РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 августа 2021 года г. Тольятти Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Журавлевой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1777/2021 по исковому заявлению Новиковой Наталии Владимировны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о снятии обременения в отношении земельного участка. УСТАНОВИЛ: Новикова Н.В. обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, с учетом уточнения которого просит признать обременение в сведениях ЕГРН в виде ограничения права «земельный участок предоставлен без права строительства», с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес>, утратившим силу. Прекратить запись в сведениях ЕГРН земельного участка, с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> в части ограничения права: «земельный участок предоставлен без права строительства». Заявленные требования мотивированы тем, что истец на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области является собственником земельного участка, площадью 989 кв.м., с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес>. Данным договором земельный участок ограничен в пользовании, а именно: в виде охранной зоны инженерных сетей «зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», без права на строительство. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п. 1.4 договора купли-продажи, согласно которому приписка «без права на строительство» исключена. Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного и согласованного администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области установлено, что земельный участок истца не имеет инженерных коммуникаций. С целью снятия обременения истец обратилась в Управление Росреестра по Самарской области, однако ей было отказано по причине отсутствия сведений о государственной регистрации каких-либо сервитутов на земельном участке истца. Таким образом земельный участок истца не имеет никаких ограничений на строительство. Наличие в сведениях ЕГРН обременений нарушает права истца на пользование земельным участком. Определением Ставропольского районного суда Самарской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области. Истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представитель истца просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на уточненных исковых требованиях настаивает. Представитель ответчика администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просила рассмотреть дело в его отсутствие, решение принять на усмотрение суда. Представитель третьего лица администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает относительно заявленных истцом требований. Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. Исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В силу пп.1 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Новиковой Н.В. и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области на основании распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи земельного участка №, в соответствии с которым Новикова Н.В. приобрела в собственность земельный участок для ведения садоводства, площадью 989 кв.м., с кадастровым номером: № расположенный по адресу: <адрес> В соответствии с п. 1.4 договора, участок ограничен охранной зоной инженерных сетей «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», без права строительства. Дополнительным соглашением № к договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п.1.4 договора, в соответствии с которым указание «без права строительства» исключено. Право собственности истца на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН. Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка истца зарегистрированы обременения «без права на строительство», при этом видом разрешенного использования земельного участка является «индивидуальная жилая застройка». Указанное обременение согласно ГК РФ определяется как сервитут – право ограниченного пользования чужим участком. При этом сервитут не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения своим участком. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В силу ст.276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ составленного комиссией при администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области установлено, что на земельном участке истца, по адресу: <адрес> отсутствуют инженерные коммуникации, а именно водопровод для орошения садовых насаждений. Истец обратилась в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о выдаче постановления о снятии обременения, однако уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, разъяснено, что ограничения в использовании земельного участка, с кадастровым номером: № указывались в распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ и в договоре купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в силу градостроительных, санитарных норм и правил, действующих на момент предоставления земельного участка для ведения садоводства, а не устанавливались распоряжением, в связи чем вынесение постановления о снятии ограничений не представляется возможным. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Согласно п.2 ч.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли населенных пунктов. Частью 2 ст.7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим определяется, во-первых исходя из принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка. В силу п.2 ч.1 ст.40, ч.1 ст.41 ЗК РФ собсвтенник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Как следует из искового заявления, истец имеет намерения осуществить строительство жилого дома принадлежащем ей земельном участке, который имеет вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка, расположен в территориальной зоне «Ж-1», которая установлена градостроительным регламентом после вступления в силу публичных слушаний на основании Решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный вид разрешенного использования и территориальная зона подразумевают, что на расположенных данной зоне участках и имеющих указанный вид использования допустимо строительство индивидуальных жилых домов, что подтверждается Градостроительным планом земельного участка, изготовленного отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, спорный земельный участок не имеет обременения «Без права строительства». Свое намерение о строительстве жилого дома истец согласовала с Управлением Роспотребнадзора по Самарской области, что подтверждается письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ№. Из письменного сообщения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в том числе в случае, если строительство планируется осуществлять в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В связи с введением в действие Федерального закона от 18.12.2006г. 232-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации с 01.01.2007г. государственная экспертиза проектной документации проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию капитального строительства. Согласно п. 5. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям. В соответствии с требованиями п.6 статьи 49 указанного нормативного документа, не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной названной статьей. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации строительства в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения к перечисленным исключениям не отнесена. Любое согласование тех или иных документов с Роспотребнадзором предполагает проведение их оценки на соответствие санитарным нормам и правилам, при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов. В рамках российской правовой системы федеральные законы имеют преимущественную силу над подзаконными актами. При наличии противоречий между положениями федерального закона и подзаконного акта применению подлежат нормы федерального закона, как вышестоящего нормативного правового документа. Таким образом, оценка соответствия проектных документов санитарным правилам и нормативам, в том числе и по вопросу возможности осуществления работ в 3 поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения проводится в рамках государственной строительной экспертизы. При размещении объектов в границах 3 пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, проведение работ должны выполняться требования санитарного законодательства, в том числе требований п.3.2.2, п.3.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». Согласно письменному сообщению Управления Роспотребнадзора Самарской области от 28.01.2021 №18-04/343, Роспотребнадзор и его территориальные органы реализуют свои полномочия и выполняют определенные функции в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322. Согласно п.и. 6.2, 6.5 указанного Положения Роспотребнадзор вправе давать разъяснения, также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесённым к своей компетенции, т.е. в установленной сфере деятельности и лишь в пределах закреплённых полномочий. Ответ на заявление Новиковой Н.В. является разъяснением действующего законодательства и полномочий органов Роспотребнадзора. Абзац, изложенный в ответе Новиковой Н.В. (от ДД.ММ.ГГГГ№) относительно отсутствия необходимости проведения экспертизы проектной документации ИЖС и садовых домов, является ничем иным как цитированием положений Градостроительного кодекса РФ. Абзац относительно оценки соответствия проектных документов санитарным правилам и нормам, в том числе по вопросу возможности осуществления работ в 3 поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и проводимой в рамках государственной экспертизы относится к тем проектным документам, проведение экспертизы которых предусмотрено действующим законодательством РФ. Помимо прочего, территориальный отдел сообщает, что в связи с вступлением в силу 21.01.2011 г. Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» исключен пункт 3 «предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам». В соответствии с п. 2 статьи 44 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. Согласно п.7 ст.54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004г. не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора. В соответствии с вышеизложенным, территориальными органами Роспотребнадзора не осуществляется подготовка заключений о выборе земельного участка для строительства, санитарно-эпидемиологический надзор за строящимися объектами и не осуществляется приемка объектов в эксплуатацию. Имеющееся в настоящее время ограничение (обременение) в отношении земельного участка истца не актуально, так как участок с кадастровым номером № согласно ПЗЗ сельского поселения Ягодное м.р.Ставропольский Самарской области утверждённых на публичных слушаниях решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) находится в территориальной зоне «Ж-1» что соответствует виду разрешенного использования (индивидуальная жилая застройка). Отделом архитектуры и градостроительства выдан ГПЗУ на данный участок, где показана зона застройки и кроме III пояса охранной зоны источников водоснабжения других ограничений и зон нет. На самом земельном участке нет инженерных сооружений и коммуникации в виде центрального водопровода, технического водопровода, газопровод, линия ЛЭП, это подтверждает акт обследования земельного участка. В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. С учетом изложенного, отсутствием оснований для сохранения обременения, а также ПЗЗ спорного земельного участка, вид разрешенного использования, суд считает необходимым удовлетворить уточненные исковые требования истца в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Новиковой Наталии Владимировны – удовлетворить. Признать обременение в сведениях ЕГРН в виде ограничения права «земельный участок предоставлен без права строительства», с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес>, утратившим силу. Прекратить запись в сведениях ЕГРН земельного участка, с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> в части ограничения права: «земельный участок предоставлен без права строительства». Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области. Решение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2021 года. Председательствующий |