ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1777/19 от 19.06.2019 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2-1777/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июня 2019 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.

при секретаре Миграновой Р.К.,

с участием представителя истца Управления Природопользования по РБ – Габдрашитова Р.И. по доверенности, представителя ответчика Администрации ГО г.Уфа, Администрации Октябрьского района г.Уфы – Хазиевой А.Р. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы РБ, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Октябрьского района ГО город Уфа РБ в защиту публичных интересов о признании размещения отходов незаконным, запрете осуществлять размещение отходов, обязании ликвидировать незаконное размещение отходов и провести рекультивацию,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ обратился в суд с исковым заявлением к МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы РБ, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в защиту публичных интересов о признании размещения отходов незаконным, запрете осуществлять размещение отходов, обязании ликвидировать незаконное размещение отходов и провести рекультивацию.

В обоснование требований указывает, что в ходе проведения рейдового мероприятия на территории г.Уфы РБ, согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №1628-П от 27.08.2018 проводился осмотр участка, расположенного рядом с домом по адресу: <адрес> и установлено, что на данном земельном участке расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью м.

Ссылается на то, что свалка, расположенная рядом с домом по адресу: РБ, г.<адрес>, в ГРОРО не внесена. Администрация Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ во исполнение запроса №04-03/1716 от 09.10.2018г. о предоставлении необходимых дополнительных сведений, представила справку №75-04-4079 от 26.10.2018 г. Согласно справке на указанном земельном участке ведутся работы по планировке территории после сноса металлических гаражей.

Согласно постановлению Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 25.09.2017г. № 1250 «Об утверждении перечня объектов внешнего благоустройства, расположенных в административных границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежащих передаче на содержание муниципальным бюджетным учреждениям по содержанию и благоустройству районов городского округа г.Уфа Республика Башкортостан», участок на пересечении ул. <адрес> передан на содержание МБУБ Октябрьского района г. Уфы.

14.11.2018г. согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №2072-П от 26.10.2018г. произведен повторный осмотр участка, рядом с домом по адресу: <адрес>. Свалка не ликвидирована.

Считает, что МБУБ Октябрьского района г. Уфы в нарушение ст. 8, 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.34 и ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допущено размещение твердо-бытовых отходов непосредственно на почве общей площадью 3445 м2. Им нарушены ст. 8, 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.34 и ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7- ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ссылаясь на ст. 1065 ГК РФ, ст. ст. 3,11,51, 56, 80 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13,39.35 Земельного кодекса, ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. ст.1, 11, 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. « Об отходах производства и потребления» истец просит признать МБУБ Октябрьского района г. Уфы допущение размещения (хранения и захоронения) отходов на земельном участке с кадастровым кварталом и - кадастровым районом - Уфимский городской, находящегося по адресу: <адрес> квадратных метров незаконным, запретить МБУБ Октябрьского района г. Уфы и любым иным третьим лицам осуществлять размещение (хранение и захоронение) отходов на земельном участке на земельном участке с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> площадью 3445 квадратных метров, обязать МБУБ Октябрьского района г. Уфы собственными силами ликвидировать незаконное размещение отходов на земельном участке с кадастровым кварталом и кадастровым районом - 02:55 Уфимский городской, находящегося по адресу: <адрес> площадью квадратных метров и провести рекультивацию названного земельного участка в течение 2 недель со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.

Судом в качестве ответчиков привлечена Администрация городского округа город Уфа РБ, Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа РБ.

Представитель истца Управления Природопользования по РБ Габдрашитов Р.И. поддержал исковые требования, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа, Администрации Октябрьского района ГО г. Уфы – Хазиева А.Р. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на то, что никаких работ они не вели.

Представитель ответчика МБУ по благоустройству Октябрьского района
г.Уфа Республики Башкортостан, третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Согласно ч. 2.1. ст.113 ГПК РФ - Судебные извещения и вызовы: Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация о времени и месте судебного разбирательства была размещена на сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, суд, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении судебного извещения на предварительное и основное судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», приходит к выводу о надлежащем извещении сторон.

Суд в соответствии с ст. 113, 167 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела без участия неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 9, 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений

В судебном заседании установлено, что ходе проведения рейдового мероприятия на территории г.Уфы РБ, согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №1628-П от 27.08.2018 проводился осмотр участка, расположенного рядом с домом по адресу: РБ, <адрес> географические координаты условного центра N °. Согласно данным Публичной кадастровой карты, земельный участок с географическими координатами N ° относится к кадастровому кварталу и кадастровому району - Уфимский городской.

Установлено, что на данном земельном участке расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью 3445 м.

Обнаруженная свалка отходов производства и потребления не является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов. Отходы размещаются непосредственно на почве, навалами в хаотичном порядке. На свалке находятся: твердо-коммунальные отходы, мусор строительный несортированный, отходы железо-бетонных изделий, отходы асфальтового покрытия в кусковой форме.

Свалка, расположенная рядом с домом по адресу: РБ, г.<адрес>, в ГРОРО не внесена.

14.11.2018 согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №2072-П от 26.10.2018г. произведен повторный осмотр участка, рядом с домом по адресу: РБ, г<адрес>. Свалка не ликвидирована.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе, на водосборные площади и на почву. В соответствии с ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Согласно пункту 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.Кроме того, нормами ст. ст. 8, 12, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, а также размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.Таким образом, суд приходит к выводу что в нарушение ст. 8, 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.34 и ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допущено размещение твердо-бытовых отходов непосредственно на почве общей площадью 3445 м2. При этом суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация ГО город Уфа РБ, поскольку в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Уставом городского округа город Уфа РБ (глава 2, статья 4, пункты 15, 27) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Доказательств, что за указанную свалку отвечает МБУБ Октябрьского района сторонами не представлено. Из представленной справки Администрации Октябрьского района ГО город Уфа следует, что МБУБ Октябрьского района организована ежедневная работа по удалению грязи с проезжих частей улиц района, при этом сведений о том, что указанную свалку должна ликвидировать МБУБ Октябрьского района нет. При этом из ранее данных пояснений представителя ответчика МБУБ Октябрьского района следует, что в их ведении находятся дороги и обочины. Учитывая, что обязанность непосредственно организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность несет Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Факт наличия свалки промышленных отходов на момент проверок ответчиками в процессе рассмотрения дела не оспаривался. Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что им предпринимаются должные меры по ликвидации несанкционированной свалки промышленных отходов, размещенного на земельном участке, расположенного на территории Октябрьского района г. Уфы РБ, в границах земельного участка, с кадастровым номером географическими координатами N °, суд считает незаконным бездействие органа местного самоуправления, а также, что непринятие указанных мер негативно влияет на состояние природной среды, и создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке. При таких обстоятельствах суд считает необходимым запретить Администрации ГО город Уфа РБ и любым иным третьим лицам осуществлять размещение (хранение и захоронение) отходов на земельном участке на земельном участке с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> площадью 3445 квадратных метров, обязать Администрацию ГО город Уфа РБ собственными силами ликвидировать незаконное размещение отходов на земельном участке с кадастровым кварталом и кадастровым районом - 02:55 Уфимский городской, находящегося по адресу: РБ, г.Уфа, ул. Максима Рыльского 31 площадью квадратных метров и провести рекультивацию названного земельного участка в течение 2 недель со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.Довод представителя ответчика Администрации ГО город Уфа РБ о том, что Администрация ГО г. Уфа РБ является ненадлежащим ответчиком, является несостоятельным, поскольку в силу приведенных выше норм материального права об отнесении данных вопросов к полномочиям органов местного самоуправления, а не собственников земельных участков, является несостоятельным. Более того, в силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.Таким образом суд проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, приходит к выводу что выводу о частичном удовлетворении требований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 198 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы РБ, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Октябрьского района ГО город Уфа РБ в защиту публичных интересов о признании размещения отходов незаконной, запрете осуществлять размещение отходов, обязании ликвидировать незаконное размещение отходов и провести рекультивацию удовлетворить.Признать Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан допущение размещения (хранения и захоронения) отходов на земельном участке с кадастровым кварталом и - кадастровым районом - 02:55 Уфимский городской, находящегося по адресу: РБ, <адрес>, ул. <адрес>ю 3445 квадратных метров незаконной.Запретить Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и любым иным третьим лицам осуществлять размещение (хранение и захоронение) отходов на земельном участке на земельном участке с кадастровым номером , находящегося по адресу: РБ, <адрес>, ул. <адрес>ю квадратных метров. Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан собственными силами ликвидировать незаконное размещение отходов на земельном участке с кадастровым кварталом и кадастровым районом - 02:55 Уфимский городской, находящегося по адресу: РБ, <адрес>, ул. <адрес>ю 3445 квадратных метров и провести рекультивацию названного земельного участка в течение 2 недель со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.В удовлетворении требований к МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы РБ, Администрации Октябрьского района ГО город Уфа РБ отказать.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья Сунгатуллин А.Ю.