Дело № 2-1779-18РЕШЕНИЕИменем Российской Федерациигород Кемерово 13 июня 2018 годаЗаводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Жигалиной Е.А.,
при секретаре Разливаловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации к ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства. Требования мотивировал тем, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в марте 2018 года в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства при обеспечении осужденных вещевым довольствием. Так, на момент проверки 14.03.2018 г. установлено, что в 2018 году осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-29, не выдавались рукавицы. В учреждении имеется недостаточный запас вещевого имущества: на складах и в подменном фонде имелся 51 зимний головной убор, при потребности на текущий год в количестве 250 штук. Аналогичная ситуация и по следующим видам вещевого имущества: костюм мужской, свитер трикотажный, белье нательное теплое, трусы, брюки утепленные, рукавицы утепленные, одеяло полушерстяное, матрац ватный, подушка ватная, простыня, наволочка подушечная верхняя, полотенце банное. Осужденные ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и другие не обеспечены трусами; осужденные ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО10 и другие осужденные не обеспечены теплым нательным бельем; осужденные в ИК-29 не обеспечены рукавицами утепленными. В этой связи прокуратурой 19.03.2018 г. начальнику ИК-29 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения представлен ответ, из содержания которого следует, что учреждением 12.04.2018 г. направлено письмо в ГУФСИН России по Кемеровской области о рассмотрении вопроса об обеспечении осужденных недостающим вещевым имуществом. Администрацией ФКУ ИК-29 выявленные прокуратурой нарушения закона не оспариваются. Причиной выявленных нарушений закона является отсутствие вышеуказанного вещевого довольствия на складе в ФКУ ИК-29, отсутствие поставок вещевого имущества с Центральной базы ГУФСИН России по Кемеровской области, несмотря на своевременные заявки администрации ФКУ ИК-29. Выявленные прокуратурой нарушения уголовно-исполнительного законодательства нарушают права осужденных, гарантированные ч. 4 ст. 82, ч. 2 ст. 99 УИК РФ на обеспечение осужденных одеждой установленного образца. Администрацией ФКУ ИК-29 самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение ФКУ ИК-29 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области, поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанной вышестоящей организации, в связи с чем данная организация должна быть привлечена в качестве ответчика. В данном случае, прокурором предъявлено заявление в суд интересах Российской Федерации, поскольку исправительным учреждением и ГУФСИН России по Кемеровской области нарушаются интересы Российской Федерации, выражающиеся в обязанности соблюдения всеми государственными органами, должностными лицами, организациями Конституции Российской Федерации и законов (ст. 15 Конституции РФ), в том числе Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушены права осужденных, круг лиц которых определить невозможно, в связи с постоянным освобождением осужденных и прибытием новых осужденных, гарантированные уголовно-исполнительным законодательством на обеспечение одеждой установленного образца.
Просит обязать ФСИН России в срок до 01.10.2018 обеспечить финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для обеспечения осужденных в ФКУ ИК-29 в пределах лимита наполняемости предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные. Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 01.11.2018 организовать обеспечение ФКУ ИК-29 в пределах лимита наполняемости в. необходимом количестве предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ФСИН России. Обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 01.12.2018 обеспечить осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК- 29, в пределах лимита наполняемости учреждения, предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ГУФСИН России по Кемеровской области.
В судебном заседании представитель истца - помощник Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Юришин И.В., действующий на основании удостоверения № настаивал на удовлетворении исковых требований о возложении на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений. Суду пояснил, что согласно ст. 5, 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности. Установлена обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Относительно сроков исполнения требований закона, заявленных в рамках искового заявления – они могут быть увеличены по усмотрению суда. Кроме этого, законодательно не запрещается ответчику, в случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок, обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Представитель ответчиков – ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области Федосова Е.А., действующая на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.24-27). Суду пояснила, что на основании пункта 2 Приложения № 3 приказа № 216 от 03.12.2013 сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке. Такие предметы вещевого довольствия, как: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные, имеют срок носки, согласно нормы № 1 приложения № 1 приказа №216 от 03.12.2013 г.: срок носки белье нательное теплое - 3 года (2 комплекта на 1 осужденного); срок носки рукавицы утепленные - 1 год (1 пара в год на 1 осужденного); срок носки трусов - 1 год (2 штуки в год на 1 осужденного). Также прокурор в своем исковом заявлении ссылается на ст. 45 ГПК РФ, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушены права осужденных, находящихся в учреждении и круг лиц нельзя которых определить. На момент подачи искового заявления численность осужденных была известна. От осужденных никогда не поступало жалоб на недостаточное материально - бытовое обеспечение. Все осужденные обеспечены необходимыми предметами вещевого довольствия, индивидуальными постельными принадлежностями, средствами гигиены и т.п. Таким образом, учреждением приняты все возможные меры для соблюдения уголовно-исполнительного законодательства. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст.45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.34 ГПК РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, а его процессуальные права, которые закреплены в ст.45 ГПК РФ, во взаимосвязи с положениями глав 15 и 40 ГПК РФ, включают право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По смыслу приведенных выше норм по делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона, а потому вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с названным иском.
В соответствии со ст.ст.3, 5, 9 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности органов уголовно-исполнительной системы составляет Конституция Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно подп.25, 55, 56 п.11 разд.3 «Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного Приказом ФСИН РФ от 10.03.2005г. №63 - в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функций государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Согласно названному Положению, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (п.1).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5).
Одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов (подп.4 п.3); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (подп.8 п.3).
Согласно п.п.7, 9 Указа Президента РФ от 13.10.2004г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством РФ правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах. ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входят предложения по изменению вида режима и лимита наполнения учреждений, исполняющих наказания.
Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденным Приказом ФСИН РФ от 10.03.2005г. №63, на ГУФСИН России по Кемеровской области возложены функции по организации финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной и иной деятельности, ревизионную работу. Обеспечению представления сводной статистической и бухгалтерской отчетности в ФСИН России (п.25); обеспечению ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработку проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства. Проводит ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов УИС, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений (п.55); осуществлению функции государственного заказчика, в том числе в области государственного оборонного заказа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; созданию конкурсных комиссий для проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд; осуществлению материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений, в том числе в рамках государственного оборонного заказа (п.56).
Согласно ст.15 Федерального закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу положений п. 1.1. Приказа Генпрокуратуры России от 16.01.2014 N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам - на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.
Судом установлено, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства при обеспечении осужденных вещевым довольствием в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Приказом Минюста России от 03.12.2013 года N 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу Минюста России от 03.12.2013 года N 216 осужденные, отбывающие наказания в исправительных колониях особого режима, подлежат обеспечению, в том числе, бельем нательным теплым, трусами, рукавицами утепленными.
Из материалов гражданского дела следует, что в нарушение требований ч. 4 ст. 82, ч. 2 ст.99 УИК РФ в 2018 году осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-29, не выдавались рукавицы. В учреждении имеется недостаточный запас вещевого имущества: на складах и в подменном фонде имелся 51 зимний головной убор, при потребности на текущий год в количестве 250 штук. Аналогичная ситуация и по следующим видам вещевого имущества: костюм мужской, свитер трикотажный, белье нательное теплое, трусы, брюки утепленные, рукавицы утепленные, одеяло полушерстяное, матрац ватный, подушка ватная, простыня, наволочка подушечная верхняя, полотенце банное.
Администрацией ФКУ ИК-29 выявленные прокуратурой нарушения закона не оспаривались, что подтверждается письменными пояснениями начальника ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по КО (л.д.8-10), сведениями об остатках предметов вещевого довольствия для спецконтингента на складах учреждения ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д.11), а также не опровергалось представителем ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по КО в ходе судебного разбирательства.
Согласно пояснениям администрации ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области по результатам заключения проверки от 17.04.2018 года, факты нарушений, указанных в представлении, вынесенном Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 19.03.2018 г. в связи с установленными нарушениями уголовно-исполнительного законодательства о материально-бытовой обеспечении осужденных, подтвердились в части (л.д.8-10).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что осужденные, содержащиеся в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по КО, не в полной мере обеспечены вещевым имуществом, что противоречит установленным законом требованиям.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд считает исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об обязании ФСИН России обеспечить финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для обеспечения осужденных в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области в пределах лимита наполняемости предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные; обязании ГУФСИН России по Кемеровской области организовать обеспечение ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области в пределах лимита наполняемости в необходимом количестве предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ФСИН России; обязании ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области обеспечить осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ГУФСИН России по Кемеровской области, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить ответчикам ФКУ ИК-29, ГУФСИН России по КО и ФСИН России сроки, в течение которых решение должно быть исполнено – ФКУ ИК-29 до 01.02.2019 года, ГУФСИН России по КО до 01.01.2019 года, ФСИН России до 01.12.2018 года, которые, вопреки доводам ответчиков, являются разумными и исполнимыми с учетом требований истца, характера выявленных нарушений законодательства в части обеспечения осужденных предметами вещевого довольствия.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области о понуждении устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства - удовлетворить.
Обязать ФСИН России в срок до 01.12.2018 года обеспечить финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для обеспечения осужденных в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области в пределах лимита наполняемости предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 01.01.2019 года организовать обеспечение ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области в пределах лимита наполняемости в необходимом количестве предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ФСИН России.
Обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 01.02.2019 года обеспечить осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области предметами вещевого довольствия: белье нательное теплое, трусы, рукавицы утепленные при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ГУФСИН России по Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Жигалина
Мотивированное решение суда составлено 18.06.2018 года.
<данные изъяты>