Дело № 2-177/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» марта 2014 года гор. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе :
Председательствующего судьи Крафт Г.В.,
при секретаре Гончаровой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каленовой Елены Григорьевны к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района о признании проживавшей и пострадавшей во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, понуждении включить в список на получение финансовой помощи,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Каленова Е.Г. обратилась в суд к ответчикам о признании ее проживавшей и пострадавшей во время чрезвычайной ситуации муниципального характера и признании за ней права на получение финансовой помощи, понуждении включить ее в списки на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой принадлежащего ей на праве собственности имущества, выплат выделяемых из резервного фонда Правительства Челябинской области на восстановление и ремонт поврежденного жилья. В обоснование иска указано, что истец обращалась в администрацию Анненского сельского поселения по вопросу выплаты материальной помощи в результате подтопления, ее документы были перенаправлены в УСЗН Карталинского муниципального района. Однако в выплатах истице было отказано, по причине отсутствия регистрации по месту жительства. Истица считает, что данный отказ не обоснован, т.к. она проживает в доме по <адрес>, во время наводнения водой подмыло фундамент ее дома и теперь дом стал разрушаться, образовались большие щели, стены искривились, полностью отошла штукатурка от бревен. В настоящее время дом требует капитального ремонта, в огороде погиб весь урожай, в связи с чем истица считает, что соответственно имеет право на получение финансовой помощи. Основание отказа в выплате- отсутствие регистрации, не может являться законным, т.к. такой оговорки ни содержится ни в одном нормативном документе.
В судебном заседании истица Каленова Е.Г. на заявленных требованиях настаивала, подтвердив обоснования указанные письменно. Дополнительно указала, что она проживает в указанном в иске жилом доме, который она приобрела в 2010 году, о чем у нее имеется расписка, но договор купли- продажи в органах регистрации она не регистрировала. Зарегистрирована истица по другому адресу. В период паводка ее дом по <адрес> попал в зону подтопления, в результате чего подмыло фундамент дома начали разрушаться стены. Истица обращалась по поводу получения материальной помощи в администрацию сельского поселения, к ответчикам, и ей были перечислены денежные средства как пострадавшей от наводнения в сумме 30000рублей, в выплате остальной финансовой помощи ей было отказано по причинен отсутствия регистрации по месту жительства.
Представитель ответчика - администрация Карталинского муниципального района, Калюжная И.А., в судебном заседании возражала по поводу удовлетворения заявленных требований, указав, что в период паводка воды в доме истцы не было, <адрес> в зоне подтопления не значится, поэтому она не имеет право на получение финансовой помощи в связи с подтоплением. Кроме того, у истицы отсутствует регистрация по адресу <адрес> - в период чрезвычайной ситуации в виду чего исковые требования полагает необоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН Карталинского муниципального района Пономарева А.А. исковые требования полагала необоснованными, указав, что помощь пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. Истица в доме по <адрес> зарегистрирована не была, в связи с чем, помощь предоставить ей не представляется возможным. Кроме того, вода в дом истицы не зашла, была только в подполе.
Представитель третьего лица администрации Анненского сельского поселения –Долматова Л.Б. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований Каленовой Е.Г., подтвердив, что истец приобрела указанный жилой дом, по похозяйственной книге числится как владелец дома. Хотя <адрес> в <адрес> как пострадавшая от затопления в период ливневых дождей в распоряжении главы администрации Карталинского муниципального района не значится, однако администрация Анненского сельского поселения подавала списки улиц <адрес>, пострадавших в результате подтопления, в администрацию Карталинского муниципального района. Подтверждает, что дом истца пострадал в результате подтопления, получил повреждения, пострадало имущество, огород, считает, что Каленова Е.Г. имеет право на получение финансовой помощи в результате ЧС.
В судебное заседание представитель третьего лица - Министерство социальных отношений Челябинской области не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя. В письменном отзыве указал, что после установления факта проживания истца в зоне подтопления, вошедшему в перечень зон затопления по г. Карталы во время чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.2013г. по 15.08.2013г. в судебном порядке, она будет включен в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерство финансов Челябинской области не явился, представил заявление о рассмотрении дело в его отсутствие.
Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Сторонам при подготовке дела к слушанию разъяснялась статья 56 ГПК РФ о представлении доказательств в обоснование своих исковых требований и имеющихся возражений, в связи с чем, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (ст.18).
Согласно п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. "г, д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно названных Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная пп. "г" п. 9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной пп. "д" п.9 Правил, регулируется п.9.2 Методических рекомендаций. В списках граждан, имеющих право на материальную поддержку указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Распоряжением администрации Карталинского муниципального района Челябинской области № 682-р от 06.09.2013 года, «О внесении изменений в распоряжение администрации Карталинского муниципального района от 23.08.2013года № 626-р, в приложении к распоряжению № 626-р от 23.08.2013г. «Об утверждении зон затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время
чрезвычайной ситуации муниципального характера, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.2013г. по 15.08.2013г.», в перечне улиц попавших в зону затопления в <адрес> не значится.
Однако, суд находит, что данное обстоятельство не может служить основанием в отказе заявленных исковых требований, т.к. в судебном заседании было достоверно установлено, что жилой дом по адресу- <адрес>, пострадал в результате подтопления в связи с прохождением ливневых дождей в период с 07 по 15 августа 2013 года. Данное обстоятельство следует из акта обследования жилого дома, составленного 13.10.2013 года межведомственной комиссией (л.д.), справки администрации Анненского сельского поселения от 12.12.2013 года (л.д.), справки № 12 от 28.01.2014 года (л.д.), фототаблицы. представленной истцом (л.д. ).
Согласно выписки из похозяйственной книги администрации Анненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка и жилого дома расположенного по адресу: <адрес> является Каленова Е.Г..
Из представленного паспорта на имя Каленовой Е.Г., усматривается, что истица Каленова Е.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Однако данное обстоятельство не является основанием для отказа в иске истцу, т.к. Каленова Е.Г. фактически постоянно проживает по адресу <адрес>, по данному месту жительства находится ее имущество.
В соответствии с п.1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно пояснений истицы, данных в судебном заседании, ей были перечислены денежные средства – материальная помощь в связи с подтоплением в сумме 30 000рублей.
Данные обстоятельства подтверждены платежным поручением от 31.12.2013г. № из которого следует, что на расчетный счет Каленовой Е.Г. были перечислены денежные средства в сумме 30 000рублей – как соц. поддержка гражданам подвергшимся ЧС в период ливневых дождей.
Согласно лицевому счету № ГУ Управления ПФ РФ в <адрес> от 30.01.2014., Каленова Е.Г. проживающая по адресу: <адрес>, является получателем пенсии по инвалидности.
Согласно договора – заявки на открытия банковского счета, анкеты заемщика от 08.10.2010г. адрес проживания Каленовой Е.Г. указан как <адрес>.
Истица Каленова Е.Г. является потребителем электроэнергии по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими квитанциями. Согласно представленных платежных документов за потребленную электроэнергию по адресу <адрес>, плательщиком указана Каленова Е.Г.
Из Выписки из похозяйственной книги и наличии у гражданина права на земельный участок администрации Анненского сельского поселения от 19.12.2013г. следует, что Каленовой Е.Г. принадлежит на праве пользования земельный участок общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Из справки администрации Анненского сельского поселения от 12.12.2013г. следует, что Каленова Е.Г. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, фактически Каленова Е.Г. проживает по адресу: <адрес> 2010 года по настоящее время, указанный дом по адресу: <адрес>, действительно находился в зоне затопления в период с 08.08.2013г. по 10.08.2013г.
Истица обращалась к ответчику с заявлением об оказании материальной помощи как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, однако ей было отказано, по причине отсутствия регистрации по месту жительства, что следует из ответа УСЗН администрации Карталинского муниципального района от 17.01.2014г. №15.
Из письма администрации Анненского сельского поселения от 23.01.2014г.№12 видно, что 09.09.2013года в администрацию Анненского сельского поселения обратилась Каленова Е.Г. об оказании материальной помощи в связи с затоплением дома и утратой имущества, по адресу: <адрес>. Каленова зарегистрирована по адресу: <адрес>, а фактически проживает по адресу: <адрес>. Все необходимые документы администрацией Анненского сельского поселения для получения пособий были оформлены и направлены в Управление социальной защиты населения в <адрес>.
Из акта обследования жилого дома от 13.10.2013г. видно, что техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> в целом оценивается как ограничено-работоспособное, дом подлежит капитальному ремонту.
Допрошенная в судебном заседании свидетель- ФИО5 показала, что она ранее работала специалистом в Анненской сельской администрации и осенью 2013 года к ней обращалась Каленова Е.Г. с заявлением о том, что ее дом пострадал в результате подтопления. Свидетель сама посещала ее по месту проживания- <адрес> и увидела, что в доме была сырость, пол был сильно пропитан водой, в сам дом вода не зашла, вода была в подполе. Дом необходимо ремонтировать. Считает, что в результате ливневых дождей сильно поднялся уровень грунтовых вод, в результате чего произошло подтопление дома истца.
Из представленных истицей фотографий видно, что имеются трещины в стенах дома, доказательств полной утраты имущества в судебном заседании не добыто.
Ответчик ссылается в своем возражении на рекомендательные письма Министерства социальных отношений Челябинской области от 13.08.2013 года № 604-ООПСУ, от 19.08.2013 года № 4078-У, что оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 « О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В соответствие с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным зам. Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Чуприянова А.П. от 02.11.2012 года № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения в размере 10 тыс.руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированном на занимаемой площади. Финансовая помощь физическим лицам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного в размере за частично утраченное имущество- 50 тыс. руб. на человека, зарегистрированного на занимаемой площади; за полностью утраченное имущество-100 тыс. руб. на человека, зарегистрированного на занимаемой площади.
Министерство социальных отношений Челябинской области указали, что методические рекомендации были отменены 16.09.2013 года № 55-557-7, что следует из телеграммы Статс-секретаря- заместителя Министерства МЧС России Артманова В.С..
Представитель третьего лица - Министерство социальных отношений Челябинской области в своем отзыве указало, что удовлетворение требований истцов возможны после установления факта проживания истца в жилом помещении в зоне подтопления, вошедшему в перечень зон затопления по г. Карталы во время чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.по 15.08.2013 года, в судебном порядке. После чего истец будет включена в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке. Вышеуказанные списки направляются в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, для принятия решения о возможности выделения денежных средств.
Также, суд находит необходимым учесть и принять во внимание, Протокол совместного заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и коллегии МЧС России от 26.09.2013 года № 17, согласно которого настоящее временное положение по подготовке документов для выплат единовременной материальной помощи и финансовых выплат за утрату имущества при чрезвычайных ситуациях рекомендуется для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право признания его пострадавшим (отсутствие регистрации по месту жительства, правоустанавливающих документов на собственность), организуется включение граждан в списки, на основании принятых судебных решений.
Таким образом, оснований для признания за истицей права на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества, у суда нет, поскольку в судебном заседании доказательств этому не добыто.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Признать Каленову Елену Григорьевну проживавшей и пострадавшей во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, в связи с прохождением паводковых вод с 07 августа 2013 года по 15 августа 2013 года по адресу: <адрес>.
Признать за Каленовой Еленой Григорьевной право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой принадлежащего ей на праве собственности имущества, находящегося по указанному адресу в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, обязав включить ее в список для получения финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий : Крафт Г.В.