ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/16 от 26.01.2016 Клинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 26 января 2016 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Пиралиевой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/16 по иску Николаева М. Л. к администрации Клинского муниципального района об обязании выполнить действия по включению земельного участка в границы городского поселения Клин,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Клинского городского суда Московской области от /дата/ по делу за истцом признано право собственности на земельный участок, общей /площадь/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по /адрес/, и указаны координаты границ земельного участка.

Истец Николаев обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что решением кадастровой палаты от /дата/ приостановлен государственный кадастровый учет и в качестве причины указано, что граница земельного участка пересекает границы муниципального образования Высоковск г/пос, муниципального образования Клин г/пос.

Границы городских поселений Клин и Высоковск установлены законом Московской области от 28.02.2005 № 80/2005-ОЗ (ред. от 19.04.2007) «О статусе и границах Клинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».

Исходя из положений пунктов 3, 6 ст. 11.9, пункта 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Пунктом 5 части 3 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в поста­новке на государственный кадастровый учет такого земельного участка.

СНТ «Сигнал» образовано значительно раньше, чем устанавливались границы (координаты границ) городских поселений Клин и Высоковск. Предоставление земли СНТ подтверждает свидетельство о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования, а также решение об отводе земельного участка и постановление о доотводе земельных участков.

Участок истца сформирован более 15 лет назад и имеет характерное обозначение его границ на местности в виде забора по всему периметру. Участок истца не передвигался на местности и не вышел за границы СНТ, что подтверждает съемка /дата/.

Администрация Клинского муниципального района внесла в государственный кадастр недвижимости сведения о границах городского поселения Клин и городского поселения Высоковск без учета расположения СНТ «Сигнал» и конкретно участка истца. Участок истца перерезан кадастровой границей двух населенных пунктов, что относит его к ним обоим, а это невозможно по земельному законодательству.

Земельный участок, находящийся в пользовании СНТ, стоит на государственном кадастровом учете с /дата/ и относится к ранее учтенным. Несмотря на то, что участок истца считается вновь образованным, он является частью ранее учтенного участка. Исходя из выписки об этом земельном участке, он относится к д. Борисово, которая относится к городскому поселению Клин.

Истец просит обязать администрацию Клинского муниципального района выполнить действия по включению в границы городского поселения Клин земельного участка, общей /площадь/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по /адрес/, принадлежащего Николаеву М.Л. на праве собственности.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.

Представитель администрации Клинского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежаще уведомлен, представил в суд отзыв на иск, где указал, что возражает в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Муниципальные образования (городское поселение Высоковск и городское поселение Клин) в составе Клинского муниципального района, а также их границы утверждены Законом Московской области от 28.02.2005 № 80/2005-ОЗ «О статусе и границах Клинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации (часть 1); изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения (часть 4).

Указание федерального законодателя на использование при решении вопроса об изменении границ муниципального образования, не влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, формы представительной муниципальной демократии (то есть выражения мнения населения через представительный орган муниципального образования) не исключает необходимость - с учетом вытекающих из конституционных принципов народовластия (преамбула; статья 1, часть 1; статья 3 Конституции Российской Федерации) требования согласованного функционирования институтов представительной и непосредственной демократии - правового гарантирования населению, как первичному субъекту местного самоуправления, возможности выразить свою позицию в отношении предполагаемых территориальных изменений и довести ее до сведения представительного органа муниципального образования.

Такой механизм должен обеспечивать гласность при подготовке и принятии решения о муниципально-территориальных изменениях и эффективный контроль местного сообщества за их осуществлением, а следовательно, предполагает, в частности, заблаговременное информирование населения о рассмотрении представительным органом муниципального образования вопроса об изменении его границ и предоставление гражданам реальной возможности довести до сведения депутатов свое мнение по соответствующему вопросу. При этом не исключается и обращение к формам прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включая публичные слушания (статья 28) или опрос граждан (статья 31).

Одновременно с этим, пунктом 3 статьи 8 Устава Клинского муниципального района предусмотрено, что изменение границ муниципального района, не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов и поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного Советом депутатов и представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Устава, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях получения согласия населения при изменении границ, преобразовании муниципального района на всей территории муниципального района или части его территории проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района. Голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района назначается решением Совета депутатов и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Московской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Администрации Клинского муниципального района считает, что изменение границ муниципального района на основании решения суда противоречит указанным нормам действующего законодательства.

Кроме того, администрации Клинского муниципального района, согласно статье 23 Устава Клинского муниципального района, является исполнительно-распорядительным органом муниципального района.

Представитель третьего лица, городского поселения Высоковск, пояснил, что СНТ оказался между городским поселением Клин и городским поселением Высоковск и данную ситуацию необходимо разрешить.

Представитель третьего лица, Кадастровой палаты, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил, о месте и времени судебного заседания Кадастровая палата надлежаще уведомлена.

Протокольным определением суда от /дата/, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено СНТ «Сигнал», где находится земельный участок истца.

Председатель правления СНТ «Сигнал» У. представила в суд отзыв на иск, где указала, что иск поддерживает, и пояснила следующее:

При проведении кадастровой съемки СНТ по фактическому пользованию, оказалось, что 24 земельных участка пересечены границей Высоковского и Клинского поселений, так как участки находятся на стадии оформления и еще не стоят на кадастровом учете.

Участки существуют с 90-х годов, в подтверждение этому - копия плана /дата/, утвержденная Управлением архитектуры Клинского района, а границу между поселениями провели в /дата/, не принимая во внимание СНТ «Сигнал».

/дата/ она отправила электронные письма главе администрации Клинского муниципального района и депутату Мособлдумы по Клинскому району с просьбой обратиться в Правительство Московской области с просьбой изменить границу Высоковского и Клинского поселений так, чтобы все участки принадлежали к Клинскому поселению, так как юридический адрес у товарищества: Клинский район, д. Борисово.

Проверив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п. 3 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими дополнениями и изменениями:

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

2.1. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Законом Московской области от 28.02.2005 № 80/2005-ОЗ «О статусе и границах Клинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», в ред. Закона МО от 25.03.2011 N 36/2011-ОЗ, утверждена граница Клинского муниципального района согласно карте (схеме) и описанию границы Клинского муниципального района (приложение 1), геодезическим данным границы Клинского муниципального района (приложение 2), являющимся неотъемлемыми частями настоящего Закона.

В составе Клинского муниципального района образованы новые муниципальные образования: городское поселение Высоковск, городское поселение Клин. (статья 1).

Утверждена граница городского поселения Высоковск согласно карте (схеме) и описанию границы городского поселения Высоковск (приложение 1), геодезическим данным границы городского поселения Высоковск (приложение 2), являющимся неотъемлемыми частями настоящего Закона. (статья 2).

Утверждена граница городского поселения Клин согласно карте (схеме) и описанию границы городского поселения Клин (приложение 1), геодезическим данным границы городского поселения Клин (приложение 2), являющимся неотъемлемыми частями настоящего Закона. (статья 3).

Решением исполнительного комитета Клинского городского Совета народных депутатов от /дата/ Клинскому МППЖТ отведены земельные участки под коллективное садоводство (фактическое пользование) общей /площадь/ в полосе отвода Октябрьской железной дороги (ж/д ветка Клин-Высоковск).

Постановлением Главы Администрации Клинского района от /дата/ доотведены земельные участки Клинскому МППЖТ под коллективное садоводство (фактическое пользование) общей /площадь/ в бессрочное (постоянное) пользование.

Постановлением Главы Администрации Клинского района от /дата/ зарегистрированы с/т «Сигнал», организованный при Клинском МППЖТ, его устав и утверждены списки с/т.

/дата/ Комитетом по земельным ресурсам Клинского района выдано свидетельство МО-3-88 Клинскому МППЖТ-с/т «Сигнал» на право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, /площадь/ и /площадь/ для садоводства, на основании вышеуказанных решения исполкома и постановлений главы Клинского района.

Границы территории СНТ «Сигнал» в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Истец не указал, какие действия должен выполнить ответчик по включению в границы городского поселения Клин земельного участка истца.

Учитывая, что границы городского поселения Клин установлены Законом Московской области и изменение границ муниципального образования осуществляется также законом субъекта Российской Федерации, при этом, истец не указал, какие действия должен выполнить ответчик по включению в границы городского поселения Клин земельного участка истца, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л:

Иск Николаева М. Л. к администрации Клинского муниципального района об обязании выполнить действия по включению в границы городского поселения Клин земельного участка, общей /площадь/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по /адрес/, принадлежащий Николаеву М.Л. на праве собственности, - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 05 февраля 2016 года.

Судья - подпись