ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1776 от 29.11.2010 Электростальского городского суда (Московская область)

                                                                                    Электростальский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Электростальский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 1776/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 г. г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Хоменко Л.Я.,

при секретаре судебного заседания Рощиной А.Е.,

с участием адвоката Борисовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стройковой Ларисы Николаевны к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, и о понуждении к назначению пенсии,

у с т а н о в и л:

Стройкова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, и о понуждении к назначению пенсии.

Свои требования Стройкова Л.Н. мотивировала тем, что она свыше 30 лет проработала в учреждениях здравоохранения. 07.07.2010 г. она обратилась в ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. 23.07.2010 г. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ № 19 отказала ей в назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа.

В рамках постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 Комиссия засчитала в специальный стаж – 17 лет 05 месяцев 00 дней. Комиссия не засчитала ей в специальный стаж следующие периоды работы:

с 01.08.79 – по 31.08.81 гг. (02 года 01 месяц 00 дней) - в должности медсестры яслей-сада № и № , т.к. списком «Должностей и учреждений…», утвержденным постановлением Правительства РФ от 2.10.2020 г. № 781, учреждение «ясли-сад» не поименовано;

с 08.02.82 – по 19.05.93 гг. (11 лет 03 месяца 12 дней) - в должности медицинского статиста и медицинского статистика, так как указанные должности постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 не предусмотрены;

а также отпуска без сохранения заработной платы:

с 27.02.09 – по31.03.09 гг. (00 лет 01 месяц 03 дня);

с 10.08.09 – по 31.08.09 гг. (00 лет 00 месяцев 12 дней).

В рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П – комисия засчитала в специальный стаж - 18 лет 04 месяца 13 дней. Комиссия не засчитала в специальный стаж следующие периоды работы:

с 01.08.79 – по 31.08.81 гг. (02 года 01 месяц 00 дней) - в должности медсестры яслей-сада № и № , т.к. списком «Должностей и учреждений…», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, учреждение «ясли-сад» не поименовано;

с 02.09.81 – по 07.02.82 гг. (00 лет 05 месяцев 06 дней) - в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ;

с 08.02.82 – по 31.12.91 гг. (09 лет 10 месяцев 23 дня) - в должности медицинского статиста , т.к. списком «Профессий и должностей…», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, учреждение «медико-санитарный отдел» не поименовано. Ввиду того, что Постановление Минтруда и социального развития РФ от 02.10.2002 г. № 69 об установлении тождества наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию «медико-санитарная часть» вступило в действие 15.11.2002 г., т.е. после вступления в силу Постановления от 29.10.2002 г. № 781, оно может быть применимо для определения права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 Закона от 17.12.2001 г. только по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Кроме этого, имели место отпуска по медицинским справкам, отпуска без сохранения заработной платы.

С решением Комиссии Стройкова Л.Н. не согласна по следующим основаниям:

в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» досрочная пенсия по старости назначается при выслуге лет, осуществлявшим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населении в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

  Периоды с 01.08.79 – по 31.08.81 гг. (02 года 01 месяц 00 дней) в должности медсестры яслей-сада № и № , подлежат включению в специальный стаж в связи с тем, что в данные периоды действовало постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В данном Перечне были предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименования учреждений «детский ясли», «детский сад» и «объединенные ясли-сады». Указанное постановление утратило силу с 01.10.1993 г. В пункте 2.1 Перечня предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждений «детский ясли», «детский сад» и «объединенные ясли-сады». Т.е. данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Указанный период работы относился к периоду деятельности до 01.01.2002 г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Периоды с 02.09.81 – по 07.02.82 гг. (00 лет 05 месяцев 06 дней) в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ; с 08.02.82 – по 31.12.91 гг. (09 лет 10 месяцев 23 дня) в должности медицинского статиста , т.к. списком «Профессий и должностей…», подлежат включению в связи с тем, что  создана Министерством здравоохранения СССР в 1947 г. на основании приказа Министерства здравоохранения СССР № 19 от 15.11.47 г., в 1971 г.  приказом Министерства здравоохранения СССР № 465 от 21.06.71 г. реорганизована в  с сохранением за  функций учреждения здравоохранения. В 1987 г.  приказом Министерства здравоохранения СССР № 1096 от 05.10.87 г. реорганизована в  с сохранением за  функций учреждения здравоохранения.  является государственным учреждением здравоохранения Министерства здравоохранения РФ, находится в непосредственном подчинении Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем Министерства здравоохранения и медицинском промышленности РФ. Кроме этого непосредственно в постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 03.10.2002 г. № 69 «Об установлении тождества наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию учреждения «центральная медико-санитарная часть», не содержится никаких ограничений по времени применения данного установленного тождества.

В связи с чем, на момент обращения истицы в ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии – 07.07.2010 г. - ее специальный стаж составлял 30 лет 09 месяцев 12 дней =

18 лет 04 месяца 13 дней (засчитанный стаж в рамках Постановления КС РФ) +

02 года 01 месяц 00 дней (незасчитанный стаж в должности медсестры яслей-сада № и № ) +

00 лет 05 месяцев 06 дней (незасчитанный стаж в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ) +

09 лет 10 месяцев 23 дня (незасчитанный стаж в должности медицинского статиста ).

Просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, следующие периоды:

с 01.08.1979 – по 31.08.1981 гг. - в должности медсестры яслей-сада № и № ;

с 02.09.1981 – по 07.02.1982 гг. - в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ;

с 08.02.1982 – по 31.12.1991 гг. - в должности медицинского статиста .

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить пенсию с 07 июля 2010 г.

Впоследствии уточнила исковые требования в части исключения из специального стаж периодов отпусков по медицинским справкам и отпусков без сохранения заработной платы.

В судебном заседании Стройкова Л.Н. дала аналогичные показания, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что с 08.02.1982 – по 31.12.1991 гг. работала в должности медицинского статистика, а не медицинского статиста, как указано в ее трудовой книжке и в приказе о переводе, что подтверждается штатными расписаниями, из которых следует о наличии в медицинском учреждении должности медицинского статистика, а не статиста, а также ее заявление  о переводе на должность именно медицинского статистика.

Представитель истца – адвокат Борисова Е.Ю. поддержала исковые требования Стройковой Л.Н.

Представитель ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Финашина Н.И. исковые требования не признала. Пояснила, что в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П – Комиссия засчитала в специальный стаж Стройковой Л.Н. - 18 лет 04 месяца 13 дней. Комиссия не засчитала в специальный стаж следующие периоды работы:

с 01.08.79 – по 31.08.81 гг. (02 года 01 месяц 00 дней) - в должности медсестры яслей-сада № и № , т.к. списком «Должностей и учреждений…», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, учреждение  «ясли-сад» не поименовано;

с 02.09.81 – по 07.02.82 гг. (00 лет 05 месяцев 06 дней) - в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ;

с 08.02.82 – по 31.12.91 гг. (09 лет 10 месяцев 23 дня) - в должности медицинского статиста , т.к. списком «Профессий и должностей…», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, учреждение «медико-санитарный отдел» не поименовано. Ввиду того, что Постановление Минтруда и социального развития РФ от 02.10.2002 г. № 69 об установлении тождества наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию «медико-санитарная часть» вступило в действие 15.11.2002 г., т.е. после вступления в силу Постановления от 29.10.2002 г. № 781и оно может быть применимо для определения права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 Закона от 17.12.2001 г. только по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Кроме этого, Стройкова Л.Н. занимала должность не медицинского статистика, как поименовано в списке наименования должностей, а статиста. Также у истицы имели место отпуска по медицинским справкам, отпуска без сохранения заработной платы. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении исковых требований Стройковой Л.Н. из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил:

07.07.2010 г. Стройкова Л.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

23.07.2010 г. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ № 19 отказала ей в назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа.

В рамках постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 Комиссия засчитала в специальный стаж – 17 лет 05 месяцев 00 дней. Комиссия не засчитала в специальный стаж следующие периоды работы:

с 01.08.79 – по 31.08.81 гг. (02 года 01 месяц 00 дней) - в должности медсестры яслей-сада № и № , т.к. списком «Должностей и учреждений…», утвержденным постановлением Правительства РФ от 2.10.2020 г. № 781, учреждение «ясли-сад» не поименовано;

с 08.02.82 – по 19.05.93 гг. (11 лет 03 месяца 12 дней) - в должности медицинского статиста и медицинского статистика, т.к. указанные должности постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 не предусмотрены;

а также отпуска без сохранения заработной платы.

В рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П – комиссия засчитала в специальный стаж - 18 лет 04 месяца 13 дней. Комиссия не засчитала в специальный стаж следующие периоды работы:

с 01.08.79 – по 31.08.81 гг. (02 года 01 месяц 00 дней) - в должности медсестры яслей-сада № и № , т.к. списком «Должностей и учреждений…», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, учреждение «ясли-сад» не поименовано;

с 02.09.81 – по 07.02.82 гг. (00 лет 05 месяцев 06 дней) - в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ;

с 08.02.82 – по 31.12.91 гг. (09 лет 10 месяцев 23 дня) - в должности медицинского статиста , т.к. списком «Профессий и должностей…», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, учреждение «медико-санитарный отдел» не поименовано. Ввиду того, что Постановление Минтруда и социального развития РФ от 02.10.2002 г. № 69 об установлении тождества наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию «медико-санитарная часть» вступило в действие 15.11.2002 г., т.е. после вступления в силу Постановления от 29.10.2002 г. № 781, оно может быть применимо для определения права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 Закона от 17.12.2001 г. только по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Кроме этого, имели место отпуска по медицинским справкам, отпуска без сохранения заработной платы.

Согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» досрочная пенсия по старости назначается при выслуге лет, осуществлявшим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Исключенный ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области период работы Стройковой Л.Н. с 01.08.79 – по 31.08.81 гг. (02 года 01 месяц 00 дней) - в должности медсестры яслей-сада № и № , подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям:

В указанный период действовало постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данное постановление утратило силу с 01.10.1993 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений СМ РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой». В последующие списки профессий и должностей работников здравоохранения…, утвержденные постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г., постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, дошкольные детские учреждения не поименованы.

В пункте 2.1 вышеназванного Перечня предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждений «детский ясли», «детский сад» и «объединенные ясли-сады». Т.е. данным Перечнем ясли-сады были отнесены к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Указанный период работы Стройковой Л.В. относился к периоду деятельности до 01.01.2002 г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Исключенные ГУ УПФ РФ № 19 периоды работы Стройковой Л.Н. с 02.09.81 – по 07.02.82 гг. (00 лет 05 месяцев 06 дней) в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки  и с 08.02.82 – по 31.12.91 гг. (09 лет 10 месяцев 23 дня) - в должности медицинского статиста  также подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям:

 создана Министерством здравоохранения СССР в 1947 г. на основании приказа Министерства здравоохранения СССР № 19 от 15.11.47 г.; в 1971 г.  приказом Министерства здравоохранения СССР № 465 от 21.06.71 г. реорганизована в  с сохранением за  функций учреждения здравоохранения; в 1987 г.  приказом Министерства здравоохранения СССР № 1096 от 05.10.87 г. реорганизована в  с сохранением за  функций учреждения здравоохранения.  является государственным учреждением здравоохранения Министерства здравоохранения РФ, находится в непосредственном подчинении Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем Министерства здравоохранения и медицинском промышленности РФ.

Довод ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о том, что постановление Минтруда и социального развития РФ от 02.10.2002 г. № 69 «Об установлении тождества наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию «медико-санитарная часть» вступило в действие 15.11.2002 г., т.е. после вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в связи с чем, оно может быть применимо для определения права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» только по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не может быть принято судом во внимание, т.к. указанное постановление не содержит никаких ограничений по времени применения установления данного тождества.

Судом установлено, что в период с 08.02.82 – по 31.12.91 гг. Стройкова Л.Н. работала в должности медицинского статистика, что подтверждается штатными расписаниями медицинского учреждения, а также заявлением истицы о ее переводе именно на должность медицинского статистика поликлиники №, а не статиста, как отражено в приказе о переводе № от дата. Должность медицинского статистика относится к среднему медицинскому персоналу, что подтверждается действующими в период работы истицы Приказами Минздрава СССР от 26.09.1978 г. № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов» и от 11.10.1982 г. № 999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городках с населением свыше 25 тысяч человек». Учитывая, что должность «медицинского статистика» относится к среднему медицинскому персонала, следовательно, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

При принятии решения суд учитывает также положения статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечении, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Также необходимо учитывать правовую позицию изложенную Конституционным Судом РФ в определении от 05.11.2002 г. № 320-0  согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующими в этот период законодательством.

В связи с чем, исключенные ответчиком периоды работы Стройковой Л.Н. подлежат включению в специальный стаж, т.к. иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, на момент обращения в ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии – 07.07.2010 г. - специальный стаж Стройковой Л.Н. в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, составлял 30 лет 09 месяцев 12 дней =

18 лет 04 месяца 13 дней (засчитанный стаж в рамках Постановления КС РФ) +

02 года 01 месяц 00 дней (незасчитанный стаж в должности медсестры яслей-сада № и № ) +

00 лет 05 месяцев 06 дней (незасчитанный стаж в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ) +

09 лет 10 месяцев 23 дня (незасчитанный стаж в должности медицинского статиста ).

Учитывая, что у Стройковой Л.Н. в период ее работы в  имели место отпуска по медицинским справкам и отпуска без сохранения заработной платы, общая продолжительность которых составляет 00 лет 03 месяца 00 дней (указанная продолжительность данных отпусков не оспаривалась сторонами), данные периоды подлежат исключению из специального стажа.

Однако даже при исключении из специального стажа Стройковой Л.Н. периодов ее нахождения в отпусках по медицинским справкам и отпускам без сохранения заработной платы, специальный стаж истицы на момент ее обращения в ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии превышает требуемую законодателем продолжительность специального стажа в 30 лет. Следовательно, требования Стройковой Л.Н. о понуждении ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить ей пенсию с 07.07.2010 г. также подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Стройковой Ларисы Николаевны к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области удовлетворить.

Включить Стройковой Ларисе Николаевне в стаж, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, за исключением периодов отпусков по медицинским справкам и отпусков без сохранения заработной платы, следующие периоды:

с 01 августа 1979 – по 31 августа 1981 гг. - в должности медсестры яслей-сада № и № ;

с 02 сентября 1981 – по 07 февраля 1982 гг. - в должности операционной медсестры операционного блока на 0,5 ставки и операционной медсестры отделения переливания крови на 0,5 ставки ;

с 08 февраля 1982 – по 31 декабря 1991 гг. - в должности медицинского статиста .

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить мне пенсию с 07 июля 2010 г.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья (Л.Я. Хоменко)