Дело № 2-1779/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 19 ноября 2021 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Титовой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием истца ФИО1, представителей ответчика – МБУ ЖКХ «ВКУ» ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО5, муниципальному бюджетному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вяземское коммунальное управление» г. Вязьма Смоленской области о признании захоронения незаконным, возложении обязанности по перезахоронению, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО5, муниципальному бюджетному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вяземское коммунальное управление» г. Вязьма Смоленской области, в котором просит:
признать незаконным захоронение в пределах родового (семейного) захоронения Е.А. и З.Н. гражданина Н.Н.;
обязать ответчиков осуществить перезахоронение Н.Н. из семейного (родового) захоронения Е.А. и З.Н. в течение месяца со дня вынесения решения по настоящему делу;
взыскать в ее пользу с ФИО5 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда;
взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вяземское коммунальное управление» г. Вязьма Смоленской области в ее пользу 200 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В обоснование своих доводов истец указала, что 26 августа 2011 года умерла ее мать Е.А., для погребения которой на кладбище г. Вязьмы «Фроловское» ей выделен земельный участок для семейного (родового) захоронения. Выделенный участок был огорожен оградой, в пределах которой в 2020 году была захоронена ее сестра З.Н. 24 июля 2021 года она обнаружила в пределах ограды могилу постороннего человека – Н.Н., умершего дд.мм.гггг.. Ей установлено, что захоронение было осуществлено с ведома МБУ «ЖКХ «ВКУ г. Вязьмы Смоленской области» ответчиком ФИО5 Считает действия ответчиков незаконными, ущемляющими ее права, поскольку на оставшемся свободном в семейном (родовом) захоронении месте рядом с материю и сестрой сохранялось место для ее погребения. Незаконными действиями ответчиков, осуществивших незаконное захоронение в семейной (родственной) могиле постороннего для нее и ее родственников человека, ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, переживаниях, так как она лишена ранее предусмотренного места для своего последующего захоронения.
В судебном заседании истец поддержала свои исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. В дополнение указала, что после смерти матери директор Фроловского кладбища выделил ей участок под захоронение матери, была внесена запись в книгу, после того, как служба, выдающая разрешения на захоронения, поменялась, книгу этой службе не передали. На руки ей не выдали документы при захоронении матери. Через год после смерти матери она установила ограду 3х6. З.Н. – ее двоюродная сестра. После смерти в 2014 году ее похоронили к матери истца. З.Н. перед смертью жила с <данные изъяты> лет 7, брак не был зарегистрирован. Ей ничего не известно о волеизъявлении Н.Н. похоронить его рядом с З.Н. ФИО6 при жизни заказывал Н.Н., но деньги на памятник давал сын З.Н.
Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, возражение на исковое заявление и ходатайство об отложении дела слушанием не представила.
Представители ответчика МБУ ЖКХ «Вяземское коммунальное управление» г. Вязьма Смоленской области представили в суд возражение на исковое заявление, доводы которого поддержали в судебном заседании, согласно которому данная организация осуществляет свою деятельность по эксплуатации и содержанию муниципальных кладбищ с февраля 2017 года. Сведениями о порядке, сроках и формах выдачи разрешений на захоронение до 2017 года не располагает. 28 июня 2021 года ФИО5 обратилась в специализированную организацию – МБУ ЖКХ «ВКУ» г. Вязьмы с заявлением о выдаче разрешения на подзахоронение Н.Н. К заявлению были приложены: копия паспорта ФИО5, копия свидетельства о смерти Н.Н., копия свидетельства о смерти З.Н., копия медицинского свидетельства о смерти Н.Н., копии документов на надгробные сооружения. В связи с предоставлением ею полного пакета документов выдано разрешение ХХХ от 28 июня 2021 года на захоронение Н.Н. к ранее умершей З.Н.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО5 на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2).
Согласно ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (статья 6).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 8).
На основании п. 3 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В силу ст. 21 Федерального закона № 8-ФЗ гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 4 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Подпунктом 17 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2017 года № 2372 утверждены Правила эксплуатации и содержания муниципальных кладбищ на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области (далее – Правила содержания кладбищ).
Пунктом 1.6 Правил содержания кладбищ определено, что земельные участки, на которых расположены городские кладбища, являются муниципальной собственностью и находятся на обслуживании у специализированной организации на основании муниципального контракта или муниципального задания.
Договор на погребение на муниципальных кладбищах заключается со специализированной организацией. Специализированная организация осуществляет регистрацию погребения и договоров на погребение в книге установленного образца, с указанием номера захоронения, фамилии лица, ответственного за данное захоронение, номера и даты договора на погребение. Гражданам, осуществившим захоронение, выдается разрешение установленного образца на захоронение (паспорт) (пункты 4.2 – 4.4. Правил содержание кладбищ).
На основании п. 4.7 Правил содержания кладбищ специализированная организация определяет места захоронении следующих видов: на одну могилу для одиноких и малоимущих граждан; на 2-6 могил (семейные) захоронения; групповые захоронения и т.д.
Для получения разрешения на захоронение или подзахоронение лицо, осуществляющее погребение, направляет в специализированную организацию заявление о выдаче разрешения на захоронение (подзахоронение). К заявлению о выдаче разрешения на захоронение прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС; справка о наличии места для захоронения или подзахоронения, полученная у смотрителя кладбища. К заявлению о выдаче разрешения на подзахоронение к вышеуказанным документам прилагается свидетельство о смерти ранее захороненного в могилу, на основании письменных заявлений близких родственников (степень их родства и право на имущество, ограждения и др. надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами) (п. 4.9 Правил содержания кладбищ).
В соответствии с п. 4.14 Правил содержания кладбищ при отсутствии архивных документов захоронения в могилы или на свободные места в оградах производятся с разрешения специализированной организации на основании письменных заявлений близких родственников (степень родства и право на имущество, ограждение и др. надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами).
Как видно из материалов дела и установлено судом, 28 июня 2021 года ФИО5 обратилась в МБУ ЖКХ «ВКУ» г. Вязьмы о предоставлении места для родственного захоронения умершего дд.мм.гггг.Н.Н. на Фроловском кладбище г. Вязьмы, где ранее захоронен умерший родственник З.Н.
К заявлению были приложены копия паспорта ФИО7, копия свидетельства о смерти Н.Н., копия свидетельства о смерти З.Н., копия медицинского свидетельства о смерти Н.Н., копии документов на надгробные сооружения (л.д. 23-27, 30-31).
Уполномоченным лицом в этот же день выдано разрешение ХХХ (л.д. 22), занесенное в книгу регистрации выданных разрешений на захоронение/подзахоронение под ХХХ (л.д. 28-29).
Для подтверждения родственных отношений умершей в дд.мм.гггг.ФИО8 Н.М. представлены документы на установку памятника З.Н., согласно которым 3 октября 2014 года Н.Н. заказал у ИП А.А. памятник на могилу умершей З.Н., оплатив работу по изготовлению, стоимость материалов и установку на общую сумму 27 185 руб. (л.д. 26-27).
Истец в судебном заседании не отрицал то, что при жизни Н.Н. заказал установку памятника ее двоюродной сестре З.Н., но на денежные средства сына умершей З.Н.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Н.Н. не был чужим человеком для семьи З.Н.
Опрошенная в судебном заседании свидетель Н.Н., являющаяся родной сестрой умершей З.Н., пояснила, что ее сестра и Н.Н. проживали вместе более 10 лет, до самой ее смерти. Жил он в квартире З.Н. После ее смерти с разрешения сына З.Н. он продолжал проживать в этой квартире. ФИО9 устанавливал на денежные средства сына З.Н. Сестру похоронили рядом с ее тетей Е.А. – матерью ФИО4 с разрешения последней. Н.Н. для них посторонний человек.
В судебное заседание не представлено доказательств того, что земельный участок на Фроловском кладбище, где захоронены Е.А., З.Н. и Н.Н., является родственным, семейным захоронением. До 2017 года статус «родственное захоронение» не регистрировался. С 2017 года Правилами содержания кладбищ предусмотрен размер захоронений, из которых следует, единичное это захоронение или родственное. Более того, похороненная на спорном участке З.Н. не является близким родственником истца ФИО4
Также следует учесть, что установленная ФИО4 оградка захоронения имеет размеры 3,0 м на 6,0 м, которые не соответствуют требованиям «Правил эксплуатации и содержания муниципальных кладбищ на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области», утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2017 года № 2372. Согласно п. 4.8 Правил содержания кладбищ под семейные захоронения предусмотрен земельный участок 2,5 м на 4,0 м.
Согласно ответу из Вяземской межрайонной прокуратуры в адрес ФИО4 выявлены нарушения МБУ ЖКХ «ВКУ», не принявшего мер по установлению родственных связей и наличия оснований для подзахоронения Н.Н. По фактам нарушений прокуратурой внесено представление в адрес руководителя учреждения об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. При этом прокурором не сделано выводов о наличии оснований для перезахоронения Н.Н. (л.д. 51).
Проанализировав приведенные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу о том, что захоронение Н.Н. не является самовольным, не нарушает каких-либо норм и правил по захоронению, так как на момент захоронения Н.Н. ответственному лицу за его захоронение ФИО5 уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела – МБУ ЖКХ «ВКУ» было выдано разрешение ХХХ, которое в установленном законом порядке недействительным не признано и не отменено.
При этом следует учесть, что ранее произведенное захоронение Е.А. и З.Н. никогда не признавалось семейным (родовым) захоронением. Только после захоронения Н.Н. 28 июня 2021 года в книге регистрации выданных разрешений на захоронение/подзахоронение появилось указание «РП» – родственное подзахоронение в связи с предоставлением ответственным лицом документов, подтверждающих установку надгробных сооружений над могилой З.Н.Н.Н.
Основания для понуждения ответчиков к перезахоронению Н.Н. отсутствуют, поскольку место захоронения Н.Н. не было отнесено к семейным захоронениям, в связи с чем отсутствие родственных связей у ФИО4 с Н.Н. не может являться основанием для перезахоронения, учитывая, что захоронение Н.Н. произведено в специально отведенном месте, указанном ФИО5, занимавшейся организацией похорон Н.Н. Обязанность перезахоронения в силу одного лишь волеизъявления заинтересованных лиц законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО4
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ФИО5, муниципальному бюджетному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вяземское коммунальное управление» г. Вязьма Смоленской области о признании захоронения незаконным, возложении обязанности по перезахоронению, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Е.В. Титова
19.11.2021 – резолютивная часть решения
23.11.2021 – мотивированное решение
24.12.2021 – вступает в законную силу