Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ /РОССИИ/
15 мая 2012 года г.Котовск
Судья Котовского городского суда Тамбовской области ЯНИНА В.В.,
при секретаре ПАЧИНОЙ М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПРОКУРОРА г.КОТОВСКА к АДМИНИСТРАЦИИ г.КОТОВСКА,МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» о признании бездействия администрации городского округа- г.Котовск по осуществлению муниципального контроля за деятельностью МКУ «Городское хозяйство» по содержанию дорог общего пользования г.Котовска в зимний период 2011-2012 гг., выразившегося в не обеспечении МКУ «Городское хозяйство» специализированной техникой для содержания дорог и несвоевременной заготовке противогололедных материалов,незаконным; о возложении на администрацию городского округа-г.Котовск обязанности в срок до 1.12.2012 г. обеспечить МКУ «Городское хозяйство» специализированной техникой для очистки дорог общего пользования г.Котовска в зимний период и противогололедными материалами путем выделения необходимых денежных средств; о признании бездействия МКУ «Городское хозяйство» по ликвидации снежного наката, колейности на дорогах общего пользования г.Котовска и тротуарах в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в зимний период 2011-2012 г.г.,незаконным; о возложении на МКУ «Городское хозяйство» обязанности в срок до 1.10.2012 г. заготовить противогололедные материалы в количестве, необходимом для борьбы с гололедом в зимний период 2012-2013 г.г.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Котовска,обратившись в суд с иском,поддержанным в судебном заседании помощником прокурора г.Котовска ФИО5,просит признать бездействие администрации городского округа- г.Котовск по осуществлению муниципального контроля за деятельностью МКУ «Городское хозяйство» по содержанию дорог общего пользования г.Котовска в зимний период 2011-2012 гг., выразившегося в не обеспечении МКУ «Городское хозяйство» специализированной техникой для содержания дорог и несвоевременной заготовке противогололедных материалов,незаконным; возложить на администрацию городского округа-г.Котовск обязанность в срок до 1.12.2012 г. обеспечить МКУ «Городское хозяйство» специализированной техникой для очистки дорог общего пользования г.Котовска в зимний период и противогололедными материалами путем выделения необходимых денежных средств; признать бездействие МКУ «Городское хозяйство» по ликвидации снежного наката, колейности на дорогах общего пользования г.Котовска и тротуарах в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в зимний период 2011-2012 г.г.,незаконным; возложить на МКУ «Городское хозяйство» обязанность в срок до 1.10.2012 г. заготовить противогололедные материалы в количестве, необходимом для борьбы с гололедом в зимний период 2012-2013 г.г. Свои требования мотивирует тем,что в соответствии с заданием прокуратуры Тамбовской области прокуратурой г.Котовска была проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в части благоустройства территории г.Котовска.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Ст.1 ФЗ от 10.12.1995 г. РФ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено,что основополагающей задачей по обеспечению дорожного движения на территории РФ является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов,а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести последствий.
Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ст.8 и п.39 ст.40 Устава города Котовска Тамбовской области к полномочиям администрации городского округа-г.Котовск относится дорожная деятельность по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.
В силу ч.1 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог.
Постановлением администрации города г.Котовска №_________ от ДАТА утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в г.Котовске.
В соответствии с п.3.8 Правил организации, предприятия, отвечающие за уборку улиц, дорог, тротуаров, обязаны в зимний период проводить постоянную работу по удалению наледи, очищать тротуары от снега и ледяных образований, посыпать песком при гололеде.
Пунктами 3.1.6-3.19 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определены сроки и методы ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог,а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
В городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, установленные Госстандартом, но не более 3 часов с момента окончания снегопада.
На основании п.2.1 Устава муниципального казенного учреждения, утвержденного постановлением администрации города №_________ от ДАТА, основной целью деятельности МКУ «Городское хозяйство» является, в т.ч. деятельность по благоустройству территории города. Согласно п.2.3 Устава для достижения целей, указанных в уставе, основным видом деятельности учреждения является эксплуатация автомобильных дорог общего пользования.
Проверкой, проведенной ДАТА с выездом на место с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по г.Котовску, установлено, что в нарушение требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» практически все дороги общего пользования на территории города не соответствуют требованиям ГОСТа 50597-93:с них не удалены снегоотложения,имеются снежные накаты, глубокая калейность, дорожное покрытие не обработано песко-соляной смесью.
Также была обследована территория, отведенная для хранения заготовленной песко-соляной смеси, расположенная в районе очистных сооружений. Установлено,что на момент проверки песко-соляная смесь имеется в недостаточном для нужд города количестве.
Из объяснений директора МКУ «Городское хозяйство» следует,что в городе дороги не соответствуют установленным ГОСТ Р 50597-93 требованиям в зимний период в связи с недостатком специализированной снегоуборочной техники, грейдер, необходимый для удаления снежного наката и наледи с дорог, в МКУ «Городское хозяйство» отсутствует.
Согласно бюджетной смете на 2012 год, утвержденной первым заместителем главы администрации г.Котовска, МКУ «Городское хозяйство» из местного бюджета на деятельность учреждения выделено 12589800 рублей. Из представленных финансовых документов следует,что с момента создания МКУ «Городское хозяйство» по сотоянию на 22.01.2012 года на счет учреждения поступило <данные изъяты> рублей. Указанные денежные средства поступили на оплату бензина, дизельного топлива и авансирование за размещение, перемещение, складирование твердых бытовых отходов. Денежных средств на приобретение песко-соляной смеси на счет учреждения не поступало.
Контроль за деятельностью МУК «Городское хозяйство» по содержанию дорог в зимний период, ликвидации учреждением снежного наката, гололеда, обработке дорожного покрытия и тротуаров песко-соляной смесью, со стороны администрации города, являющейся его учредителем, не осуществляется, что, в свою очередь, отражается на состоянии жизни и здоровья граждан-жителей города.
В силу ст.17.1 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. Также ст.13 ФЗ от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ( с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Представитель Администрации г.Котовска ФИО6 исковые требования прокуратуры не признала, пояснила,что городская прокуратура не представила суду доказательств не осуществления муниципального контроля за деятельностью МКУ «Городское хозяйство» по содержанию дорог общего пользования г.Котовска.
Согласно ст.17.1 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. Федеральными законами на сегодняшний день не закреплено обязанности администрации города осуществлять муниципальный контроль за деятельностью казенных учреждений.
Кроме того, по своей сути муниципальный контроль-это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами,а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях,если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения (ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 г.). Исходя из предъявленных требований прокуратуры администрация города не осуществила муниципальный контроль за выделением администрацией города денежных средств на специализированную технику и противогололедные материалы. Данное требование противоречит понятию муниципального контроля.
Согласно п.1 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, регламентами, приказами).
Прокуратурой города не указано, какие нормативные акты,права и свободы нарушены в результате бездействия.
Принятие решения о приобретении специализированной техники отнесено к усмотрению органов местного самоуправления (ввиду отсутствия прямого указания на это в законе). Поэтому суд_не вправе оценивать целесообразность указанного прокуратурой бездействия (п.25 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. №2).
Необоснованно и требование прокуратуры о возложении на администрацию города обязанности в срок до 1.12.2012 года обеспечить МКУ «Городское хозяйство» специализированной техникой для очистки дорог и противогололедными материалами: ссылки на нормативные правовые акты не содержатся, при этом нарушаются нормы бюджетного законодательства.
Действующее законодательство не содержит обязательного требования о выделении администрацией города денежных средств на приобретение специализированной техники для очистки дорог. Техника у МКУ «Городское хозяйство» имеется, денежные средства на ее ремонт выделяются.
Согласно ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
Бюджетная смета-документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Согласно ст.184-1 БК РФ распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год ( очередной финансовый год и плановый период) устанавливаются решением о бюджете на очередной финансовый год.
На основании ч.10 ст.35 ФЗ-131 принятие решения об утверждении бюджета города находится в исключительной компетенции Котовского городского Совета народных депутатов. В соответствии со ст.40 Устава города администрация города лишь обеспечивает исполнение бюджета города в пределах тех средств, которые в нем заложены. Таким образом, понуждение администрации города к выделению денежных средств, не предусмотренных бюджетом города, является незаконным.
Доказательством заявленных требований является акт проверки от ДАТА Администрация считает,что этот документ не может являться доказательством по рассматриваемому делу,т.к. в нарушение ст.12 ФЗ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» составлен без представителей ответчиков, не отражает технических характеристик обнаруженных недостатков (толщина наката, глубина колей и т.д.).
В случае признания бездействия незаконным суд обязан определить последствия такого признания. Однако прокуратурой ставится вопрос о применении последствий нарушений к зимнему периоду 2012-2013 г.г. за зимний период 2011-2012 г.г.,что между собой не взаимосвязано.
Что касается требований прокуратуры о понуждении МКУ «Городское хозяйство» к заготовке противогололедных материалов,то администрация считает,что оно необоснованно с точки зрения норм закона,нет ссылки ни на один правовой акт, какое количество противогололедных материалов необходимо заготовить не мотивировано, необоснован срок исполнения требований.
Представители МКУ «Городское хозяйство» ФИО7 и ФИО8 также исковые требования прокуратуры не признали. ФИО7 пояснила,что составленный по результатам проверки акт от ДАТА не является надлежащим доказательством по делу, т.к. в нарушение ст.12 ФЗ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» составлен без представителей ответчиков,также в нем не отражены технические характеристики обнаруженных недостатков (толщина наката, глубина колеи и т.д.). Для получения доказательств о несоответствии дорог города требованиям ГОСТа 50597-93 не были применены технические средства диагностики состояния автомобильных дорог. Каким образом и какими приборами, техническими средствами определено наличие снежного наката,толщина и плотность снега, величина продольных деформаций дорожного полотна, не указано. Все измерения глубины колеи, толщины и плотности снега должны производиться в присутствии представителей дорожной организации, специальными инструментами.
Техника, имеющаяся в МКУ «Городское хозяйство», работала в зимний период 2011-2012 г.г. весь рабочий день на уборке снега, при необходимости в ночное время, рано утром, также проводилась обработка дорожного полотна противогололедными средствами (песко-соляной смесью), сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для улиц и дорог города,с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик, соблюдались.
В соответствии с ч.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает на себя бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. На основании ч.5 ст.219 БК РФ оплата денежных обязательств ( за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется по факту принятых на себя обязательств, следовательно, заготовить противогололедные материалы в количестве, необходимом для борьбы с гололедом в зимний период 2012-2013 г.г., будет возможно только в случае финансирования заявки на приобретение.
ФИО8 сообщил,что МКУ «Городское хозяйство» создано ДАТА Администрацией города учреждению передано 22 единицы транспортных средств, в т.ч. и необходимой для надлежащего содержания дорог общего пользования в зимний период. Между МКУ «Городское хозяйство» и ООО «Стройуниверсал» заключен договор, согласно которого общество приняло на себя обязательства по очистке автодорог от снега и снежного наката в г.Котовске. В настоящее время обсуждается вопрос о приобретении по договору лизинга автогрейдера. В 2011 г. ООО «Благоустройство» было заготовлено <данные изъяты> песко-соляной смеси,в 2012 г. приобретено <данные изъяты> смеси. Этого количества было недостаточно, решается вопрос о приобретении на следующий зимний сезон необходимого количества смеси.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по г.Котовску ФИО9 считает,что требования городской прокуратуры являются обоснованными,поддержал сказанное представителем прокуратуры,а также добавил,что отдел неоднократно информировал администрацию города о том,что лица, ответственные за содержание дорог г.Котовска в зимний период, в должной мере не исполняли свои обязанности по содержанию улично-дорожной сети в надлежащем эксплуатационном состоянии. Обработка песко-соляной смесью улиц города производилась крайне редко,в основном обрабатывались только перекрестки магистральных улиц. При осложнении погодных условий снегоуборочная техника на улицах города отсутствовала, работы по снегоуборке начинались только с раннего утра, это приводило к уплотнению снега, образованию колейности и снежного наката. Количество снегоуборочной техники при очистке улиц минимальное, эта техника не справлялась с очисткой улиц от снегонакоплений.
Изучив материалы дела,выслушав участников процесса,суд считает,что требования прокурора г.Котовска удовлетворению не подлежат.
Под бездействием,исходя из смысла главы 25 ГПК РФ,понимается неисполнение органом государственной власти,органом местного самоуправления,должностным лицом,государственным или муниципальным служащим обязанностей,возложенных на них нормативными правовыми и иными актами,определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями,положениями,регламентами,приказами) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений,действий (бездействия) органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании п.5 ст.8 и п.39 ст.40 Устава города Котовска Тамбовской области к полномочиям администрации городского округа-г.Котовск относится дорожная деятельность по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.
Постановлением администрации города г.Котовска №_________ от ДАТА утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в г.Котовске.
В соответствии с п.3.8 Правил организации, предприятия, отвечающие за уборку улиц, дорог, тротуаров, обязаны в зимний период проводить постоянную работу по удалению наледи, очищать тротуары от снега и ледяных образований, посыпать песком при гололеде.
Пунктами 3.1.6-3.19 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определены сроки и методы ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог,а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
В городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, установленные Госстандартом, но не более 3 часов с момента окончания снегопада.
На основании п.2.1 Устава муниципального казенного учреждения, утвержденного постановлением администрации города №_________ от ДАТА, основной целью деятельности МКУ «Городское хозяйство» является, в т.ч. деятельность по благоустройству территории города. Согласно п.2.3 Устава для достижения целей, указанных в уставе, основным видом деятельности учреждения является эксплуатация автомобильных дорог общего пользования.
Согласно ст.17.1 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
Муниципальный контроль-это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами,а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях,если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения (ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 г.).
Судом установлено,что МКУ «Городское хозяйство» создано ДАТА Администрацией города учреждению передано 22 единицы транспортных средств, в т.ч. и необходимой для надлежащего содержания дорог общего пользования в зимний период. Между МКУ «Городское хозяйство» и ООО «Стройуниверсал» заключен договор, согласно которого общество приняло на себя обязательства по очистке автодорог от снега и снежного наката в г.Котовске. В настоящее время обсуждается вопрос о приобретении по договору лизинга автогрейдера. В 2011 г. ООО «Благоустройство» было заготовлено 110 тонн песко-соляной смеси,в 2012 г. приобретено 40 тонн смеси.
Как следует из письма первого заместителя главы администрации г.Котовска протяженность улично-дорожной сети города составляет около <данные изъяты> км. При средней ширине проезжей части дорог-<данные изъяты>, площадь дорог города-<данные изъяты> кв.м. Для обработки проезжей части дорог требуется <данные изъяты> тонн смеси в год.
Протяженность тротуаров в городе составляет около 30 км. При средней ширине 2,5 м общая площадь тротуаров 50000 кв.м. Для обработки тротуаров необходимо 70 т смеси.
Суд соглашается с мнением администрации города о том,что прокуратурой города не указано, какие нормативные акты нарушены в результате бездействия. Принятие решения о приобретении специализированной техники,противогололедных материалов отнесено к усмотрению органов местного самоуправления.
В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд не вправе оценивать целесообразность указанного городской прокуратурой бездействия.
Федеральными законами на сегодняшний день не закреплено обязанности администрации города осуществлять муниципальный контроль за деятельностью казенных учреждений.
Требования прокуратуры города о возложении на администрацию города обязанности в срок до 1.12.2012 г. обеспечить казенное учреждение специализированной техникой и противогололедными материалами путем выделения необходимых денежных средств также не подлежат удовлетворению,т.к. при этом будут нарушаться нормы бюджетного законодательства.
Согласно ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
Бюджетная смета-документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Согласно ст.184-1 БК РФ распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год ( очередной финансовый год и плановый период) устанавливаются решением о бюджете на очередной финансовый год.
На основании ч.10 ст.35 ФЗ-131 принятие решения об утверждении бюджета города находится в исключительной компетенции Котовского городского Совета народных депутатов. В соответствии со ст.40 Устава города администрация города лишь обеспечивает исполнение бюджета города в пределах тех средств, которые в нем заложены. Таким образом, понуждение администрации города к выделению денежных средств, не предусмотренных бюджетом города, является незаконным.
В обоснование своих требований о признании бездействия МКУ «Городское хозяйство» по ликвидации снежного наката, колейности на дорогах общего пользования г.Котовска и тротуарах в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в зимний период 2011-2012 г.г., незаконным, прокуратура АДРЕС указала,что в соответствии с проверкой, проведенной ДАТА с выездом на место с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по г.Котовску, установлено, что в нарушение требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» практически все дороги общего пользования на территории города не соответствуют требованиям ГОСТа 50597-93:с них не удалены снегоотложения,имеются снежные накаты, глубокая калейность, дорожное покрытие не обработано песко-соляной смесью.
Также была обследована территория, отведенная для хранения заготовленной песко-соляной смеси, расположенная в районе очистных сооружений. Установлено,что на момент проверки песко-соляная смесь имеется в недостаточном для нужд города количестве.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по г.Котовску сообщил,что отдел неоднократно информировал администрацию города о том,что лица, ответственные за содержание дорог г.Котовска в зимний период, в должной мере не исполняли свои обязанности по содержанию улично-дорожной сети в надлежащем эксплуатационном состоянии. Обработка песко-соляной смесью улиц города производилась крайне редко,в основном обрабатывались только перекрестки магистральных улиц. При осложнении погодных условий снегоуборочная техника на улицах города отсутствовала, работы по снегоуборке начинались только с раннего утра, это приводило к уплотнению снега, образованию колейности и снежного наката. Количество снегоуборочной техники при очистке улиц минимальное, эта техника не справлялась с очисткой улиц от снегонакоплений.
По мнению суда, составленный по результатам проверки акт от ДАТА не является достаточно убедительным доказательством по делу, т.к. в нарушение ст.12 ФЗ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» составлен без представителей ответчиков,также в нем не отражены технические характеристики обнаруженных недостатков (толщина наката, глубина колеи и т.д.). Для получения доказательств о несоответствии дорог города требованиям ГОСТа 50597-93 не были применены технические средства диагностики состояния автомобильных дорог. Каким образом и какими приборами, техническими средствами определено наличие снежного наката,толщина и плотность снега, величина продольных деформаций дорожного полотна, не указано. Все измерения глубины колеи, толщины и плотности снега должны производиться в присутствии представителей дорожной организации, специальными инструментами.
Судом установлено,что техника, имеющаяся в МКУ «Городское хозяйство», работала в зимний период 2011-2012 г.г. весь рабочий день на уборке снега, при необходимости в ночное время, рано утром, также проводилась обработка дорожного полотна противогололедными средствами (песко-соляной смесью), сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для улиц и дорог города,с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик, соблюдались.
ОГИБДД ОМВД России по г.Котовску в своей информации не говорит о бездействии МКУ «Городское хозяйство»,а отмечает лишь то,что необходимые мероприятия проводились не в полном объеме.
Таким образом, у суда нет оснований говорить о бездействии казенного учреждения по ликвидации снежного наката, колейности на дорогах общего пользования и тротуарах города, незаконным.
В случае признания бездействия незаконным суд обязан определить последствия такого признания. Однако прокуратурой ставится вопрос о применении последствий нарушений к зимнему периоду 2012-2013 г.г. за зимний период 2011-2012 г.г.,что между собой не взаимосвязано.
В соответствии с ч.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает на себя бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. На основании ч.5 ст.219 БК РФ оплата денежных обязательств ( за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Из этого следует,что финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется по факту принятых на себя обязательств, заготовить противогололедные материалы в количестве, необходимом для борьбы с гололедом в зимний период 2012-2013 г.г. будет возможно только в случае финансирования заявки на приобретение.
Требование о возложении на МКУ «Городское хозяйство» обязанности заготовления противогололедных материалов необоснованно с точки зрения норм закона,отсутствует ссылка на правовой акт, не мотивированы требования о количестве противогололедных материалов,сроке их исполнения.
При изложенных выше обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора г.Котовска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ПРОКУРОРА г.КОТОВСКА о признании бездействия администрации городского округа- г.Котовск по осуществлению муниципального контроля за деятельностью МКУ «Городское хозяйство» по содержанию дорог общего пользования г.Котовска в зимний период 2011-2012 гг., выразившегося в не обеспечении МКУ «Городское хозяйство» специализированной техникой для содержания дорог и несвоевременной заготовке противогололедных материалов,незаконным; о возложении на администрацию городского округа-г.Котовск обязанности в срок до 1.12.2012 г. обеспечить МКУ «Городское хозяйство» специализированной техникой для очистки дорог общего пользования г.Котовска в зимний период и противогололедными материалами путем выделения необходимых денежных средств; о признании бездействия МКУ «Городское хозяйство» по ликвидации снежного наката, колейности на дорогах общего пользования г.Котовска и тротуарах в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в зимний период 2011-2012 г.г.,незаконным; о возложении на МКУ «Городское хозяйство» обязанности в срок до 1.10.2012 г. заготовить противогололедные материалы в количестве, необходимом для борьбы с гололедом в зимний период 2012-2013 г.г., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд через Котовский горсуд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: В.В.Янина