Дело №2-1774/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2016 год город Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при секретаре Жирковой Т.Ю.,
с участием истца ФИО8,
представителя истца ФИО8 - ФИО9,
представителя ответчика Администрации Орловского района Орловской области ФИО10, действующего на основании доверенности от Дата,
представителя ответчика Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО11, действующей на основании доверенности от Дата,
представителя третьего лица - ФИО12, действующей в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО13, ФИО14,
менеджера отдела опеки и попечительства Администрации Орловского района Орловской области ФИО18, действующей на основании доверенности от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску ФИО19 <данные изъяты> к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с иском к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение. В обоснование исковых требований истец указала на следующие обстоятельства.
ФИО6 зарегистрирована с составом семьи 5 человек (дочь - ФИО1, сын - ФИО2, внук - ФИО3, внук - ФИО4) по адресу: <адрес>, <...> <адрес>, в настоящее время проживают постоянно по адресу: <адрес>, д. Образцово, <адрес>, площадь дома составляет 45,2 кв.м.
Дата жилой дом, в котором истец проживала совместно со своей семьей, расположенный по адресу: <адрес>, <...> <адрес> сгорел. По данному факту было возбуждено уголовное дело.
Дата истец обратилась в Администрацию Образцовского сельского поселения с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий. Дата жилой дом признан непригодным для проживания, ремонту и восстановлению не подлежит. По результатам рассмотрения заявления социальной комиссией сельского поселения и на основании постановления № от Дата, ФИО6 была поставлена на учет на улучшение жилищных условий с составом семьи 5 человек. До настоящего времени жилье истцу и членам ее семьи не предоставлено.
Бездействие администрации <адрес> и Администрации Образцовского сельского поселения <адрес> по вопросу предоставления жилого помещения, нарушают конституционные права ФИО6
ФИО6, с учетом уточненных исковых требований, просила суд: обязать <адрес> и Администрацию. Образцовского сельского поселения <адрес> выделить ФИО6 на состав семьи из 5 человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение трехкомнатную квартиру, отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям в черте границ <адрес> в срок до Дата.
В настоящем судебном заседании истец ФИО6, ее представитель ФИО15 уточненные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. ФИО6 пояснила, что в декабре 2013 после пожара получила социальную материальную помощь в размере 131 000 рублей. От квартиры маневренного фонда, предоставленной ей <адрес>, отказалась в виду ее малой площади. Малоимущей в порядке, установленном законом, не признавалась. Имеет в собственности жилой дом, площадью 45,2 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, д. Образцово, <адрес>, который является ветхим. Дом состоит из одной жилой комнаты, где проживает 5 человек.
Представитель ответчика <адрес> возражал против удовлетворения исковых требований и пояснил, что в декабре 2013 в связи с пожаром ФИО6 была предоставлена социальная материальная помощь в размере 131 000 рублей. Кроме того, ФИО6 предлагалась временно квартира для проживания в маневренном фонде по адресу: <адрес> от этого жилья отказалась. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Вопросы обеспечения жилыми помещениями проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, отнесены к полномочиям органа местного самоуправления Образцовского сельского поселения. Малоимущими граждане признаются органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи. Истец малоимущей не признавалась, что является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. ФИО6 имеет жилой дом, площадью 45,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, д. Образцово, <адрес>, где проживает с указанным ею составом семьи. Указанный дом не является ветхим и не признан аварийным. <адрес> на 2016 и 2017 сформирован с дефицитом, расходные обязательства не полностью финансово обеспечены.
Представитель ответчика Администрации Образцовского сельского поселения <адрес>ФИО16 возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что на основании Соглашения от Дата, заключенного с <адрес>, администрации сельского поселения переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями. Для реализации переданных полномочий <адрес> должна предоставлять финансовые средств сельскому поселению. ФИО6 не является малообеспеченной, не проживала в сгоревшем доме, ее регистрация носила формальный характер. После постановки ее на учет зарегистрировала право собственности на жилое помещение. ФИО6 ведет общий бюджет с сыном, не является членом семьи своей дочери. Оснований для предоставления жилья ФИО6 вне очереди не имеется. У администрации сельского поселения свободного жилья нет.
Третье лицо ФИО1, действующая в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Третьи лица ФИО2, Тер-ФИО17 в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, менеджера отдела опеки и попечительства <адрес> в разрешении спора полагавшегося на усмотрение суда, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Порядок ведения органами местного самоуправления <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Жилищным кодексом РФ и <адрес> от Дата N 573-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно статье <адрес> от Дата N 573-ОЗ, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования <адрес>, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом <адрес>, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством, а также иные категории граждан, определенные федеральным законодательством.
Согласно статье <адрес> от Дата N 573-ОЗ, граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (далее - Книга учета внеочередников). Порядок ведения Книги учета внеочередников определяется органом местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу Дата, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
В соответствии с Уставом Образцовского сельского поселения <адрес>, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, не входит в вопросы местного значения сельского поселения.
Решение данных вопросов находится в компетенции <адрес>.
На основании Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления <адрес>, органу местного самоуправления Образцовского сельского поселения <адрес>, входящего в состав <адрес> от Дата, переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание и содержание муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Для реализации переданных полномочий <адрес> должна обеспечить своевременное финансирование переданных полномочий (пункт 2.3.1 Соглашения). Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с настоящим соглашением, осуществляются за счет средств бюджета <адрес>, в бюджет Образцовского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на 2016 год (пункт 3.1 Соглашения).
Из материалов гражданского дела следует, в том числе из справки Управления Государственного пожарного надзора отдела дознания по <адрес> и <адрес>, Дата произошел пожар по адресу: <адрес>, Образцовское с/п, <...> <адрес>. В результате пожара дом, расположенный на территории домовладения полностью уничтожен огнем.
Сгоревший дом принадлежал ФИО5, умершему Дата, мужу истицы ФИО6
По данному адресу зарегистрированы 5 человек: ФИО6, ее дочь - ФИО1, сын - ФИО2, внук - ФИО3, внук - ФИО4.
ДатаФИО6 обратилась в Администрацию Образцовского сельского поселения <адрес> с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий.
Согласно Акту обследования от Дата, составленному межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением Главы администрации Образцовского сельского поселения №-р от Дата: дом, общей площадью 73 кв.м щитовой, обложен силикатным кирпичом; тамбурная пристройка выполнена из силикатного кирпича; 3/4 части перекрытия наружных стен отсутствует; кладка оставшихся стен из силикатного кирпича имеет множественные деформации - разрушения элементов кладки; перекрытия, крыша отсутствуют; внутри дома инженерные сооружения отсутствуют; деревянные заполнения окон, дверей и половой настил полностью уничтожены огнем. Согласно рекомендациям межведомственной комиссии капитальный ремонт не целесообразен; жилой дом не пригоден для проживания, восстановлению не подлежит.
Дата согласно Протоколу № от Дата, на заседании комиссии по социальной защите населения при администрации Образцовского сельского поселения <адрес> Орловскойобласти, принято решение поставить ФИО6 на внеочередную очередь по улучшению жилищных условий с составом семьи 5 человек.
На основании Постановления Администрации Образцовского сельского поселения <адрес> от Дата№, рассмотрев заявление ФИО6 и протокол заседания комиссии по социальной защите населения при Администрации Образцовского сельского поселения № от Дата, ФИО6 была поставлена на учет на улучшение жилищных условий с составом семьи 5 человек: ФИО6, дочь ФИО1, сын ФИО2, несовершеннолетние внук - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО6 с составом семьи 5 человек была включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.
По сообщению Администрации Образцовского сельского поселения <адрес> от ДатаФИО6 стоит первая на внеочередное получение жилья. Свободного муниципального жилья в сельском поселении не имеется.
Дата<адрес>ФИО6 предлагалась временно квартира для проживания в маневренном фонде по адресу: <адрес> проживания в маневренном фонде по вышеуказанному адресу истец отказалась.
ДатаФИО6 и ФИО2 на основании свидетельств о праве на наследство по закону зарегистрировали право общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, Образцовское с/п, <...> <адрес>, доля в праве у ФИО6 - 2/3, ФИО2 - 1/3, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по указанному адресу, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
ФИО6 на праве собственности также принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером 57:10:1230101:408, земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2 600 кв.м по адресу: <адрес>, с/с Образцовский, д. Образцово, доля в праве 2/3;
- жилой дом, площадью 45,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Образцовское, д. Образцово, <адрес>, литеры А, А1,а;
- земельный участок с кадастровым номером 57:10:0030801, земли сельскохозяйственного назначения, для ведения подсобного хозяйства, площадью 2 800 кв.м по адресу: <адрес>, с/с Образцовский, д. Образцово, доля в праве 2/3;
- земельный участок с кадастровым номером 57:10:1230101:407, земли населенных пунктов, для приусадебного землепользования, площадью 3 400 кв.м по адресу: <адрес>, с/с Образцовский, д. Образцово.
ФИО2 на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером 57:10:1230101:408, земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2 600 кв.м по адресу: <адрес>, с/с Образцовский, д. Образцово, доля в праве 1/3;
- земельный участок с кадастровым номером 57:10:0030801:653, земли сельскохозяйственного назначения, для ведения подсобного хозяйства, площадью 2 800 рублей по адресу: <адрес>, с/с Образцовский, д. Образцово, доля в праве 1/3.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах третьих лиц по настоящему гражданскому делу: несовершеннолетних ФИО3, ФИО7 и их матери ФИО1 на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Малоимущими в установленном законом порядке истец и члены ее семьи органом местного самоуправлении не признаны, размер среднедушевого дохода истца и членов его семьи им не определялся, как и стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности ФИО6 и членов ее семьи. Данное обстоятельство само по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований ФИО6 к <адрес>, Администрации Образцовского сельского поселения <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО6 к <адрес>, Администрации Образцовского сельского поселения <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 02.09.2016
Судья Н. М. Соколова