РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Жанцановой О.В.,
с участием ответчиков ФИО1, ФИО2,
ответчика ФИО3 и его представителя ФИО4,
третьего лица ФИО5,
представителя третьего лица администрации Смоленского муниципального образования ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО2, ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО7, в котором просит истребовать в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... на основании п. 4.2 Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № от **/**/**** осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от **/**/**** № Р-2К-12/1. Согласно условиям данного контракта предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках c протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от **/**/****№ с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий ...., Иркутское лесничество Приморское участковое лесничество Том 1,2,3,4.
Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства .... были выявлены, земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру.
Из представленных материалов установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1183, площадью 1200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), и принадлежит на праве собственности ФИО7, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества. Указанный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, и пересекает земли лесного фонда площадью 1200 кв.м.
Данный факт установлен заключением № из сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».
Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от **/**/****№ - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Таким образом, истец полагает, что указанный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве.
По мнению истца, доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1183 относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за ФИО7, у которой земельный участок находятся фактически в незаконном владении.
Кроме этого, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... с аналогичным правовым обоснованием обратилась в суд с исковыми заявлениями к ФИО8, ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО2, ФИО1 об истребовании в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельных участков:
у ФИО8 – земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1184, расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №;
у ФИО3 – земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1190, расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №;
у ФИО9 - земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1274, расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №;
у ФИО10 – земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1001, расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №;
у ФИО11 – земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1190, расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №;
у ФИО2 – земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1113, расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №;
у ФИО1 – земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1030, расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Определением суда от **/**/**** указанные гражданские дела были объединены в одно производство.
В судебное заседание представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснили, что земельные участки находятся в их собственности на законных основаниях, используются по назначению, границы земельных участков на местности определены забором, при этом в границах земельных участков никаких лесных насаждений не имеется. Просили учесть, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих право собственности Российской Федерации на принадлежащие им земельные участки. ФИО2 также ранее по существу заявленных исковых требований представила суду свой письменный отзыв по существу заявленных исковых требований, который приобщен к материалам дела.
ФИО3 и его представитель ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ранее представив суду свои письменные возражения, которые имеются в материалах дела.
Ответчик ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представили. Ответчик ФИО10 ранее по существу заявленных исковых требований представил суду свои письменные возражения по существу заявленных требований.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, возражала против их удовлетворения.
Третьи лица ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представили.
Представитель третьего лица администрации Смоленского муниципального образования ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, представив суду свои возражения в письменном виде.
Представитель третьего лица Агентства лесного хозяйства .... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представил суду свой письменный отзыв, в котором также просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представил свой письменный отзыв, а также ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представил свой письменный отзыв.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения ответчиков и их представителей, третьего лица, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Нормами гражданского процессуального законодательства, в частности ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из ст.ст. 301 - 304 Гражданского кодекса РФ вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от 29 апреля «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо (лица) владеет этим земельным участком или его частью незаконно. В случае недоказанности одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ст.ст. 77, 83 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 29 Земельного кодекса РФ предусматривала, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Судом в ходе рассмотрения дела по существу установлено, что постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО5 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1184, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/****ФИО3 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1190, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Постановлениями администрации .... муниципального образования № от **/**/****, № от **/**/****ФИО9 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1274, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/****ФИО10 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1001, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО14 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:879, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО16 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1113, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО12 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1030, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО17 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1183, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок №.
Указанные постановления изданы в соответствии со ст.ст. 28, 29, 81 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от **/**/**** № 137-ФЗ, ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от **/**/**** № 112-ФЗ, п. 1 ст. .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан от **/**/****№-ОЗ. В связи с представлением гражданами полного пакета документов у администрации .... муниципального образования отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении спорных земельных участков в собственность бесплатно.
Следует отметить, что одним из оснований издания постановлений органа местного самоуправления явились решения, принятые на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории ...., членами которых были, в том числе, начальник территориального управления агентства лесного хозяйства .... по Ангарскому лесничеству, начальник территориального управления агентства лесного хозяйства .... по Иркутскому лесничеству.
Из представленного в материалы дела по запросу суда дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1184 следует, что ФИО5, будучи собственником данного земельного участка, распорядился им по своему усмотрению, продав по договору купли-продажи от **/**/****ФИО8.
Из представленного в материалы дела по запросу суда дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:879 следует, что ФИО14, будучи собственником данного земельного участка, распорядился им по своему усмотрению, продав по договору купли-продажи от **/**/**** ФИО13, который в свою очередь продал его ФИО11 на основании от **/**/****.
Из представленного в материалы дела по запросу суда дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1113 следует, что ФИО16, будучи собственником данного земельного участка, распорядилась им по своему усмотрению, продав по договору купли-продажи от **/**/**** ФИО15, которая в свою очередь продала его ФИО2 на основании от **/**/****.
Из представленного в материалы дела по запросу суда дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1030 следует, что ФИО12, будучи собственником данного земельного участка, распорядилась им по своему усмотрению, продав по договору купли-продажи от **/**/****ФИО1.
Из представленного в материалы дела по запросу суда дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1183 следует, что ФИО17, будучи собственником данного земельного участка, распорядился им по своему усмотрению, продав по договору купли-продажи от **/**/****ФИО7.
Таким образом, в настоящее время собственниками спорных земельных участков являются ФИО3, ФИО9, ФИО10, - на основании акта органа местного самоуправления, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО2, ФИО1 - на основании возмездной сделки – договора купли-продажи, при этом их право собственности на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1184 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок).
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1190 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1274 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1001 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:879 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1113 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1030 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1183 следует, что данный земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что также следует из представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельных участков и подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми делами.
Из ответов Управления Росреестра по .... от **/**/**** следует, что в соответствии с материалами по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Смоленского сельского Совета народных депутатов .... (М 1:25000, 1991 г.), утвержденными решением .... Совета народных депутатов от **/**/****№-п-134, спорные земельные участки расположены на территории, которая ранее была передана в ведение Смоленской администрации. Передача земель в ведение сельской администрации осуществлялась из земель совхоза «Кайский» и земель Иркутского мехлесхоза.
В соответствии с постановлениями главы .... от **/**/****№ «О землях, переданных в ведение Смоленского сельского округа», от **/**/****№ «Об отмене постановления главы района № от **/**/****», от **/**/****№ «О внесении дополнений в постановление главы района № от **/**/****», земли, переданные в ведение вышеуказанной администрации, были переведены в земли сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения).
Указанное также подтверждается представленным в материалы дела решением .... Совета народных депутатов от **/**/****№п-134; экспликацией, являющейся приложением к указанному Решению; постановлением главы ....№ от **/**/****; экспликацией, являющейся приложением к указанному Постановлению; постановлением .... муниципального образования № от **/**/****; постановлением .... муниципального образования № от **/**/****; постановлением главы ....№ от **/**/****; экспликацией, являющейся приложением к указанному Постановлению; постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/****.
Кроме того, в подтверждение законности выдела администрацией .... муниципального образования спорных земельных участков администрацией Смоленского муниципального образования было представлено заключение кадастрового инженера ООО «Земля Сибири» ФИО18, в соответствии с которым предоставление спорных земельных участков происходило на законных основаниях из земель сельскохозяйственного назначения. Оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время право собственности ответчиков на спорные земельные участки зарегистрировано в порядке, установленном законом, и никем не оспорено. Доказательств, порочащих регистрацию права ответчиков на земельные участки, истцом суду не представлено. При этом границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о координатах внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные государственного кадастрового учета также никем не оспорены и не признаны недействительными.
Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Заявляя требования об истребовании спорных земельных участков из чужого незаконного владения ответчиков, истец в обоснование требований представляет заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №№, 535, 649, 517, 651, 525, 648, 533 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, в соответствии с которым площадь пересечения каждого из спорных земельных участков с землями лесного фонда составляет 1200 кв.м.
Вместе с тем, суд в отсутствие иных доказательств, подтверждающих доводы истца, критически оценивает представленные в материалы дела заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №№, 535, 649, 517, 651, 525, 648, 533 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку они не содержат каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в них выводы о нахождении спорных земельных участков в границах земельного участка лесного фонда; документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, от которых исходят данные документы, специальных познаний, с помощью которых сделаны приведенные в нем выводы, суду не представлены.
Кроме того, данные заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» заключениями эксперта не являются, и не могут безусловно свидетельствовать о наложении границ земельного (лесного) участка на земельные участки ответчиков. Указанные заключения были получены в рамках государственного контракта, т.е. получены в результате проведения работ картометрическим методом, без выезда на место и определения на местности координат спорных земельных участков и их сопоставления с координатами границ земельного участка лесного фонда.
Кроме того следует отметить, что из пояснений к заключениям №№, 535, 649, 517, 651, 525, 648, 533 следует, что схема пересечения границ земель лесного фонда с границами спорных земельных участков выполнена на основании материалов лесоустройства 2002-2003 года в М 1:25000, однако, представленные материалы вообще не содержат сведений о передаче земель в 1991 году в введение Смоленской администрации.
Более того, в отсутствие системы обновленной информации о лесных ресурсах, состоянии лесов, динамике лесного фонда, картографии, геодезии, ссылка в обоснование заявленных исковых требований на материалы лесоустройства 2002-2003 г.г. (исходя из того, что заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» были сделаны на основании данных материалов) само по себе ставит под сомнение актуальность данных сведений.
Рассмотрение данного спора связано с разрешением вопроса о принадлежности спорных участков истцу, что невозможно без точного определения границ. При таких обстоятельствах, вопрос о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, подлежал разрешению при проведении землеустроительной экспертизы. Однако ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы истцом не заявлено, представленные стороной ответчика доказательства, истцом не опровергнуты.
Из представленных доказательств не представляется возможным провести сопоставление границ спорного земельного участка и земельного участка лесного фонда.
В качестве обоснования исковых требований истец также ссылается на то, что в целях установления границ земельных участков лесного фонда, Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» был заключен государственный контракт № Р-2К-12/1 от **/**/****.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом «О государственном кадастре недвижимости». В рамках указанного контракта филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» границы земельных участков лесного фонда были уточнены и поставлены на государственный кадастровый учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно ч. 1 ст. 716 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Таким образом, при установлении пересечений границ земельных участков органом кадастрового учета было бы принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № - ФЗ от **/**/****, а в дальнейшем - решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (если бы не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, п. 6 ч. 2 ст. 27 ФЗ №).
Наличие пересечений границ земельных участков исключает возможность корректного отображения местоположения земельных участков в государственном кадастре недвижимости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что уточнение границ лесных участков по Контракту осуществлялось в отсутствие пересечений границ земельных участков. Основания для приостановления осуществления кадастрового учета, а также отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, каких-либо споров о местоположении границ спорных земельных участков при проведении кадастровых работ по уточнению границ и внесению сведений в ГКН сведений о местоположении границ спорных земельных участков у сторон не было.
В данном случае карты-схемы, составленные по результатам проведения лесоустройства, при наличии кадастровых паспортов смежных земельных участков не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения таких участков с кадастровыми номерами 38:06:150527:1184, 38:06:150527:1190, 38:06:150527:1274, 38:06:150527:1001, 38:06:150527:879, 38:06:150527:1113, 38:06:150527:1030, 38:06:150527:1183 на лесной участок, в связи с чем, суд находит недоказанным факт нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:150527:1184, 38:06:150527:1190, 38:06:150527:1274, 38:06:150527:1001, 38:06:150527:879, 38:06:150527:1113, 38:06:150527:1030, 38:06:150527:1183 на землях лесного фонда.
Доводы истца о том, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости относительно категории спорных земельных участков, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, тогда как данным, представленным Агентством лесного хозяйства .... спорные земельные участки фактически отнесены к землям лесного фонда, суд оценивает критически, поскольку противоречия в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, истцом не устранены, в связи с чем, представленные стороной истца доказательства не могут являться бесспорным доказательствами, подтверждающим категорию спорного земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от **/**/**** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки были отчуждены в частную собственность граждан уполномоченным органом и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела земельные участки находятся в собственности ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО2, ФИО1, при этом их право собственности на данные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено.
Фактически в ходе рассмотрения дела по существу истцом не было доказано отнесение земельных участков, принадлежащих ответчикам, к землям лесного фонда, как и не был доказан факт и объем нарушения ответчиком прав Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, на истце лежит обязанность доказать частичное отнесение земельного участка ответчика к землям лесного фонда, однако истец не представил допустимых и достаточных доказательств расположения спорных участков на землях лесного фонда, как и не представил доказательств принадлежности данных земельных участков Российской Федерации. О проведении по делу землеустроительной экспертизы истец не заявил, дополнительных доказательств не представил, своим правом на уточнение заявленных исковых требований не воспользовался, несмотря на то, что указанные права разъяснялись представителю истца как в ходе проведения по делу подготовки к судебному разбирательству, так и в ходе проведения по делу предварительного судебного заседания.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты.
При установленных обстоятельствах, имеющихся в материалах дела доказательствах, суд приходит к выводу, что истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, факт незаконного владения ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО2, ФИО1 данными земельными участками, их зарегистрированное право собственности на земельный участок не оспорено в установленном порядке, факт наложения земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:150527:1184, 38:06:150527:1190, 38:06:150527:1274, 38:06:150527:1001, 38:06:150527:879, 38:06:150527:1113, 38:06:150527:1030, 38:06:150527:1183 на земельный участок лесного фонда не нашел подтверждения в суде.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд, исходя из того, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено достаточных и допустимых доказательств того, что участки, собственниками которых в настоящее время являются ответчики, расположены в пределах границ участка лесного фонда, что Российская Федерация является собственником данных земельных участков, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО2, ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.В. Барахтенко