ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/19 от 25.09.2019 Чойского районного суда (Республика Алтай)

№ 2-177/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чоя 25 сентября 2019 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кыдыева А.В.,

при секретаре Аилдашевой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО "Чойский район" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о снятии земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Чойский район» обратилась с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Требования мотивированы тем, что земельный участок, правообладателем которого является МО «Чойский район» с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись . Данный земельный участок предоставлен без определения границ и адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: РА, <адрес>, то есть жилого дома принадлежащего ФИО2 Участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства и не имеет на территории никаких строений, сооружений капитального или временного характера. ДД.ММ.ГГГГФИО2 скончался. В соответствии со статьями 268, 269 Гражданского кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования не может перейти к наследникам ФИО2ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации МО «<адрес>» было вынесено постановление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования с гражданином ФИО2 на вышеуказанный земельный участок.

Наследник ФИО2 – ФИО1, лицо, фактически пользующееся данным земельным участком и владеющая домом, решила объединить в один данный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором находится дом. После подачи пакета документов в Федеральную Службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай ФИО1 получено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета по причине пересечения границы земельного участка с земельным участком <данные изъяты>. Ввиду данного обстоятельства, а также для прекращения записи в ЕГРН на право постоянного (бессрочного) пользования с целью последующей передачи земельного участка ФИО1, истцом в Росреестр 20.05.2019 г. подано заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета. 23.05.2019 г. Росреестром в адрес истца было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2019-6028780/поскольку земельный участок не является преобразуемым, сведения по нему имеют учтенный характер и, как следствие, не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В судебном заседании представитель истца ФИО3 действующий на основании доверенности исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела. Судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО1, не возражала в удовлетворении исковых требований администрации МО «Чойский район».

Выслушав стороны, исследовав доказательства и оценив их в совокупности, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 15 ЗК РФ предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

По смыслу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 70 ЗК РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Частью 3 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01 марта 2008 года, в случае: 1) снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Порядок действий Управления Росреестра при снятии с кадастрового учета таких земельных участков определен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 года N 943.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).

Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.

Из материалов дела следует, что земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись . Данный земельный участок предоставлен без определения границ и адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: <адрес>, то есть жилого дома принадлежащего ФИО2 Участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства и не имеет на территории никаких строений, сооружений капитального или временного характера.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 скончался, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ИЛ .

В соответствии со статьями 268, 269 Гражданского кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования не может перейти к наследникам ФИО2

Ввиду данных обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО «Чойский район» было вынесено постановление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования с гражданином ФИО2 на вышеуказанный земельный участок.

Наследник ФИО2 – ФИО1, лицо, фактически пользующееся данным земельным участком и владеющая домом, решила объединить в один данный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором находится дом. После подачи пакета документов в Федеральную Службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Росреестр) ФИО1 получено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета по причине пересечения границы земельного участка с земельным участком <данные изъяты>.

Ввиду данного обстоятельства, а также для прекращения записи в ЕГРН на право постоянного (бессрочного) пользования с целью последующей передачи земельного участка ФИО1, истцом в Росреестр 20.05.2019 года подано заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета. 23.05.2019 года Росреестром в адрес истца направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2019-6028780/1 ввиду того, что земельный участок не является преобразуемым, сведения по нему имеют учтенный характер и, как следствие, не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 11.2. Земельного кодекса РФ, образование земельных участков осуществляется при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Основное требование, установленное ЗК РФ утверждает единые принципы при проведении работ по образованию новых земельных участков, а именно: образование не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

Также вышеуказанной статьей установлено еще одно требование при образовании земельного участка – определение предельных размеров (минимальные и максимальные). В муниципальном образовании «Чойский район» минимальная площадь для образования земельного участка с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, составляет <данные изъяты> кв.м. (Правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования «Чойский район», утвержденные Решением сессии Совета депутатов муниципального образования «Чойский район» от 17.07.2015 года № 12-15).

Площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> кв.м., то есть менее минимального размера установленной площадь для образования земельного участка.

В соответствии с пп. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее одного метра) или проезда (шириной не менее трех с половиной метров).

В случае если вышеуказанный земельный участок не будет передан в собственность ФИО1, а останется в пользовании истца, то данные требования Методических рекомендаций не будут соблюдены. Т.е. ввиду географического расположения (наличия обрыва, реки) к этому земельному участку не может быть предоставлен доступ или проезд иначе как через участок ФИО1

Перераспределение, установленное ст. 39.29 ЗК РФ, в отношении обоих земельных участок не может быть осуществлено, ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет неуточненные границы (ч. 10 п. 9 ст. 39.29), а уточнить, определить границы данного земельного участка в соответствии с земельным законодательством, не представляется возможным ввиду не соответствия площади земельного участка минимальным размерам.

Таким образом, земельный участок не может быть предоставлен какому-либо лицу ввиду его размера менее минимально установленного, ввиду невозможности размещения на нем объектов недвижимости, отсутствия доступа. Как следствие, отказ в снятии с кадастрового учета приведет к нерациональному использованию земельного участка, и исключит возможность перераспределить земельный участок с кадастровым номером 04:02:010106:37, принадлежащий ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муниципального образования "Чойский район" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в границах участка с адресом: <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья А.В. Кыдыев

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2019 года.