ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1776/20 от 23.03.2021 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2-62/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» марта 2021 г. г. Новосибирск

Советский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Яроцкой Н.С.,

при секретаре Коробейниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Новосибирска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ВостокТрансЭнерго» о приведении сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ВостокТрансЭнерго» об обязании привести сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при содержании, использовании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный .

В ходе проверки со специалистами ОНД и ПР по <адрес> защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <адрес>, было установлено, что указанное убежище находится в собственности ответчика. В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований к содержанию и эксплуатации:

- в ограждающей конструкции ЗС ГО (стена) сделан проем, который в настоящее время закрыт гипсокартонном (п. 3.3.3. правил);

- демонтировано фильтровентиляционное оборудование, в том числе электроручной вентилятор (ЭРВ-49), предфильтр пакетный ПФП – 1000, фильтры-поглотители (ФП-200), клапан герметический ГК-2-100 (п. 3.2.2 правил);

- демонтированы вентиляционные трубы (п. 3.2.2 Правил);

- защитно-герметические двери и ставень находятся в неудовлетворительном состоянии, резиновые детали частично отсутствуют, частично отсутствуют запорные механизмы – сломана рукоять, обустроено сквозное отверстие, имеются следы коррозии - не проводится техническое обслуживание и планово- предупредительный ремонт (п.п. 3.2.1, 3.2.10, 5.1.1 Правил);

- не проводится ремонт строительных конструкций, защитных устройств и технических систем (п.п. 5.1.11., 5.2.1, 5.2.2 Правил);

- техническое обслуживание и ремонт данного защитного сооружения и его технических систем не проводится, не обеспечена сохранность оборудования защитного сооружения (инженерно-техническое оборудование демонтировано), не обеспечена герметизация и гидроизоляция, защитно–герметические двери находятся в неудовлетворительном состоянии (следы коррозии) (п.п. 3.2.1, 3.2.2. 5.1.1., 5.2.1, 5.2.2 Правил);

- в защитном сооружении при прокладке труб водоснабжения была нарушена целостность ограждающих конструкций (п 3.2.2 Правил);

- герметические двери и герметические ставни не окрашены в серый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции не окрашены в желтый цвет, воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции воздуховоды внутри помещений для укрываемых не окрашены в белый цвет (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил);

- герметические двери, находящиеся в открытом положении не установлены на подставки (п. 3.2.5 Правил);

- на входе в защитное сооружение отсутствует обозначение ЗСГО (прямоугольник не менее 50*60 см), на всех защитно-герметических дверях и ставнях отсутствует маркировка (п.п. 6.2.1, 6.2.2. Правил).

Необеспечение надлежащего состояния постоянной готовности защитного сооружения гражданкой обороны, расположенного по адресу: <адрес>, к переводу на режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасности пребывания укрываемых в нем лиц, нарушает интересы Российской Федерации, а также влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании защитного сооружения.

На основании изложенного Прокурор просит обязать ООО «ВостокТрансЭнерго» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ,а именно:

- восстановить ограждающую конструкцию ЗС ГО (стену);

- смонтировать фильтровентиляционное оборудование, в том числе электроручной вентилятор (ЭРВ-49), предфильтр пакетный ПФП – 1000, фильтры-поглотители (ФП-200), клапан герметический ГК-2-100 ;

- смонтировать вентиляционные трубы;

- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт с целью приведения в удовлетворительное состояние защитно-герметических дверей и ставня;

- провести ремонт строительных конструкций, защитных устройств и технических систем;

- обеспечить герметизацию и гидроизоляцию. Защитно-герметические двери привести в нормативное состояние;

- обеспечить целостность ограждающих конструкций защитного сооружения;

- окрасить в серый цвет герметические двери и герметические ставни; окрасить в желтый цвет воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых лиц окрасить в белый цвет;

- обеспечить установку на подставки герметических дверей, находящихся в открытом положении;

- на входе в защитное сооружение обеспечить обозначение ЗСГО (прямоугольник не менее 50*60 см), на всех защитно-герметических дверях и ставнях обеспечить наличие маркировки.

Установить ООО «ВостокТрансЭнерго» срок для исполнения решения суда – 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца - помощник прокурора Советского района г. Новосибирска Гребнева Е.С. в судебном заседании, доводы, изложенные в иске поддержал, просила иск удовлетворить. Пояснила, что письменными материалами дела подтверждается неисполнения ответчиком, возложенных на него обязанностей по поддержанию защитного сооружения в надлежащем состоянии. На сегодняшний день с защитного сооружения статус убежища не снят, указанное сооружение не может выполнять свои защитные функции в связи с виновным неисполнением собственником защитного сооружения обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества и выполнению задач гражданской обороны, возложенных на него. Поскольку убежище находится в собственности ответчика, в любой момент ответчику могут поступить мобилизационные задания, следовательно, ответчик относится к числу организаций, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Исходя из предмета спора, предназначения защитного сооружения, фактических обстоятельств дела срок 7 месяцев является достаточным для выполнения требований закона. Также пояснила, что с учетом пояснений представителя ГУ МЧС по НСО данных ранее и ответа Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России, процедура согласования акта длительная, изменение статуса защитного сооружения в будущем, не влияет на обязанности ответчика по восстановлению сооружения в настоящее время.

Представитель ответчика ООО «ВостокТрансЭнерго» - ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым, в 2012 г. Территориальное управление Росимущества по НСО предложило ответчику данное здание как защитное сооружение гражданской обороны передать Российской Федерации по договору пожертвования. В 2013 г. ответчик направил в ТУ Росимущества в НСО подписанным с его стороны договор пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, но ответ не получил. В 2017 г. ответчик повторно направил письмо ТУ Росимущество в НСО с требованием вернуть подписанный договор пожертвования. ТУ Росимущества в НСО, рассмотрев обращение, пришло к выводу, что приведение здание в соответствие с требованиями для использования в качестве убежища требует значительных финансовых затрат, что в пределах радиуса сбора укрываемых отсутствуют организации, имеющие потребность в защитных сооружениях и отказало в приеме здания по договору пожертвования. Ответчик не планирует использовать сооружение в соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не обязан создавать и содержать защитное сооружение, т.к. является малым предприятием, не имеет мобилизационного задания (заказа), не представляет высокой степени потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, не относится к организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Новосибирской области освободило ответчика от предоставления в МЧС годовых плановых предупредительных ремонтов строительных конструкций и технических средств ЗС ГО и назначило в комиссию своего представителя. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в НСО назначило в комиссию своего представителя. В процессе обследования защитного сооружения выявлено, что несущие строительные конструкции находятся в ограниченно работоспособном состоянии, прочность бетона в них ниже нормативной, что свидетельствует об утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление которых технически невозможно и экономически не целесообразно. Комиссия по снятию с учета оформила акт снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны и направила его на согласование (л.д.69-71). Дополнительно пояснил, что в настоящее время акт о снятии защитного сооружения с учета находится на экспертизе в Департаменте гражданской обороны и защиты населения МЧС России, в случае согласования данного акта, статус убежища будет понижен до укрытия, следовательно, часть требований, предъявляемых к содержанию и эксплуатации убежища отпадут.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска и возражений, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации, на объект: здание (спецобъект 30/35), площадью 247,6 кв.м., нежилое здание, инв. № С-4027, литер К, подземная этажность 1 по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности ОАО «Востоктрансэнерго» (л.д.27).

В соответствии с паспортом убежища (противорадиационного укрытия) , указанное убежище по адресу: <адрес> принадлежит ОАО «Востоктрансэнерго».

Согласно справке по проверке защитных сооружений гражданской обороны, УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> приняло совместное участие в проверке защитных сооружений гражданской обороны, проводимой сотрудниками прокуратуры <адрес>. В ходе проверки обследовано сооружение гражданской обороны - защитное сооружение инв. ООО «ВостокТрансЭнерго», расположенное по адресу: <адрес>. При проверке выявлено следующее

- в ограждающей конструкции ЗС ГО (стена) сделан проем, который в настоящее время закрыт гипсокартонном (п. 3.3.3. правил);

- демонтировано фильтровентиляционное оборудование, в том числе электроручной вентилятор (ЭРВ-49), предфильтр пакетный ПФП – 1000, фильтры-поглотители (ФП-200), клапан герметический ГК-2-100 (п. 3.2.2 правил);

- демонтированы вентиляционные трубы (п. 3.2.2 Правил);

- защитно-герметические двери и ставень находятся в неудовлетворительном состоянии, резиновые детали частично отсутствуют, частично отсутствуют запорные механизмы – сломана рукоять, обустроено сквозное отверстие, имеются следы коррозии - не проводится техническое обслуживание и планово- предупредительный ремонт (п.п. 3.2.1, 3.2.10, 5.1.1 Правил);

- не проводится ремонт строительных конструкций, защитных устройств и технических систем (п.п. 5.1.11., 5.2.1, 5.2.2 Правил);

- техническое обслуживание и ремонт данного защитного сооружения и его технических систем не проводится, не обеспечена сохранность оборудования защитного сооружения (инженерно-техническое оборудование демонтировано), не обеспечена герметизация и гидроизоляция, защитно–герметические двери находятся в неудовлетворительном состоянии (следы коррозии) (п.п. 3.2.1, 3.2.2. 5.1.1., 5.2.1, 5.2.2 Правил);

- в защитном сооружении при прокладке труб водоснабжения была нарушена целостность ограждающих конструкций (п 3.2.2 Правил);

- герметические двери и герметические ставни не окрашены в серый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции не окрашены в желтый цвет, воздухозаборные трубы режима чистой вентиляциии воздуховоды внутри помещений для укрываемых не окрашены в белый цвет (п. 3.2.10 Правил);

- герметические двери, находящиеся в открытом положении не установлены на подставки (п. 3.2.5 Правил);

- на входе в защитное сооружение отсутствует обозначение ЗСГО (прямоугольник не менее 50*60 см), на всех защитно-герметических дверях и ставнях отсутствует маркировка (п.п. 6.2.1, 6.2.2. Правил) (л.д.24-26).

В соответствии с уставом, ООО «Востоктрансэнерго» осуществляет следующие виды деятельности: предоставляет услуги по ремоенту, техническому обслуживанию и переделке железнодорожных локомотивов, трамвайных и прочих моторных вагонов и подвижного состава; сдача в наем собственного недвижимого имущества, другие виды деятельности. не противоречащие (л.д.12-23).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес ООО «Востоктрансэнерго» было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны. В предписании предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны. О принятых мерах сообщить прокурору (л.д. 38-43).

Согласно ответу ООО «Востоктрансэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ООО «Востоктрансэнерго» не относится к организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. ООО «Востоктрансэнего» является малым предприятием у которого нет финансовых и людских ресурсов для содержания и ремонта защитного сооружения. В 2017 г. ООО «Востоктрансэнего» принимало попытку передать защитное сооружение в собственность РФ. В сентябре 2019 г. ООО «Востоктрансэнего» повторно обратилось в ГУ МЧС о проведении работ и составлении акта о снятии убежища с учета (л.д.44,45).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей шестого судебного участка советского судебного района было вынесено постановление о привлечении ООО «Востоктрансэнего» к административной ответственности по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Указанным постановлением установлено нарушение ООО «Востоктрансэнего» пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.5, 3.2.10, 5.1.1,5.2.1. 5.2.2., 6.2.1, 6.2.2 правил эксплуатации ЗС ГО (л.д.46-50).

В соответствии с ответом ГУ МЧС России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ, в 2018 г. на территории Российской Федерации проводилась инвентаризация ЗС ГО. Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО, убежище по адресу: <адрес> не готово к приему укрываемых, предложено продолжить работу по снятию ЗС ГО с учета (л.д.63-66).

Согласно техническому заключению о состоянии защитного сооружения ГО , расположенного по <адрес>, выполненного ООО «Паспорт фасадов», фундамент и покрытие - в работоспособном состоянии, колонны и балки, наружные и внутренние стены - в ограниченно работоспособном состоянии, гидроизоляция, наружный и внутренний водоотвод, дренаж, вентиляции и отопление, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, связь, входы и аварийные выходы - в неработоспособном состоянии. Приведение данного сооружения в работоспособное состояние с восстановлением расчетных защитных свойств технически невозможно и экономически нецелесообразно (л.д.79-125).

В соответствии с рекомендациями по использованию помещения и земельного участка (приложение к техническому заключению )., после снятия с учета ЗС ГО , расположенного по адресу: <адрес>, помещения в здании рекомендуется использовать для иных целей, в том числе в качестве вспомогательных или складских помещений ООО «Востоктрансэнерго» (л.д.78).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в адрес ТУ Росимуществоа по НСО договор пожертвования ЗС ГО для подписания (л.д.127).

В письме от ДД.ММ.ГГГГ г. ТУ Росимущество по НСО сообщило, что не имеет возможности принять ЗСГО по договору пожертвования, псокольку ЗСГО находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует значительных финансовых затрат. В пределах радиуса сбора укрываемых отсутствуют федеральные организации, имеющие потребность в защитных сооружениях (л.д.133).

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о снятии с учета ЗС ГО инв. (л.д.147,148).

Согласно ответу Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России, документация на снятие с учета защитного сооружения гражданской обороны, инв. поступила на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ и находится на экспертизе ее соответствия нормативно-правовым и нормативно-техническим актам в области гражданской обороны, ориентировочный срок рассмотрения материалов - 2 квартал 2021 г.(л.д. 183).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.

В силу п.1 ст.9 Закона N 28-ФЗ, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации № 804, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац пятый).

Исходя из положений пунктов 2,3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок № 1309), к числу объектов гражданской обороны отнесены убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с п.10 Порядка № 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. При этом данные обязанности возложены на все организации, независимо от организационно-правовой формы.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

На основании собранных доказательств, судом установлено, что ЗС ГО по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к состоянию убежища по причине ненадлежащего содержания и эксплуатации собственником. В результате выявленных нарушений не обеспечивается состояние постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны к переводу на режим защитных сооружений и не создаются необходимые условия для безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении.

Требование о приведении ЗС ГО адресу: <адрес> эксплуатации защитных сооружений, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, заявлено прокурором Советского района г. Новосибирска к ООО «ВостокТрансЭнерго» как к собственнику защитного сооружения.

Проверяя доводы ответчика о том, что ООО «ВостокТрансЭнерго» не относится к организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и не обязан содержать защитное сооружение, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пп. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Согласно п. 3.2.1 и п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается:

перепланировка помещений;

устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях;

нарушение герметизации и гидроизоляции;

демонтаж оборудования;

применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

В соответствии со с. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность по поддержанию защитного сооружения в надлежащем виде.

Оценивая доводы ответчика о том, что восстановление ЗС ГО экономически нецелесообразно, суд приходит к выводу, что мероприятия по гражданской обороне преследуют цель защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый). Достижение указанной цели не может быть поставлено в зависимость от экономических факторов.

В связи с чем, указанный довод, является несостоятельным.

Проверяя довод ответчика об отсутствии технической возможности восстановить ЗС ГО, на основании заключения эксперта суд приходит к следующим выводам.

Защитное сооружение находится на балансе ответчика длительное время, пришло в непригодное состояния для выполнение своих функций по причине длительного неисполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию защитного сооружения. В техническом заключении указано, что проводилось визуальное инженерно-техническое обследование состояния строительных конструкций, инженерных систем. Несущие конструкции (фундамент, колонны и балки, наружные и внутренние стены, покрытие) в работоспособном или в ограниченно работоспособном состоянии. Заключение не содержит исследовательскую часть по которой в соответствии со ст. 86 ГПК РФ можно проверить, на основании чего, эксперты пришли к выводу об отсутствии технической возможности восстановить конструкции. Инженерные системы находятся в неработоспособном состоянии, однако не приведено оснований наличия препятствий в их восстановлении, замене или создании. При этом экспертами даны рекомендации по использованию защитного сооружения в дальнейшем в качестве вспомогательных или складских помещений. Следовательно, использование и эксплуатация, указанного объекта возможна.

Таким образом, техническая сложность в восстановлении защитного сооружения не может являться основанием для снятия с ответчика обязанности по надлежащему содержанию убежища.

На сегодняшний день, со спорного защитного сооружения статус убежища не снят, вопрос о возможности и необходимости использования защитного сооружения в целях гражданской обороны решается в специально предусмотренном порядке.

Таким образом, письмо ТУ Росимущества в НСО об отсутствии потребности в защитном сооружении, Акт о снятии защитного сооружения с учета без надлежащего его согласования уполномоченным органом МЧС, не являются надлежащими доказательствами отсутствия потребности в защитном сооружении.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 204 ГПК РФ суд указывает сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера, объема работ по устранению выявленных нарушений и сроков их выполнения, финансового положения ответчика, социальной значимости нарушений в области защиты населения, суд полагает разумным и целесообразным установление ответчику, срок для устранения выявленных нарушений - в течение 15 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Новосибирска удовлетворить.

Обязать ООО «ВостокТрансЭнерго» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ в срок 15 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а именно:

- восстановить ограждающую конструкцию ЗС ГО (стену);

- смонтировать фильтровентиляционное оборудование, в том числе электроручной вентилятор (ЭРВ-49), предфильтр пакетный ПФП – 1000, фильтры-поглотители (ФП-200), клапан герметический ГК-2-100;

- смонтировать вентиляционные трубы;

- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт с целью приведения в удовлетворительное состояние защитно-герметических дверей и ставня;

- провести ремонт строительных конструкций, защитных устройств и технических систем;

- обеспечить герметизацию и гидроизоляцию, защитно-герметические двери привести в нормативное состояние;

- обеспечить целостность ограждающих конструкций защитного сооружения;

- окрасить в серый цвет герметические двери и герметические ставни; окрасить в желтый цвет воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых лиц окрасить в белый цвет;

- обеспечить установку на подставки герметических дверей, находящихся в открытом положении;

- на входе в защитное сооружение обеспечить обозначение ЗСГО (прямоугольник не менее 50*60 см), на всех защитно-герметических дверях и ставнях обеспечить наличие маркировки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц с даты изготовления решения суда в мотивированной форме.

Председательствующий подпись Яроцкая Н.С.

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2021 г.