57RS0022-01-2019-001715-74 Дело № 2-1776/2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года город Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,
при секретаре Шляхто Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии, указав, что в период 05.08.1988 по настоящее время работает на Путевой машинной станции № 104 (далее ПМС № 104), расположенной по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновское сельское поселение, д.Конёвка. Указанная территория относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986 по настоящее время. Кроме того, в период с 05.08.1988 истец работал на работах, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, осуществлял организацию перевозок, обеспечивал безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов полный рабочий день. Поскольку право у истца на получение пенсии возникло ввиду достижения им возраста 52 года, он 13.03.2019 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Ответчиком истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия права. Учитывая, что отказ ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в назначении пенсии неправомерен, истец ФИО1 просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и с учетом снижения возраста на 5 лет в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить пенсию с 02.12.2018 года.
В ходе рассмотрение дела истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленный иск дополнили, просили признать за истом право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на три года, включить ФИО1 периоды работы с 05.08.1988 по 31.10.1988 в должности бригадира пути, с 01.11.1988 по 09.04.1992 в должности дорожного мастера, с 10.04.1992 по 31.07.1997 в должности производителя работ, с 01.08.1997 по 13.10.1999 в должности начальника участка производства работ, с 14.10.1999 по 07.11.2000 в должности исполняющего обязанности заместителя начальника Путевой машинной станции № 104 Московской железной дороги в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2, 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии ФИО1 с момента обращения.
Обосновывая заявленный иск, истец пояснил, что согласно Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной МПС 26.08.1986, руководство работами в «окно» с применением машин мог осуществлять работник машинной станции по квалификации не ниже дорожного мастера (пункт 2.8.) и в период с 01.11.1988 по 09.04.1992 он осуществлял данные работы как дорожный мастер. 18.07.1997 положения данной Инструкции Приказом МПС изменились, и руководство работами в «окно» мог осуществлять заместитель начальника участка (пункт 3.8.), ввиду чего работодатель ввел новые условия оплаты труда и перевел его на должность начальника участка, а потом – заместителя начальника ПМС №104, чтобы он мог осуществлять данные работы. Однако, фактически в период с 10.04.1992 по 07.11.2000 он выполнял должностные обязанности старшего дорожного мастера, должность которого предусмотрена Списком. По Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утв. Приказом МПС 01.07.2000, должности «старший дорожный мастер» и «начальник участка» указаны как равнозначные. Анализ должностных обязанностей старшего дорожного мастера (мастера), начальника участка одинаковы. ПМС № 104 работало в разных направлениях на железных дорогах. Основным направлением являлась железная дорога «Чернь-Малоархангельск» (двухпутная), и железные дороги направлений «Орел-Верховье», «Лужки - Орловские - Кузьмичевка», «Орел-Хотынец», «Лужки - Орловские -Курбакинская». В период с 01.11.1988 по 09.04.1992 он как дорожный мастер организовывал определенную работу по заданию работодателя, в частности, по ремонту пути и ремонту путевых машин и механизмов. В его обязанности входило правильное формирование состава – путеукладочных и путеразборочных поездов, их сопровождение, руководство бригадой данных поездов. С 10.04.1992 он как производитель работ осуществлял руководство путевой колонной, под его руководством работали цеха и 4 дорожных мастера, он мог осуществлять работы в так называемое «окно» - ограниченное время, специально отведенное для ремонта пути. Он как производитель путь отвечал за работу всех сотрудников ПМС, за работу техники, нес ответственность за то, чтобы работы во время начались и во время были окончены, чтобы не сорвался график движения поездов. В 1990 годах в штате ПМС № 104 имелось 2 должности производителей работ, которые занимали он и еще один сотрудник, и несколько должностей «дорожный мастер». В настоящее время в штатном расписании работодателя на 2018 год должности «производитель работ» нет, а введена должность «старший дорожный мастер», которая предусмотрена Списком. Ввиду указанного считал, что должностные обязанности производителя работ тождественны должностным обязанностям старшего дорожного мастера. С 1997 ввиду введения в действие новой инструкции, работодатель переводит его на должность начальника участка, чтобы он был вправе осуществлять руководство работами в «окно», поскольку по Инструкции, утв. Приказом МПС 28.07.1997, руководство работами в «окно» мог осуществлять заместитель начальника участка (пункт 3.8.). Кроме того, в 1999 в ПМС № 104 поступила новая машина СЧ600, которая могла производить очистку балласта на глубину ниже постели шпал 40 см и более. По Инструкции, утв. Приказом МПС 28.07.1997, работы с данной машиной мог осуществлять только заместитель начальника ПМС, ввиду чего работодатель 14.10.1999 перевел его на должность исполняющего обязанности заместителя начальника ПМС №104. Поскольку в период с 10.04.1992, истец несмотря на его перевод на должность производителя работ, а далее с 01.08.1997 на должность начальника участка, а потом на должность исполняющего обязанности заместителя начальника ПМС № 104, исполнял трудовые обязанности, тождественные обязанностям старшего дорожного мастера, должность которого предусмотрена Списками, в период с 05.08.1988 по 07.11.2000 истец непосредственно осуществлял организацию перевозок и обеспечивал безопасность движения на железнодорожном транспорте с интенсивным движением поездов, период работы с 05.08.1988 по 07.11.2000 подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании представители ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО3, ФИО4 заявленный ФИО1 иск не признали, пояснив, что у истца отсутствует требуемый законом специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку право на назначение пенсии имеют бригадиры по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Документальное подтверждение работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов работников ПМС № 104 отсутствует, что отражено в акте документальной поверки от 13.12.2001. Кроме того, факт работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 05.08.1988 по настоящее время в ПМС № 104 не подтвержден документально, поскольку юридический адрес данной организации значится как: г.Орел, пос.Кирпичного завода, д.33, ввиду чего истец не имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Кроме того, истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 27.10.1997, выписка из его лицевого счета не содержит сведения о стаже на соответствующих видах работ, а также о работе на загрязненной территории. Поскольку истец права на досрочное назначение пенсии не имеет, просили отказать в удовлетворении заявленного иска.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Из п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" усматривается, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Указанным Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 272, право на льготное пенсионное обеспечение установлено:
- бригадирам (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов,
- мастерам, старшим мастерам (дорожным, мостовым, тоннельным), занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Согласно Приказа Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (ред. от 01.09.2016) "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 N 19627) интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В судебном заседании установлено, что 28.03.2019 года истец ФИО1 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением (запросом) о назначении пенсии, в котором просил разъяснить имеет ли он право выхода на пенсию в связи с работой по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте, а также в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Письмом № ГВ-03-Ш-235 от 04.04.2019 ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области отказано ФИО1 в назначении пенсии в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку право на назначение пенсии имеют бригадиры по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Документальное подтверждение работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов работников ПМС №104 отсутствует, что отражено в акте документальной поверки от 13.12.2001. Кроме того, факт работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 05.08.1988 по настоящее время в ПМС № 104 не подтвержден документально, поскольку юридический адрес данной организации значится как: г.Орел, пос.Кирпичного завода, д.33, ввиду чего истец не имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Из трудовой книжки ФИО1 усматривается, что 05.08.1988 он принят бригадиром пути по 5 разряду Путевой машинной станции № 104 Московской железной дороги, 01.11.1988 назначен дорожным мастером, 10.04.1992 – назначен производителем работ путевой колонны. 01.08.1997 в связи с введением новых условий оплаты труда с 01.08.1997 производителя работ считать начальником участка производства. 14.10.1999 назначен исполняющим обязанности заместителя начальника ПМС № 104, 08.11.2000 – утвержден в должности заместителя начальника ПМС № 104 по производству, установлен 3 ранг руководителя старшего состава 12 разряда по ОЕТС. 01.10.2003 в связи с приватизацией имущества ФГУП «Московская железная дорога» МПС России путем внесения в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» трудовые отношения продолжаются в Путевой машинной станции № 104 Орловско-Курского отделения Московской железной дороги – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации. 01.10.2003 истец назначен заместителем начальника Путевой машинной станции № 104 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». 01.07.2008 в связи с созданием структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути и о структурных преобразованиях в хозяйстве пути железных дорог филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Путевая машинная станция № 104 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» реорганизована в Путевую машинную станцию № 104 структурное подразделение Московской дирекции по ремонту пути структурное подразделение Центральной дирекции по ремонту пути филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». 21.04.2011 истец переведен заместителем начальника Путевой машинной станции № 104, 18.08.2014 назначен начальником ПМС № 104, в данной должности работает по настоящее время.
По запросу суда Московской дирекцией управления движением филиала ОАО «РЖД» - Центральная дирекция управления движением представлены сведения от 06.08.2019, согласно которых:
- в период с 1988 по 2014 годы на участке железной дороги «Чернь-Малоархангельск» усматривается движение поездов – более 50 пар в сутки. Данные сведения подготовлены на основании нормативного графика движения поездов.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленный ФИО1 иск подлежит частичному удовлетворению ввиду следующего.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года, отмечено, что под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. При рассмотрении споров о праве на досрочное назначение трудовой пенсии суд должен учитывать установленные ограничения допустимости средств доказывания при определении характера работы (вопрос 4).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии с установленным порядком, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, характер работы, в том числе условия осуществления трудовой функции, включая выполнение работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов и на условиях полной занятости, может быть подтвержден только документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Согласно справке от (дата обезличена), представленной суду Московской дирекцией управления движением филиала ОАО «РЖД» Центральная дирекция управления движением, интенсивность движения поездов на участке Чернь-Малоархангельск в период с 1988 по 2014 годы имела место, поскольку на данном участке как двухпутном общее количество пар поездов было более 50 в сутки.
Поскольку указанные сведения были подготовлены на основании нормативного графика движения поездов, не верить им у суда нет оснований, поэтому суд принимает их при вынесении решения.
Учитывая, что должности «бригадир пути» и «дорожный мастер» предусмотрены Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы истца с 05.08.1988 по 31.10.1988 в должности бригадира пути, с 01.11.1988 по 09.04.1992 в должности дорожного мастера Путевой машинной станции № 104 Московской железной дороги, поскольку в данные периоды истец был постоянно занят на работах, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Довод представителя ответчика о том, что работодатель не передавал сведения о работе истца в спорный период как о периоде работы с особыми условиями труда, суд не принимает во внимание, поскольку невыполнение работодателем обязанности по предоставлению юридически правильных сведений об истце в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, как о работнике, обеспечивающем безопасность на железнодорожном транспорте, не может повлечь отказ во включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, учитывая, что факт работы истца в должности, включенной в соответствующий список, и характер такой работы подтверждены необходимыми доказательствами.
В обоснование заявленного иска о включении периодов работы истца с 10.04.1992 по 31.07.1997 в должности производителя работ, с 01.08.1997 по 13.10.1999 в должности начальника участка производства работ, с 14.10.1999 по 07.11.2000 в должности исполняющего обязанности заместителя начальника Путевой машинной станции № 104 Московской железной дороги в специальный стаж, истец и его представитель ссылались на тождественность должностных обязанностей, выполняемых истцом в должностях «производитель работ», «начальник участка», «исполняющий обязанности заместителя начальника» должностным обязанностям по должности «старший дорожный мастер», на действующую Инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути, утв. МПС 01.07.2000, в которой должности «старший дорожный мастер» и «начальник участка» указаны как равнозначные. Кроме того, по Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной МПС 26.08.1986, руководство работами в «окно» с применением машин мог осуществлять работник машинной станции по квалификации не ниже дорожного мастера (пункт 2.8.). Приказом МПС 28.07.1997 положения данной Инструкции изменились, и руководство работами в «окно» мог осуществлять заместитель начальника ПМС (пункт 3.8.), ввиду чего работодатель ввел новые условия оплаты труда и перевел его на должность начальника участка, а потом – заместителя начальника ПМС, чтобы он мог осуществлять данные работы.
Указанные доводы стороны истца суд не принимает во внимание, поскольку согласно штатного расписания ПМС № 104 по состоянию на 01.07.2008 были предусмотрены должности «начальник участка», «мастер дорожный», «производитель работ».
Кроме того, Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) принят и введен в действие с 1 января 1996 года Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов(1 86 016).
Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
ОКПДТР предусмотрены:
- должность «производитель капитальных выправительных и путевых работ» (код 25863),
- должность «мастер дорожно-эксплуатационного участка» (код 43835),
- должность «начальник дорожно-эксплуатационного участка» (код 44524).
Как указано выше 24.04.1992 постановлением Правительства РФ N272 был утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Пунктом 3 постановления Минтруда РФ от 01.04.2003 N 15 "Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.04.2003 N 4431) установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Поскольку Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, не были предусмотрены должности «производитель работ», «начальник участка», «старший дорожный мастер», «мастер» сведений об унификации данных должностей не имеется.
Таким образом, периоды работы истца с 10.04.1992 в должности производителя работ путевой колонны, с 01.08.1997 в должности начальника участка, с 14.10.1999 в должности исполняющего обязанности заместителя начальника ПМС № 104 не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанные должности не предусмотрены Списком N 2, утвержденном постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22.08.1956 и Списком, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Требование истца о признании права на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года обоснованно и подлежит удовлетворению ввиду нижеизложенного.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста: на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан проживающих (работающих) на территории подвергшейся радиоактивному загрязнению с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного выше закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 11.07.2006 года № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-Р утверждены перечни населенных пунктов Орловской области, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которых указан населенный пункт – д. Конёвка Орловского района Орловской области.
С 01.02.1998г. применяется Перечень, утвержденным Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, в котором также указано – д.Конёвка Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области.
С 21.10.2015 применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074, в котором поименована деревня (адрес обезличен) Орловского района Орловской области.
Согласно справке № 1394 от 13.05.2019, выданной администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, ПМС № 104 расположена на территории земель Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в районе д.Конёвка.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 09.07.2004г. усматривается, что на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», последнему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 97496,53 кв.м., расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновская сельская администрация, ранее принадлежащей ФГУП «Московская железная дорога».
Согласно представленным архивом лицевым счетам истцу начислялась компенсация за работу в зоне ЧАЭС.
Многочисленными решениями Заводского районного суда г. Орла, вступившими в законную силу, за работниками ПМС № 104 Московской железной дороги, признано право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста.
Поскольку истец в период с 05.08.1988 по настоящее время работает в ПМС № 104 Московской железной дороги, расположенной в д.Конёвка Орловского района Орловской области, территория которой относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право ФИО1 с учетом включения указанных выше периодов работы в специальный стаж на досрочную пенсию не возникло, оснований для удовлетворения заявленного иска в части назначения пенсии с момента обращения истца в пенсионный фонд не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
Включить ФИО1 период работы с 05.08.1988 по 31.10.1988 в должности бригадира пути, с 01.11.1988 по 09.04.1992 в должности дорожного мастера Путевой машинной станции № 104 Московской железной дороги в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части заявленного иска ФИО1 – отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 19 августа 2019 года.
Судья Е.В. Зацепилина