ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1777/13 от 06.11.2013 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2-1777/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 ноября 2013 года город Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Никитиной М.В.,

при секретаре Вальковой Н.С.,

с участием:

представителя истца - Буденновского межрайонного прокурора - старшего помощника ФИО1,

представителя ответчика администрации Буденновского муниципального района ФИО2, действующей по доверенности № 2385 от 04 июня 2013 года,

представителя ответчика - заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № «Подснежник» <адрес>» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Буденновско­го муниципального района и муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Подснежник» <адрес>» о понуждении произвести необходимые дей­ствия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение,

У С Т А Н О В И Л:

Буденновский межрайонный прокурор обратился в Буденновский городской суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал следующее.

Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законода­тельства о социальной защите инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов в деятельности администрации Буденновского муниципального района и администрации муни­ципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Подснежник» <адрес>» выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 27.12.2007 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В ходе проверки установлено, что администрацией Буденновского муници­пального района на праве оперативного управления МДОУ д/с № 2 передан объ­ект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, который не приспособлен для нужд инвалидов и других маломобиль­ных групп населения, так как не обеспечивает беспрепятственный доступ инвали­дов и других маломобильных групп населения в помещения, расположенные в данном здании (не имеют пандусов, наружные лестницы центрального входа в здания учреждения не имеют поручней с учетом технических требований к опор­ным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261).

Между тем, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры являлась одной из важнейших целевых задач Феде­ральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2005 № 832, и продолжает оставаться таковой в рамках реализации государ­ственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 №175.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструк­туры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и соору­жениям) в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспосо­бить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечива­ющие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градострои­тельного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального зако­на от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и со­оружений», вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12,15,30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и со­оружений для маломобильных групп населения»).

Несоблюдение данных требований закона является нарушением конститу­ционных прав и свобод граждан, закрепленных в ст.ст. 18 и 39 Конституции Рос­сийской Федерации.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязан­ность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образова­ния в лице органов местного самоуправления.

Положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и со­оружений для инвалидов являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности взаимодействия с данной категорией лиц вне помеще­ния органа или организации, в чьих услугах они заинтересованы.

Направление в суд искового заявления в защиту гарантированных Консти­туцией Российской Федерации и другими законами прав граждан обосновано фактическим нарушением прав инвалидов и предупреждением возможного при­чинения вреда неопределенному кругу лиц, поскольку со стороны вышеуказан­ных администраций самостоятельно какие либо меры, направленные на обеспе­чение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещения здания МДОУ д/с № 9, длительное время не принимают­ся.

Просит обязать администрацию Буденновского муниципального района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Подснежник» г.Буденновска» в срок до 01.02.2014 года произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МДОУ д/с №9, расположенного в <адрес> оборудовать центральный вход в здание пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами).

В судебном заседании старший помощник Буденновского межрайпрокурора ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2005 г. № 832 и продолжает остаться таковой в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2001-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 г. № 175.

Представитель администрации Буденновского муниципального района ФИО2 суду пояснила, что в соответствии с законом администрация должна обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждение, но выполнить данные требования не имеет возможности из-за дефицита бюджета. Имеется федеральная программа «Доступная среда» на 2001-2015 годы, средств, которые выделяют, хватает на несколько учреждений в год в связи с чем, обеспечить пандусами все учреждения нет возможности из-за недостатка финансирования. Заявленные требования считает обоснованными.

Представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Подснежник» г.Буденновска ФИО3 суду пояснила, что с требованиями Буденновского межрайонного прокурора согласна.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.1999 № 1474) и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.

Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27-3.33).

Согласно п. 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).

В соответствии с пунктом 3.13 указанных СНиП в здании должен быть как минимум один вход с поверхности земли, приспособленный для маломобильных групп граждан.

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения № 1 к СНиП 02.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания общеобразовательных учреждений относятся именно к группе общественных зданий.

В судебном заседании, объективно установлено, что ни один из входов в МДОУ «Детский сад № 9 «Подснежник» г.Буденновска, в том числе центральный вход, не оборудован специальным приспособлением - пандусом для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других маломобильных групп населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Положениями ст. 17 названного Закона установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, в том числе, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

  В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» администрация Буденновского муниципального района и МДОУ «Детский сад №9 «Подснежник» г.Буденновска до настоящего времени не создали условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общественное здание - помещение детского сада, что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года «№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отсутствие при входе в здание детского сада пандуса, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих посетить образовательное учреждение не возможно.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы лиц со стойким расстройством организма, количество которых, желающих посетить образовательное учреждение определить не возможно, требования прокурора района, обратившегося в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию Буденновского муниципального района и МДОУ «Детский сад № «Подснежник» <адрес>, оборудовать вход в здание детского сада по адресу: <адрес>, специальным приспособлением, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Буденновского муниципального района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «Подснежник» <адрес>» обязанности произвести необходимые дей­ствия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение удовлетворить.

Обязать администрацию Буденновского муниципального района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Подснежник» г.Буденновска в срок до 01 февраля 2014 года оборудовать центральный вход в здание МДОУ «Детский сад № «Подснежник», расположенного по адресу: <адрес>, пандусами либо иными специальными приспособлениями (перилами, на­стилами, рельсами), в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Буденновский горсуд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, начиная с 11 ноября 2013 года.

Судья Никитина М.В.