящих Правил.
В силу пункта 42.1 Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2.1, 2.3 и 2.4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3.4 приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Заявляя исковые требования, истцы, в качестве их обоснования ссылались на отсутствие заключенного между собственниками МКД и АО «ЛГЭК» договора на установку ОДПУ, а также на то, что установленные ОДПУ работают некорректно, работы по их установлению выполнены с нарушением технических норм, показания ОДПУ не принимаются во внимание ресурсоснабжающей организацией ПАО «Квадра», показания ОДПУ не принимались и не использовались.
Судом установлено, что мировым судьей судебного участка № 26 Октябрьского округа г.Липецка были разрешены судебные споры по иску АО «ЛГЭК» к ФИО1, ФИО7 о взыскании расходов на установку приборов учета, решениями от 03.02.2016 и 18.05.2017 по делам №2-17/2016 и № 2-688/2017, вступившими в законную силу, иски были удовлетворены.
Возражая против данных исков, ФИО1 также ссылался на отсутствие между сторонами договорных отношений и на неисправность установленного ОДПУ.
8
При этом, мировым судьёй были сделаны выводы относительно доводов ФИО1, заявленных как при рассмотрении дела по иску АО «ЛГЭК», так и при рассмотрении настоящего иска. Так, из решения мирового судьи следует, что АО «ЛГЭК» выполняло работы по установке ОДПУ в соответствии с п.12 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который не предусматривает обязательного заключения договора подряда между ресурсоснабжающей организацией и собственниками.
Дана оценка в судебных актах и доводу о неисправности установленных ОДПУ. Из сообщения Государственной жилищной инспекции от 2015 года следует, что были устранены неполадки узла тепловой энергии и об исправности технического состояния общедомового прибора учета.
Также в решении был опровергнут довод, заявленный при рассмотрении настоящего иска о том, что установке подлежал один общедомовой прибор учета вместо восьми.
Актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) возможности установки индивидуального, общего коллективного (общедомового) приборов учета от 22.03.2013 установлено, что техническая возможность установки прибора учета имеется при организации прямых участков.
В соответствии с проектной документацией, техническим заданием, основным требованием к работам, в частности, являлось при разработке схемы предусмотреть установку расходомеров на вводе в помещение элеваторного узла, ближайшего к границе эксплуатационной ответственности, а также установку расходомеров на ГВС в каждом элеваторном узле жилого дома. Отсутствовала техническая возможность установки одного прибора учета используемых энергоресурсов без реконструкции систем отопления и горячего водоснабжения, что послужило причиной установки 8 приборов ОДПУ в каждом подъезде.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что данные решения являются преюдициальными по отношению к требованиям, заявленным ФИО1, суд принимает их в качестве доказательств и кладет в основу решения суда об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Относительно соистцов, заявивших о вступлении в процесс после подачи ФИО1 исковых требований, суд принимает данные решения в качестве одного из доказательств, свидетельствующих о необоснованности заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает сообщение ООО «УК Спутник», в соответствии с которым очередная поверка средств измерений ОДПУ ТЭ проведена в 2017 году. Средства измерений поставлены на коммерческий учет и допущены к эксплуатации 03.04.2019. Показания передаются в ПАО «Квадра». Все измерительные средства ОДПУ ТЭ в количестве 8 штук находятся в исправном, рабочем состоянии.
9
Иных доказательств, позволяющих суду сделать вывод о неисправности установленных ОДПУ, суду представлено не было.
Не принимаются судом в качестве доказательств оснований иска представленные истцом письма Министерства строительства Российской Федерации, поскольку указанные письма носят рекомендательный характер, не являются нормативно-правовыми актами.
Иные доводы, заявленные в иске, не могут служить основанием к удовлетворению заявленных истцами требований. При изложенных обстоятельствах, оснований к удовлетворению исковых требований, не имеется.
Коль скоро судом не установлено нарушений прав истцов действиями АО «ЛГЭК» не имеется оснований и для удовлетворения производного требования о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к АО «ЛГЭК» о возложении обязанности демонтировать установленное оборудование, обязать ответчика заключить с собственниками дома договор и оборудовать дом приборами учета, произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные денежные средства за установку оборудования, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Санкина
Мотивированное решение принято 10.08.2022.