ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1778/14 от 17.03.2014 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

 Дело № 2- 1778/14

 Решение в окончательной форме изготовлено 17.03.2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 12 марта 2014 года              город Мурманск

 Первомайский районный суд города Мурманска в составе

 председательствующего судьи Кутушовой Ю.В.,

 при секретаре Ермак Д.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Мурманской таможни,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО2 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Мурманской таможни от *** №*** об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и возложении обязанности по уплате утилизационного сбора в федеральный бюджет, в обоснование которого указала, что *** Мурманскому таможенному посту была подана пассажирская таможенная декларация (далее - ПТД) №*** от *** на ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство ***, согласно акту таможенного осмотра от *** №*** имеет 8 мест, включая водителя.

 Мурманским таможенным постом *** было принято решение №*** о назначении таможенной экспертизы в отношении данного транспортного средства. Согласно выводам таможенного эксперта, указанным в заключении от *** №*** ТС «***» является легковым автомобилем и предназначено для перевозки пассажиров, относится к категории M 1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя, не более восьми мест.

 *** Мурманской таможней было рассмотрено заявление ФИО2 о выдаче паспорта транспортного средства, однако *** Мурманской таможней, на основании экспертного заключения, принято решение №*** о том, что для получения паспорта №*** от *** необходимо уплатить *** рублей, с учетом ранее уплаченных и поступивших на счет Мурманской таможни денежных средств.

 С данным решением Мурманской таможни заявитель не согласна, полагает его не основанным на законе, нарушающим права и возлагающим на нее дополнительные обязанности.

 Согласно экспертному заключению от *** №*** ввозимый *** кузов ТС не имеет внутренней перегородки, оборудован двумя передними сидениями (место водителя и пассажира) и шестью местами для сидения пассажиров, расположенными в два ряда по три сидения соединенные вместе. В задней части салона автомобиля нет оборудованных доступных мест для крепления дополнительных мест для сидения пассажиров.

 Распоряжением от 01.03.2012 года № 34-р «О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров», зарегистрированным в Минюсте РФ 28.04.2012 года    № 24001, к грузовым автофургонам относятся автомобили, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона. Грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже, а именно: количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сиденьем водителя, не превышает двух; салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений; отсутствуют оконные проемы в боковых стенках салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова) застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д.

 В представленном на экспертизу ТС кузов автомобиля представляет собой крытый фургон, имеющий четыре двери, две передние двери, сдвижную боковую дверь, расположенную с правой стороны по ходу движения и двойную распашную дверь, расположенную сзади кузова. Двери имеют окна с остеклением, с левой и правой стороны кузов имеет дополнительные застекленные окна.

 Учитывая, что одним из основополагающих признаков отнесения товара к позиции 8703, а не 8704 является наличие сидений в задней части салона оборудованных ремнями безопасности, а в рассматриваемом случае согласно экспертному заключению кузов ТС не имеет внутренней перегородки, оборудован двумя передними сидениями (место водителя и пассажира) и шестью местами для сидения пассажиров, расположенными в два ряда по три сидения, соединённые вместе. Таким образом, конструкция ТС не может быть классифицирована в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС.

 Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» установлено, что к категории N1 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

 Как следует из документов, в том числе, экспертного заключения и ПТС, транспортное средство «***» является легковым автомобилем, то есть не может быть отнесено к транспортному средству, предназначенному для перевозки грузов и, как следствие, не может быть отнесено к транспортным средствам категории N1.

 В судебное заседание заявитель ФИО2 не явилась, факт надлежащего извещения о времени рассмотрения дела подтверждён представителем истца, ФИО3, в судебном заседании, которая настаивала на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям.

 Представители Мурманской таможни, ФИО4 и ФИО5, в судебном заседании с заявлением не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

 На основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

 Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, свидетеля ФИО1 исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.

 Как установлено в судебном заседании *** ФИО2 ввезла на территорию Российской Федерации автомобиль «***» и уплатила рассчитанный утилизационный сбор в размере *** рублей.

 ФИО2 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Мурманской таможни, которым ей было отказано в выдаче паспорта транспортного средства и возложении обязанности по уплате утилизационного сбора в федеральный бюджет.

 Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлена обязанность по расчету и уплате утилизационного сбора. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию.Согласно пункту 4 указанной выше статьи Федерального закона порядок взимания утилизационного сбора, в том - числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 На момент ввоза транспортного средства «***» на территорию Российской Федерации, перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора был установлен постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 года № 870.

 Вид и категория транспортного средства, в зависимости от которых должен быть рассчитан размер утилизационного сбора, определяется согласно приложению № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720.

 Согласно выводам таможенного эксперта, указанным в заключении от *** №*** ТС «***» является легковым автомобилем и предназначен для перевозки пассажиров, относится к категории M 1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя, не более восьми мест. Вместе с тем, согласно приложению № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 автомобиль относится к категории N1 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.) так как произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) не превышает массу перевозимого одновременно с пассажирами груза.

 Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

 Согласно пункту 7 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых, в том числе, уплачен утилизационный сбор.

 Выдача ПТС таможенными органами регламентируется постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств», приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 года № 6842).

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сотрудниками Мурманской таможни ввезенный заявителем автомобиль обоснованно отнесен к категории N1 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.), находит законным и обоснованным решение об отказе в выдаче ПТС «***» до уплаты утилизационного сбора в полном объеме.

 Изложенные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля – заместителя начальника Мурманского таможенного поста ФИО1 из которых следует, что решение об отказе в выдаче ПТС было подписано им в силу исполнения должностных обязанностей. Автомобиль «***» был отнесен к категории N1, исходя из его технических характеристик и на основании заключения эксперта. Поскольку ранее заявителем неверно была определена категория транспортного средства, рассчитан и уплачен утилизационный сбор, то ФИО2 было отказано в выдаче ПТС. Возвращенный заявителю документ №*** от *** не является паспортом транспортного средства, используется на территории *** для целей учета транспортных средств, является второй частью регистрационного сертификата. Таким образом, письмо Мурманского таможенного поста от *** №*** не содержит решений о выдаче ПТС, а является решением о возврате оригинала регистрационного сертификата.

 Суд соглашается с доводами заинтересованного лица, о том, что заявителем понятие «определение категории транспортного средства для целей уплаты утилизационного сбора» ошибочно подменяется понятием «классификация товара по ТН ВЭД ТС при таможенном декларировании».

 Определение классификационного кода транспортного средства в соответствии с ТН ВЭД ТС (8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, 8704 - моторные транспортные средства для перевозки грузов) не связано с решением о возложении дополнительной обязанности по уплате утилизационного сбора, так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 № 870 размер утилизационного сбора зависит от категории транспортного средства, определяемой в соответствии с приложением № 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720.

 Классификационный код и категория для комбинированных и многоцелевых транспортных средств может не совпадать, поскольку действующим законодательством установлена специальная классификация транспортных средств для целей расчета утилизационного сбора.

 Выдача ПТС не является мерой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности и не предусматривает классификации по ТН ВЭД ТС.

 С учетом изложенного, заявление ФИО2 удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным и необоснованным решения Мурманской таможни от *** №*** об отказе в выдаче паспорта транспортного средства «***» и возложении обязанности по уплате утилизационного сбора в федеральный бюджет, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.

 Судья: Ю.В. Кутушова